Очерк о Вселенной К. Э. Циолковского

Ирина Ландес
Очерк о Вселенной Константина Эдуардовича Циолковского (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя — 19 сентября 1935, Калуга, СССР).
Полное название очерка «Вместо злорадства – ужас и самоотвержение. Ликвидация несовершенного и эгоистическое сострадание» из книги Циолковского «Космическая философия».


Несомненна вечная повторяемость жизни данного кусочка материи. Действительно, каждое живое существо до своего рождения было рассеяно во вселенной. Его части находились в воде, воздухе, земле и вне Земли. Но это нисколько не помешало ему возникнуть для жизни. После смерти существа с его телом случится то же, что было перед рождением, то есть оно опять рассеется по всему земному шару и будет совершенно в том же состоянии, в каком было до своего рождения.
Но как первое рассеяние не помешало оживлению, так и второе не должно ему помешать: существо рано или поздно обязательно должно принять органическую форму.
После этого второго рождения опять получается одно и тоже. Стало быть, если однажды получилось рождение, то оно и будет повторяться вечно.
Органической материи на нашей планете очень мало в сравнении с неорганической, и потому вероятность рождения определяется многими миллионами лет после разрушения. Тогда уже на Земле не будет ничего несовершенного и мы можем возникнуть только в образе высших зрелых существ.
Но нельзя на это твёрдо рассчитывать. Есть малая доля вероятности возникнуть для жизни и через несколько лет, дней и даже секунд. В каком же образе мы возникнем? Каждого это должно интересовать.
Сейчас я счастлив, доволен, сознателен. Но вот я умираю. Тело рассеивается. В каком же образе я возникну снова, если оживу вскоре, а не через миллионы лет?
Мне не хочется ожить в форме человека низшей расы, в форме насильника, в образе слабого, несчастного, глупого, больного, искалеченного человека. А это вполне возможно. Меня не прельщает также образ современной женщины. Но и женщиной я могу быть.
Ужасает меня образ домашних животных, которых так мучает человек и которые так мучают друг друга. Форма зайца для меня противна так же, как и форма тигра или волка.
Прежде я смотрел на несовершенных людей, на калек и несчастных, на животных и больных, на женщин и детей – и думал, что это меня совсем не касается. Я думал, хотя и бессознательно, что глупые делают меня умным, что несчастные оттеняют мое счастье, что слабые – мои конкуренты и что хорошо, что кругом меня слабость, глупость, рабство, страдание, болезни и пр. Все это делает меня сильнее и почётнее, так как я выделяюсь из других: будь они сильнее и счастливее меня – я был бы рабом их. Мы в таких мыслях не признаёмся, но хоть отчасти они есть. Теперь же, убедившись в том, что всё несовершенство мира, все его пороки и зло будут также и моим уделом, - теперь я смотрю на всё окружающее несовершенство с ужасом. Их судьба – моя судьба после смерти. Сейчас мне не смешно уже смотреть на людей, у меня нет скрытого злорадства и лицемерного сострадания, а есть один ужас. Ужас и забота: как бы устранить на Земле всё дурное, всё несчастное, всё жалкое, все страдания и все горести. Тогда и я не буду бояться рождения в образе мучительно убиваемого и терзаемого животного, в образе человека жалкой расы, образе больного, калеки, идиота.
Вот забота, вот цель жизни – устранять всякое зло на Земле. Теперь для меня это не сантименты, не добродетель, а эгоистическое стремление, которое я всеми силами стараюсь осуществить. Разум, наука и эгоизм заставляют меня стремиться к святости в самом высоком смысле слова. Без нее я несчастен, так как страшусь родиться несчастным и несознательным существом.
Теперь, смотря на страдания, я вижу самого себя, испытывающего эти страдания при следующих после моей смерти рождениях.

6 февраля 1934 г.

Дорогой читатель, предлагаю интересную рецензию Кари Вестовой, которую она написала к очерку "Вечный свет космоса" http://www.stihi.ru/2012/04/12/2065:

Хотелось бы поделиться мало известной информацией
об этом выдающемся учёном, которая стала доступна благодаря работам немецкого академика,
профессора славянской филологии Цюрихского университета Петера Бранга.

Начиная с 1916 года, Циолковский занимался созданием смелых проектов построения общества будущего, за что был исключён из Академии общественных наук
сразу же после октябрьской революции.
В 20-е годы им были написаны работы, в которых он излагал свои представления о счастливом и благополучном мироустройстве,
такие как "Будущее Земли и человечества", "Общественная организация человечества" и другие.
Основная идея проектов Циолковского, которые иногда противоречили друг другу,
поскольку он над ними постоянно продолжал работать и совершенствовал их, заключалась в том, чтобы сделать человечество счастливым.

К.Э. Циолковский был сторонником и защитником вегетарианства, об этом тоже мало кому известно.
К вопросам вегетарианства К.Э. обращался в своём эссе "Общественная организация человечества" и "Идеальный строй жизни".

Мало известным является также тот факт, что Циолковский является не только отцом русской космонавтики, но и создателем проектов космических полётов, автором научно-фантастической прозы (Повесть "Вне Земли").
Создавая картины прекрасного будущего, К.Э. Циолковский утверждал,
что человечество должно питаться растительной пищей.

Кари Вестова   05.09.2012 22:20