Двухнедельное ревью 49. Обзор Ученого Кота

Психоделика
_________________ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СТРАНИЦЫ РЕВЬЮ _________________

день 1-10     —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в шапку ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.



***** Обозреватель    Ученый Кот       http://www.stihi.ru/avtor/z3apa3a

-8<-------------------------------------------------

В силу огромной природной лени, вместо обзора я просто выдеру собственные рецензии.

В результате, отобранная пятерка будет выглядеть следующим образом:

Майя Некрасова, "***"

я вовсе не сергей есенин
ни баб ни славы ни стихов
зачем же ты опять приперся
в мой дом о черный человек
(Илья Тржецяк)

Мне нравится сравнивать хорошую поэзию с садиком, в котором приятно гулять. При этом можно выделить две составляющих - ту дорожку, тропинку, по которой вы идете во время прогулки - это речевая, или, если хотите, прозаическая (хотя это и довольно условно) составляющая. А вот сам садик - те деревья и травы, лужайки, скульптурки, фонтанчики - это образы и эмоции, которые рождает стих за счет ассоциаций и суггестии - этакая чистая поэзия.

Дорожка, прозаическая составляющая в поэзии не обязана быть такой же, как в прозе, не обязана напоминать обычную дорогу, этакий хайвей. Нет. Она может петлять, пересекать саму себя, сужаться и расширяться, неожиданно поворачивать. Но: если язык плох, конструкции кривы, смысл скользкий, в покрытии выбоины - прогулка не доставит удовольствия, вместо того, чтобы любоваться садом вы будете смотреть под ноги. Техническая составляющая стиха - ритмика, ассонансы, аллитерации, рифмы, сочетаемость звуков - это тоже не часть садика, это некое покрытие на дорожке, которое делает ее эстетичнее и удобнее. То есть не добавляет к чистой поэзии ничего.

С дорожкой все достаточно просто.

Сложнее с садиком. Создать красивый сад - это искусство. Это может быть сад камней. Это может быть дикий уголок, похожий на кусочек леса. Это может быть маленький летний сад. Но он не может быть полностью хаотичным, он не должен быть заставлен штампованными пластиковыми деревьями и вдоль дороги не должны стоять фанерные щиты, загораживающие обзор.

Так вот - садик у вас хороший. А вот дорожка достаточно раздолбанная, т.е. проблемы именно с прозаической и технической составляющей.

Именно из-за того, что садик хорош, а дорожка не очень - над Вашим стихом хочется работать, предлагать какие-то варианты правок. Я бы рекомендовал Вам хорошенько над ним посидеть.

-8<-------------------------------------------------

Егор Мирный, "Июньское"


Понравилось, и отсутствие прописных букв мне кажется уместным - действительно есть эффект перетекания одной фразы в другую, потому что хорошо "подогнаны" стыки.

-8<-------------------------------------------------

Джоу Вен Бо, "Ding an sich"

I wish you were here, dear,
I wish you were here.
I wish we were in my car,
and you'd shift the gear.
We'd find ourselves elsewhere,
on an unknown shore.
Or else we'd repair
to where we've been before.
(J.Brodsky)

Повторение - это стилистический прием. Но если что-то повторяется более чем один раз - то это уже исчерпавший себя стилистический прием и подобное повторение должно быть оправдана композицией. Стихо с композицией в наше время - редкость и наличие композиции - уже приятно :) Для чего может потребоваться повторение в композиции? Чтобы потом сделать вывод в виде синтеза или антитезы. Смотрим первый стих, который, казалось бы, заканчивается замечательным выводом-синтезом. Но:
Страшно, страшно, страшно, страшно:
Твоё бессмертие - это когда о нём превосходно знают другие,
но, по какой-то причине - совершенно не знаешь ты.
Ы? Получается что на самом деле синтеза нет. Первые две строфы этому выводу только мешают. Т.е., реально, все стихо содержится в двух заключительных строфах, а остальное - совсем другой стих, родившийся по причине некоего внутреннего композиционного шаблона автора, от которого лучше бы уйти.

Даешь рушить головы! То бишь шаблоны!! :)

Несмотря на вышесказанное, стих нравится афористичностью и четкостью изложения мысли.


