Как стать поэтом-песенником

Зоя Гарина
Если в вашей голове возникла мысль: «А не стать ли мне поэтом-песенником?», поздравляю! Вы по адресу.

Отчего ж нет?

«Этому можно научиться»,  – говорит оптимист.
« О! Это сложно…», –  говорит пессимист.
« Это сложно, но этому можно научиться», – говорит реалист.

Хорошими поэтами-песенниками становятся реалисты, и именно поэтому хорошие поэты- песенники редко  называют себя «поэтами» , хотя те, кто побывал на «вершине славы» и хлебнул «звездности», как радиации в зараженной зоне  не утруждают себя какими-то приставками.  Поэт, и все!
Но мы-то с вами знаем, что хитовое «муси-пуси» очень далеко от поэтического совершенства.

Итак, мы с вами будем говорить об искусстве ремесла, поскольку написание песенных текстов – это ремесло.

Вы решили стать поэтом-песенником?
Замечательно!
Первый шаг вы уже сделали.
Представьте себя в заманчиво белоснежном фраке, на сцене, гордо восседающим на стуле.  Да что там, «на стуле»?! На троне!  А перед вашим отрешенным поэтическим взором один за другим  сменяются звезды российского шоу-бизнеса, говорят  «спасибо», называют «маэстро» и бросают  к вашим ботинкам  (за штуку баксов!) цветы.

Представили?

Отлично!
Этого никогда не будет.
Даже если с вами это случиться, то, скорее всего, это будет не результат ваших титанических усилий в деле написания гениальной чудо - поэзии, а каких-то других усилий,  весьма косвенно связанных с вашим ремеслом.

Но собираясь в длинный путь, лучше на несколько минут задержаться, присесть на дорожку и подумать:
–  во-первых: все ли вы взяли?
–  во-вторых: не утомит ли вас дорога? 
–  в-третьих: кто вас ждет в конце пути?
 
Начнем все по порядку.
В дальний путь нужно взять все свои способности.
А много ли их у вас?
Если вы обременены грузом гениальности: «Сказал, как на камне высек!», то наша дорога будет для вас мучительна. Останьтесь дома! Иначе, убедившись в неблагодарности и тупости человечества, вы надорвете свое сердце. 

Если в вашем жилище книжный шкаф забит томами «Библиотеки поэта», если вы тонкий ценитель словесности, да и вы  сами грешите тем, что время от времени,  так, по случаю, накропаете  достойный Шекспира сонет, ваш путь будет тернист и полон потрясений. Зачем вам это? Откройте томик Хлебникова и прошипите вослед  пробегающему мимо графоману:
 «… А когда знамена оптом
        Понесет толпа ликуя,
        Упаду я, в землю втоптан,
        Пыльным черепом тоскуя….»

Если вы за всю свою жизнь не написали ни одного стихотворения и к тому же вам медведь наступил на ухо, то для вас песня ничего не построит и жить не поможет. Как вам нравится карьера управдома?

Если вам не нужно объяснять, что «палка –  селедка» –  это не рифма, если стихи  пишутся, ну прямо, сами собой, хотя даже близкие друзья опускают глаза вниз, когда вы вдохновенно пытаетесь декламировать свои шедевры, и на ваш открытый вопрос: «Ну, скажи, здорово?», –  уклончиво отвечают, похлопывая вас по плечу: «Ну, ничего-ничего-ничего…», то смело в путь! Вас ждут потрясающие открытия!

Но самое главное открытие: ваш путь «в никуда», вас никто нигде не ждет!

Так вы все-таки хотите стать поэтом-песенником?
 
Ну что ж, извольте! 

 Урок 1.

Может,  перейдем на «ты»? К чему нам,  людям-птицам, познавшим небесные полеты творчества, эти формальности? Ведь мы сумеем понять друг друга с полуслова и, начиная долгий путь, можем  со всей неистовой силой нашей талантливой открытой души  обняться и, радуясь своим еще не свершившимся победам, сказать: «Собрат!»   

Любишь ли ты петь?

Уверена, что любишь. Не хитри! Я знаю, ты просто скромный и застенчивый человек и, наверняка, думаешь, что твои вокальные данные «весьма посредственные» и твое «невнятное блеяние» может вызвать насмешливую улыбку окружающих. Так?
А если тебе налить грамм 150 водочки да усадить за шумное застолье? Неужели ты не подтянешь задушевно-трагическую песню «Ой, мороз, мороз»?

Подтянешь! Ведь ты же поэт-песенник! Ты уже привык к этой мысли?

