Чисто случайно довелось участвовать в инвентаризации применительно к товарно-материальным ценностям ИВЦ одного из подразделений РАО «Рос-сийские железные дороги». Вычислительная техника, столы, инструменты и пр., пр., пр.
И вот тут пришла в голову мысль о том, что если бы пришлось проводить Инвентаризацию нематериальных ценностей Российской культуры ХХ века, то десять – пятнадцать песенных текстов В.Высоцкого непременно вошли бы в Реестр.
Об этом же и в материале И.Петровской (Люди и манекены. Известия, 02.02.07). И.Петровская совершенно справедливо ругательски ругает актёров, певцов, которые как бы отбывая некую повинность, выдают на гора одну-две песни Высоцкого на очередной годовщине со дня его рождения. А лучше бы они этого не делали, потому как незачем конкурировать с В.В.
В Новосибирске с 2005-го года стоит памятник В.Высоцкому. Хороший памятник, с гитарой. Всё как надо. И строчка – к месту: « Поэты ходят пятками по лезвию ножа … »
Но если будут проекты памятника В.В. в других городах, хорошо бы учесть вот такую картину, которая подсказана бессмертной его песней «Кони привередливые»:
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому, по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю
Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю
Последние две строчки сложились так дивно, колдовски, что забыть их нельзя - явный признак поэтической удачи.
Ну, и как символ, метафора нашего тревожного времени - колесница технической цивилизации при-мчала Человека к краю пропасти.
По глубине, пронзительности, образной силе Кони привередливые - вер-шинная песня В.Высоцкого. Самое долговечное его создание. И сколько будут помнить В.Высоцкого, столько будут стоять перед глазами Кони по-над пропастью в клочьях пены и бешеный возница, умоляющий вскачь не лететь.
Вот вам и проект памятника В.Высоцкому. В других городах. Но, конечно, в стихи.ру скульпторы не заглядывают. И всё равно:
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее
Умоляю вас вскачь не лететь.
------------------------
В дополнение к этому следует привести результаты случайного опроса 20-25 инженеров одного из НИИ Новосибирска по творчеству В.В. ( дело было лет 25 тому назад)
Что считать вершиной творчества В.Высоцкого
Уж что-что, а песни В.Высоцкого мы знаем “от” и “до”. Снова и снова слушаем записи его песен. Острые, злободневные для 60-х, 70-х годов песенные тексты в основном устарели.
На нейтральной полосе цветы... / Страшно, аж жуть...
Товарищи ученые, доценты с кандидатами ...
Никто их сейчас не гонит в колхозы копать картошку. Другие сейчас хлопо-ты и заморочки. Но зато живы как бы подслушанные в самой гуще народной меткие, ершистые словечки из тех полузабытых песен:
Надо, Федя, надо... / Просто некуда деться... /
Еще не вечер... / Жираф большой - ему видней...
Тут за день так накувыркаешься,
Придешь домой - там ты сидишь... /
Нет ребята-демократы, - только чай.. /
Небось, картошку все мы уважаем...
И т.д. и т.п.
В своё время были очень в ходу всевозможнейшие опросы:
“Назовите две-три самые сильные по воздействию песни В.В.” Результаты одного из подобных опросов, на мой взгляд, заслуживают внимание и сегодня. Было опрошено пятнадцать человек из тех, что собирают песни В.В., знают и пристрастно относятся ко всем его текстам. Некоторые ответы по песням совпадали, и тогда появилась графа “Кратность”.
Лучшие песни В.Высоцкого
№ Название или начальные слова / Кратность / Жанр
1 Волны (штормит весь вечер) / 1 / ?
2 Диалог у телевизора / 1 / актерск.
3 Дорогая передача / 1 / актерск.
4 Колея / 3 / притча
5 Канатоходец / 1 / ?
6 Кони привередливые / 3 / лир.
7 Корабли (возвращаются все) / 1 / лир.
8 Кто-то высмотрел плод / 1 / ?
9 Меня сегодня бес водил / 1 / ?
10 Не надо подходить к чужим столам / 1 / лир.
11 Полководец с шеею короткой / 1 / притча
12 Протопи ты мне баньку по белому / 3 / ?
13 Райские яблоки / 2 / сюр
14 Рвусь из сил (охота на волков) / 3 / лир.
15 Смотрины (там у соседа пир) / 2 / актерск.
16 Сон мне: желтые огни / 3 / лир.
17 Час зачатья я помню неточно / 1 / лир.
18 Что за дом стоит / 2 / сюр
19 Чужие карбонарии / 2 / сюр
Наиболее долговечны, на взгляд автора сих строк, песенные тексты с при-пиской “сюр”, потому что они дают воображению слушателя больше всего пи-щи. Сюр - выход в какую-то сверхреальность (кстати, “сюр” переводится с фран-цузского, как “над”). Возьмем “Райские яблоки”, где после смерти лирического героя разворачивается следующая картина
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок
И ударит душа на ворованных клячах в галоп
В дивных райских садах наберу бледнорозовых яблок
Жаль сады сторожат и стреляют без промаха в лоб
...........
Мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий
...........
Прискакали - гляжу: пред очами не райское что-то
Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел
И среди ничего возвышались литые ворота
И огромный этап у ворот на ворота глядел
...........
Седовласый старик что-то долго возился с засовом
И кряхтел и ворчал и не смог отворить и ушел
И огромный этап не издал ни единого стона
Лишь на корточки вдруг с занемевших колен пересел
Здесь малина, братва, оглушила малиновым звоном
Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел.
Традиционные христианские персонажи (апостол Петр с ключами) неожи-данно соединяются с беспощадной лагерной тематикой (беспредел - этап - ма-лина). Лагерная и христианская образность почему-то вполне органично допол-няют друг друга. Эта неожиданная близость действует на читателя-слушателя, как магниевая вспышка, вырывающая из монотонной прозы поэтическую суть:
Райские кущи - это может быть духовная зона, не более того.
По крайней мере пять песен в таблице - это В.Высоцкий-лирик: Кони, Корабли, Не надо подходить, Сон мне, Час зачатья.
Если выбирать из этих пяти, то, пожалуй, Кони привередливые будут вне конкуренции. В этой песне всё счаст-ливо сошлось: и безоглядная удаль, и полнейшая самоотдача поэта
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому, по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю
Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю
Последние две строчки так дивно, колдовски сложились, что забыть их нельзя - явный признак поэтической удачи.
А по образности
“Кони привередливые - колесница технической циви-лизации примчала Человека к краю пропасти” - замечательная метафора нашего тревожного времени.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее
Умоляю вас вскачь не лететь
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел, мне допеть не успеть
Я коней напою, я куплет допою
Хоть немного еще постою на краю.
По глубине, пронзительности, образной силе Кони привередливые - вер-шинная песня В.Высоцкого. Самое долговечное его создание. И сколько будут помнить В.Высоцкого, столько будут стоять перед глазами Кони по-над пропастью в клочьях пены и бешеный возница, умоляющий вскачь не лететь ...
E-mail: lisinkerls@mail.ru Л.Лисинкер.