-8<-------------------------------------------------

Ирина Зиновьевна, "ТАРУСА (памятнику и камню)"

замечательное, очень качественное "программное" стихотворение - прямо можно включать в любой сборник посвященный Цветаевой, правда больше, почему-то, напомнило Ахматову, причем определенный цикл - не скажу какой, теперь Ваша очередь гадать ;). Я не знаток обеих - поэтому не могу объяснить сей феномен :)

Но представьте, что я не был в Тарусе. Про камень, я знаю, хотя и достаточно случайно. А вот что там где за памятник - нет и при словах "туда на площадь, в город, на позор" - позор мне - но я не знаю на что именно она указывает, и вспоминается из биографии Цветаевой на этой строчке Елабуга. И пассаж с проулком и друзьями-грачами мне не очень понятен, но опять же, возможно, это как-то объясняется самим памятником и его расположением.

Кстати, мы тут с Аю разговаривали о суггестии - так вот, "земляника с кладбища" - неприкрыто яркий суггестивный прием, но потому и немного спорный, наигранный, есть ощущение работы на публику.

-8<-------------------------------------------------

Чёрный Георг, "ПЕРВЫЙ УРОК МАСТЕРСТВА"

Приятно читать стихо, которое написано не душой, а языком. В смысле русским языком, речью, которая понятна нам, дворникам. Передавать что-то издуши вдушу - это замечательно, это поэтично, но это невозможно. Передать что-то можно только посредством речи - она основа любой литературы вообще и поэзии в частности, но об этом, почему-то, чаще всего забывается. Даже в рамках этого обзора, да не обидятся авторы, чуть более, чем половина текстов напоминает все что угодно - но только не русскую речь. Как, и посредством чего может действовать на читателя текст, который ему тривиально не понятен, не знаком по языковым конструкциям, который разлетается на какие-то осколки, мало связанные между собой фразы? Нудануда - бывают инсталляции и абстрактная жЫвопись, которые тоже искусство... Ну и пусть себе бывает, если кто-то впадает в состояние аффекта при виде черного квадрата, картин Кандинского или рисунка на обоях в гостиной - наздоровье. Не буду никого обманывать - мне тоже потребовался не один год, чтобы понять эту простую идею.

Так вот, развить в рамках 20-строчного текста свой собственный язык задача непосильная. Более того - внедрить в рамках 20-строчного текста какой-то новый образ в голову читателя, - задача сверхсложная. Да и ненужная, т.к. превратит 20 строк в сплошное описание. Кто такой Главный Назгул гораздо лучше описывать в длинной обстоятельной прозе. Как воздействовать на читателя? Через те образы, которые уже есть в его голове. Не внедряя новое, а обращаюсь к языковому и чувственному опыту и памяти читателя. Использование "готовых" персонажей при этом - вполне разрешенный (хотя и совершенно необязательный) приём, который Георгом активно используется. Причем это может быть как заимствование персонажей - так и "перетаскивание" собственных, включая незабвенного сюцая.

Если конкретней - вот стихо, которое явно написано не с целью попасть в анналы - тематика не позволяет. И казалось бы все очевидно - вот вам звездные войны, вот мы делаем шарж и мальчики улыбаются, девочки хихикают. А вот и нет, а вот и совсем наоборот: к концу, пожалуй, жутковато. Почему? Потому что пока аллюзии на звездные войны отвлекают своей очевидностью, внутри Иван-дурак едет на коне к бабе-яге (а кто помнит сцену в пятом эпизоде звездных войн - у того впечатление двойное, ибо Йода в своем жилище прямо как из фильмов Александра Роу :).

*надевая капитанскую фуражку*
Ну то бишь "внешняя" линия звездных войн - образует речевую ткань, которая позволяет читателю свободно и непринужденно по ней двигаться. Если выкинуть эту ткань - читатель застрянет и забуксует. И эта ткань совершенно нейтральна, а реально воздействуют "закладки" в виде отдельных слов, фраз, созвучий (йода-яга, иван-падован) которые смещают восприятие читателя в совершенно другом направлении.

-8<-------------------------------------------------