На статью Философского Саксаула о БАМе

Татьяна Муратова
Навеяно:"БАМ-м-м-м-м!"
http://www.stihi.ru/2011/07/08/1254

Господин Философский Саксаул внёс меня в чёрный список, потому моих рецензий не видно на его странице. Но он затронул тему, где я не могу не дать ему ответ.

 Речи  Философского Саксаула  о БАМе снова да неладом. Ушли самозванцы времени горбачевского да ельцинского, новые из щелей выползают. Денег, затраченных на строительство БАМа, ушло гораздо меньше, чем в годы лихие ушло за границу в карманы нуворищей на покупку недвижимости да вливания в западную и американскую экономику, которую «новые русские» неплохо поддержали в годы воровства и беспредела. Вы спросите у родственников мальчиша-Плохиша  (Егор Гайдар) и его соратников по разворовыванию России, сколько БАМов у них на счетах осело. А сейчас сказать тем, кто воровал и ворует в свои карманы, больше нечего, явно приток денежный из России иссяк, каналы подпитки перекрыты, так они снова бамовскую тему поднимают. Мы, бамовцы, гордимся тем, что построили эту дорогу. И жалеем о том, что перестройка не задержалась до конца прошлого века: мы бы построили не только саму дорогу, но и всю инфраструктуру края сумели бы обустроить: дороги, города, заводы, учебные заведения. Сегодня всё это делается, но достаётся очень тяжело через огромные препятствия и чиновничий произвол. Что касается БАМа, то для несведущих (прочитала умные речи Ф.С.) в ответ на рецензии, могу сообщить, что Байкало-Амурская Магистраль уже давно относится к Восточно-Сибирской железной дороге. Вся управляющая компания находится в Иркутске. Во время передачи дороги  БАМ послужил мощной кладовой запасов для Восточно-Сибирской железной дороги. Во время беспредела и остановки заводов по производству запчастей БАМ снабдил «Восточку»  материалами так, что хватило для бесперебойной работы на время всей перестройки. БАМ – это кузница кадров для ОАО «РЖД». Многие специалисты с  БАМа  уходят работать в вышестоящие организации  страны. И не только в ОАО «РЖД». 
    Сегодня БАМ работает в полную силу, уже не хватает мощностей дороги для грузоперевозок, поэтому идёт вопрос о строительстве второй колеи. Так как во всех тоннелях   полотно под две колеи, сделать это будет не так трудно.
Мне неприятно читать откровенную ложь, которая поощряется несведущими рецензентами, поэтому я публикую эту статью.
09.07.2011

На фотографии: Александр Бондарь на праздновании 35-летия БАМа в городе Тында.
Фото Матвиевского

Статистика БАМа
По данным статистики общая длина трассы от Тайшета до города Советская Гавань, расположенного на берегу Тихого океана  - 4265 км. Новый путь от Лены до Комсомольска-на Амуре, сданный в постоянную эксплуатацию в 1989 году государственной комиссии, составляет 3144 км. Это железнодорожная магистраль I категории с проектной мощностью перевозки 35миллионов тонн грузов в год. От Тайшета до Тынды земляное полотно отсыпано под два пути, дальше, до Комсомольска-на-Амуре, дорога в однопутном исполнении. Мощные верхние строения пути с рельсами Р 65, высокой энергонасыщенностью, позволяющей в перспективе полную электрификацию, с прогрессивными средствами эксплуатации: автоблокировка, телесигнализация, электрическая централизация стрелок и сигналов и другое. Трасса пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов.  Больше тысячи километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, марей, болот, высокой сейсмичности. Основано 60 городов и посёлков. Построено около 200 станций и разъездов, сооружено 3136 искусственных сооружений, в том числе 142 моста с пролётами 100 метров и длиннее, перемещено 230 миллионов кубометров грунта. Пробито 8 тоннелей длиной больше  33, 5 километра. Также построена дорога БАМ-Тында-Беркакит длиной 404 километра – начало будущей Амуро-Якутской магистрали. На малом БАМе (АЯМе) отсыпано земляное полотно объёмом 35 миллионов кубометров, построено 450 искусственных сооружений, в том числе Нагорный тоннель длиной 1352 метра в октябре 1979 года, 9 больших мостов. Уложено 500 километров главных станционных путей, открыто 11 станций, 13 разъездов.
Несмотря на явную недооценку геологии Северомуйского хребта или «прокол», как называли бы в коридорах власти, проектировщиков и изыскателей по Северомуйскому тоннелю строительство БАМа является одним из самых смелых и в тоже время стратегически продуманным и экономически проработанным комплексным объектом, не имевшим аналогов в то время. Только экономически сильная держава могла себе позволить взяться за такой масштабный строительный проект.
42 шефских строительных организаций  республик, краёв и областей СССР, Москвы и Ленинграда построили 53 города и посёлка городского типа для железнодорожников вдоль магистрали.
Москва построила Тынду, Ленинград – Северобайкальск, Украина – Ургал, Белоруссия – Золотинку (АЯМ), Белоруссия и Латвия – Таксимо, Грузия –  Икабью и Ния, Армения – Таюру, Эстония – Кичеру, Литва – Уоян, Азербайджан – Улькан и Ангою, Узбекистан – Куанду, Казахстан – Новую Чару, Молдавия – Олонку и Меунчик, Таджикистан – Солони, Тукменистан – Ларбу, Дагестанская, Северо-Осетинская  и Чечено-Ингушска Асср  - Кунерму, Башкирская АССР – Зейск, Алтайский край – Эворон, Красноярский край – Февральск, Хабаровский край – Сулук, Краснодарский и Ставропольский – Лену Восточную, Московская область – Дипкун, разъезды Тутаул, Дымкоуль, Волгоградская область – Джамку, Горьковская (Нижегородская) – Могот (АЯМ), Новосибирская – Постышево, Пензенская – Амгунь, Ростовская – Киренгу, Тамбовская – Хурмули, Челябинская – Усть-Нюкжу, Саратовская – Герби, Свердловская – Хорогочи и Кувыкту, Кемеровская – Беркакит (АЯМ), Куйбышевская 9Самарская) – Этеркан, Тульская – Маревую, Ульновская – Ижак. 
Для железнодорожников построены 1,2 миллиона квадратных метров благоустроенного жилья и вся социальная инфраструктура – школы, детские сады, больницы, поликлиники, клубы и общественные центры, торговые комплексы, холодильники, базы хранения. Это был один из крупнейших инвестиционных проектов СССР в последней четверти XX века. Сметная стоимость магистрали составила 12 миллиардов рублей в ценах на начало 1991 года.
Ныне в эпоху глобализации, когда нет противостояния с соседними государствами, активное развитие российско-китайской, российско-японской торговли ведётся с опорой на обе широтные магистрали: Транссиб и БАМ. Международное значение БАМа будет только возрастать, резко сокращаются расстояния от Восточной Азии в Западную Европу. Расстояние от Иокогамы (Япония) до Роттердама (Голландия) через Панамский канал составляет 23 тысячи километров, вокруг Африки – 27 тысяч, а через БАМ – 13, 5 тысячи километров.

(Информация из книги Баира Балбарова «Магистраль нашей молодости (записки о комсомольцах 70-80 годов XX века).
Улан-Удэ 2008