К тому же я не зря тебя привела на это шумное застолье, где уже после пятой рюмки какая-нибудь голосистая тетка непременно заорет, пугая соседей за стеной запредельной силой своего верещания:
                …Напилася я пьяна,
                Не дойду я до дома.
                Привела меня стежка узкая
                До…
Э-э-э! Дальше я слова забыла, но это не важно. Важно то, что русская душа…а ты, кстати, славянский поэт-песенник? Если нет, то потерпи, и для тебя у меня найдется слово!
… Так вот, русская душа томится без народной песни.
Когда ей грустно, она тоскует: «шумел камыш…», когда весело – она притопывает под частушку: «мой миленок гармонист…».  Да, сложная это штука – Душа…
И наша с тобой задача понять: что же ей нужно?
Оттого мы и начинаем с народной песни.
Этот урок один из самых важных, потому что все основы песенного искусства лежат в народном творчестве. Народ, скажу я тебе, непревзойденный гений в песенном мастерстве. Давай проанализируем его творения.

Далеко ходить не будем. Возьмем тот же « Ой, мороз».

                Ой, мороз, мороз,
                Не морозь меня
                Не морозь меня
                Моего коня.
 
         Моего коня
                Белогривого
               
Стоп! Вот сейчас будет очень важный момент…

                У меня жена
                Ой, ревнивая.

Ты почувствовал, в чем важность момента?

Да! Важность момента в том, что в народной песне, как правило, ход повествования идет от описания природы к человеческому переживанию, или описанию человеческого переживания, если текст песни написан не от первого лица.

Образно говоря, пишем первое, что пришло в голову:

                Во колодезе студеная вода,
                А у меня свекруха злая…

Это уже песня…
   
Или такое:

             Угасало ясное солнце
             Бедная девица Господу молилась…

Тоже песня…
«Что-то не то, – скажешь ты мне,–  не складно…»
« Конечно, не складно, – отвечу я, - А как ты хотел? Это ведь только начало!»
А начало – это всего лишь идея. И твоих знаний еще явно не достаточно что бы справиться с этой задачей.
 Поэтому внимательно смотрим на написанные строчки нетленного шедевра. Я их опять приведу ниже, чтобы ты не утруждал себя лишними движениями.

                Ой, мороз, мороз,
                Не морозь меня
                Не морозь меня
                Моего коня.
          
Ты заметил, что две из четырех строк одинаковые? И в написанном четверостишии присутствует рифма? Глупый вопрос. Конечно, ты заметил.
Так вот, повторение строчек песни –  это один из приемов написания. 
Во-первых, оттого что не нужно в этом случае сильно напрягать мозги, придумывая рифму, а во-вторых, в большинстве народных песен отсутствует припев, и такой прием .помогает запомнить песню быстрее. Это повторение может разбрасываться по разным куплетам. Кстати, рифмы в народных песнях может и не быть, она, конечно, не помешает песне, но и без нее обойтись можно.
 Давай поколдуем вместе над нашими строчками, может у нас получится что-то интересное?

                Угасало ясно солнышко,
                За лесочек, за тёмен садилося.

Что я сделала? Я усилила описание природы, к тому же применила слова в уменьшено-ласкательном значении. Это весьма характерно для народного творчества, не солнце, а солнышко, не лес, а лесок, лесочек. Я умышленно сломала слово «темный» и перенесла ударение на непривычное место.  Не «тёмен», а «темен».
Конечно, можно было бы написать:
За лесочек, за темный садилося.
Формально, ничего бы не изменилось, но согласись, предложенный мною вариант звучит более народно.
Почему же в народных песнях много неправильных, как я их называю «сломанных» слов?
 Скорее всего, народная песня  рождалась сначала как мелодия, а потом уж к этой мелодии придумывались слова.  Не всегда удавалось найти подходящее к мелодии слово, оттого брали то, которое подходило по смыслу, и пели уже так, как велела мелодия. Окончание «ся», и отсутствие окончания, как в слове «ясно» – это тоже народная «фишка». Возможно, в практике это тебе никогда не пригодится, но знать это – не помешает.
Продолжаем.

                Угасало ясно солнышко,
                За лесочек, за тёмен садилося.
                Бедна, бедная, бедна девица
                Да под вечер Господу молилася.
 
Ты спросишь меня: «Откуда взялся такой ритм?». Все очень просто. Я составила нехитрую схему.
                5*5*
                5*8 *   
                5*5*
                5*8*.
« Вот-вот, – скажет пессимист –  Началось!»
« Непонятно, – скажет оптимист. – Давай это пропустим».
« Поподробнее, – скажет реалист. – Я не понял. Что за схема?»

