ХХ -й век. Инвентаризация нематериальных ценностей

Лазарь Лисинкер
       Чисто случайно довелось участвовать в инвентаризации применительно к товарно-материальным ценностям ИВЦ одного из подразделений РАО «Рос-сийские железные дороги». Вычислительная техника, столы, инструменты и пр., пр., пр.
И вот тут пришла в голову мысль о том, что если бы пришлось проводить Инвентаризацию  нематериальных ценностей  Российской культуры  ХХ века, то десять – пятнадцать песенных текстов В.Высоцкого непременно вошли бы в Реестр.

     Об этом же и в материале И.Петровской (Люди и манекены. Известия, 02.02.07). И.Петровская совершенно справедливо ругательски ругает актёров, певцов, которые как бы отбывая некую повинность, выдают на гора одну-две песни Высоцкого на очередной годовщине со дня его рождения. А лучше бы они этого не делали, потому как незачем конкурировать с В.В.
 
      В Новосибирске с 2005-го года  стоит памятник В.Высоцкому. Хороший памятник, с гитарой. Всё как надо. И строчка – к месту: « Поэты ходят пятками по лезвию ножа  … »

   
Но если будут проекты памятника В.В. в других городах, хорошо бы учесть вот такую картину, которая подсказана бессмертной его песней «Кони привередливые»:

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому, по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю
Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю

     Последние две строчки сложились так дивно, колдовски, что забыть их нельзя - явный признак поэтической удачи.

 Ну, и как символ, метафора нашего тревожного времени - колесница технической цивилизации при-мчала Человека к краю пропасти.

      По глубине, пронзительности, образной силе Кони привередливые - вер-шинная песня В.Высоцкого. Самое долговечное его создание. И сколько будут помнить В.Высоцкого, столько будут стоять перед глазами Кони по-над пропастью в клочьях пены и бешеный возница, умоляющий вскачь не лететь.

Вот вам и проект памятника В.Высоцкому. В других городах. Но, конечно, в стихи.ру скульпторы не заглядывают. И всё равно:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее
Умоляю вас вскачь не лететь.

------------------------

  В дополнение к этому следует привести результаты случайного опроса 20-25 инженеров одного из НИИ Новосибирска по творчеству В.В. ( дело было лет 25 тому назад)

  Что считать вершиной творчества В.Высоцкого

  Уж что-что, а песни В.Высоцкого мы знаем “от” и “до”. Снова и снова слушаем записи его песен. Острые, злободневные для 60-х, 70-х годов песенные тексты в основном устарели.
На нейтральной полосе цветы... /  Страшно, аж жуть...
Товарищи ученые, доценты с кандидатами ...
Никто их сейчас не гонит в колхозы копать картошку. Другие сейчас хлопо-ты и заморочки. Но зато живы как бы подслушанные в самой гуще народной меткие, ершистые словечки из тех полузабытых песен:

Надо, Федя, надо...  /  Просто некуда деться... /
 
Еще не вечер... /  Жираф большой - ему видней...

Тут за день так накувыркаешься,
Придешь домой - там ты сидишь... /

Нет ребята-демократы, - только чай.. /

Небось, картошку все мы уважаем...
И т.д.  и  т.п.

   В своё время были очень в ходу всевозможнейшие опросы:
“Назовите две-три самые сильные по воздействию песни В.В.” Результаты одного из подобных опросов, на мой взгляд, заслуживают внимание и сегодня. Было опрошено пятнадцать человек из тех, что собирают песни В.В., знают и пристрастно относятся ко всем его текстам.   Некоторые ответы по песням совпадали, и тогда появилась графа “Кратность”.

Лучшие песни В.Высоцкого

№ Название или начальные слова  / Кратность  / Жанр
1 Волны (штормит весь вечер)    / 1    /    ?
2 Диалог у телевизора       / 1          / актерск.
3 Дорогая передача       / 1    /    актерск.
4 Колея                / 3          / притча
5 Канатоходец               / 1          / ?
6 Кони привередливые       / 3    /    лир.
7 Корабли (возвращаются все)    / 1    /    лир.
8 Кто-то высмотрел плод       / 1    /    ?
9 Меня сегодня бес водил       / 1    /    ?
10 Не надо подходить к чужим столам / 1       / лир.
11 Полководец с шеею короткой    / 1          / притча
12 Протопи ты мне баньку по белому / 3    /    ?
13 Райские яблоки               / 2          / сюр
14 Рвусь из сил (охота на волков) /  3    /    лир.
15 Смотрины (там у соседа пир)   / 2    /    актерск.
16 Сон мне: желтые огни       / 3    /    лир.
17 Час зачатья я помню неточно   / 1    /    лир.
18 Что за дом стоит       / 2    /    сюр
19 Чужие карбонарии       / 2    /    сюр

Наиболее долговечны, на  взгляд автора сих строк, песенные тексты с при-пиской “сюр”, потому что они дают воображению слушателя больше всего пи-щи. Сюр - выход в какую-то сверхреальность (кстати, “сюр” переводится с фран-цузского, как “над”). Возьмем “Райские яблоки”, где после смерти лирического героя разворачивается следующая картина

В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок
И ударит душа на ворованных клячах в галоп
В дивных райских садах наберу бледнорозовых яблок
Жаль сады сторожат и стреляют без промаха в лоб
...........       
Мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий
...........
Прискакали - гляжу: пред очами не райское что-то
Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел
И среди ничего возвышались литые ворота
И огромный этап у ворот на ворота глядел
...........
Седовласый старик что-то долго возился с засовом
И кряхтел и ворчал и не смог отворить и ушел
И огромный этап не издал ни единого стона
Лишь на корточки вдруг с занемевших колен пересел

Здесь малина, братва, оглушила малиновым звоном
Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел.

Традиционные христианские персонажи (апостол Петр с ключами) неожи-данно соединяются с беспощадной лагерной тематикой (беспредел - этап - ма-лина). Лагерная и христианская образность почему-то вполне органично допол-няют друг друга. Эта неожиданная близость действует на читателя-слушателя, как магниевая вспышка, вырывающая из монотонной прозы поэтическую суть:         

  Райские кущи - это может быть духовная зона, не более того.

По крайней мере пять песен в таблице - это В.Высоцкий-лирик: Кони, Корабли, Не надо подходить, Сон мне, Час зачатья.

   Если выбирать из этих пяти, то, пожалуй, Кони привередливые будут вне конкуренции. В этой песне всё счаст-ливо сошлось: и безоглядная удаль, и полнейшая самоотдача поэта

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому, по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю
Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю


Последние две строчки так дивно, колдовски сложились, что забыть их нельзя - явный признак поэтической удачи.
 А по образности

“Кони привередливые - колесница технической циви-лизации примчала Человека к краю пропасти” - замечательная метафора нашего тревожного времени.

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее
Умоляю вас вскачь не лететь
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел, мне допеть не успеть

Я коней напою, я куплет допою
Хоть немного еще постою на краю.

По глубине, пронзительности, образной силе Кони привередливые - вер-шинная песня В.Высоцкого. Самое долговечное его создание. И сколько будут помнить В.Высоцкого, столько будут стоять перед глазами Кони по-над пропастью в клочьях пены и бешеный возница, умоляющий вскачь не лететь ...

 E-mail:   lisinkerls@mail.ru    Л.Лисинкер.