Значит, ты не совсем понял, о чем я веду речь? Сейчас объясню.
Давай петь наш любимый  «Мороз».
Поем.
                Ой, мороз, моро-оз.
Стоп. Заметь, ты взял дыхание, что бы спеть следующую фразу.
  Так вот, дыхание я обозначила знаком «*».  А цифра, это количество фактических слогов, что ты спел. Я надеюсь, ты помнишь о том, что слово состоит из слогов. Считаем слоги:
1—ой, 2—мо, 3—роз, 4—мо, 5—ро, 6—оз.
Ты теперь понял, почему я сказала «фактических слогов»? Потому что в этой фразе  по правилам русского языка – 5 слогов, а фактически мы их спели 6.
Ты ведь, однозначно понимаешь, что написанный текст – это еще не песня. Песня родится только тогда, когда есть мелодия этого текста. А мелодия, надеюсь и это для тебя не секрет, состоит из нот, так же как и наши слова из слогов. В песне, на каждый фактический слог приходится ровно одна нота. И в нашем случае с «морозом» на пропетую фразу пришлось 6 нот. 
 Совокупность нот до взятого дыхания назовем музыкальной фразой. К слову сказать, певец не всегда берет дыхание по окончанию музыкальной фразы, а некоторые «умельцы» умудряются взять дыхание и во время музыкальной фразы, но этот факт мы не будем брать в расчет. Пусть берут, где хотят, мы это дыхание обозначим там, где нужно!

Вернемся к схеме нашей рождающейся песни.

Первая строчка состоит из двух музыкальных фраз, в каждой из которой 5 нот.
На схеме мы ее обозначили:
5*5*

На каждый слог текста приходится не менее одной ноты.
Вот на первую строчку текста пришлось десять нот. Еще раз закрепим изложенный материал. Я не случайно сказала, что на каждый слог не менее одной ноты.  В первой строчке у нас только 9 слогов, значит, на какой-то слог пришлось две ноты. И это нормально! Хоть 3! Вспомни «Ой, мороз»:

                Ой, мороз, моро-оз…

Ты меня спросишь: «Если все дело в нотах, то зачем эти схемы? Пусть композитор голову ломает, сколько нужно нот на слог! И почему именно 5*5*, 5*8*?».
5*5*, 5*8* – набор случайных чисел, он мог быть любым, но, конечно же, не 100.  Рисуя схему, ты можешь спокойно брать числа от 1 до 10, но лучше быть в середине этого числового ряда, тогда и тебе проще, и песня на слух будет восприниматься лучше. А схема нужна, чтобы упростить тебе работу, ведь песня состоит из нескольких запевов, а в народной песне их количество может приближаться к 10, и во всех запевах должен быть один и тот же  рисунок.
А давай-ка,  напишем припев к нашей песне. Припевы, как правило, имеют другой ритмический рисунок, соответственно и цифровая схема будет другой.
Пусть он будет таким:

                3*3*
                7*
                3*3*
                7*

Пишем!
                Русая, русая
                Коса заплетенная

Я опять (для пользы дела) перенесла ударение в слове «коса». Пусть у нас это слово прозвучит, как «коса». Ты не против?  Тогда дописываем:

                Бедная, бедная
                Девка нарученая.

Да… «наручеными» называли сосватанных девушек. Это так, к слову.
Как читается наш припев?  Ведь я не зря написала:
                7*
 а не, предположим:
                3*4*.
А читаем именно по схеме:
                Русая, пауза, русая, пауза, косазаплетенная, пауза.
Именно так, одним словом: косазаплетенная.
Прочти сам. Не кажется ли тебе, что у этих строчек появляется мелодика?
Попробуй по этой же схеме прочитать запев. Ты помнишь, что в запеве слогов меньше, чем предусмотрено схемой?  Я тебе немного подскажу, но ты постарайся эту работу сделать сам.
            Подсказка:  Угаса-ало….
 
 И вот что у нас получилось в итоге:
                1.
                Угасало ясно солнышко,
                За лесочек, за тёмен садилося.
                Бедна, бедная, бедна девица
                Да под вечер Господу молилася.
                Пр:
                Русая, русая
                Коса заплетенная
                Бедная, бедная
                Девка нарученая

Теперь тебе больше нравится?
Понятно. Ты не большой любитель народного творчества.
Хорошо. Давай допишем эту песню и отдохнем. Возможно, то, о чем я буду дальше вести речь, вдохновит тебя больше.

                2.
                Бедна, бедная, бедна девица
                Да под вечер Господу молилася
                Ты не дай, Господь, замуж выйти
                За нелюбого да за старого.       
                Пр:
                Русая, русая
                Коса заплетенная
                Бедная, бедная
                Девка нарученая            
                3
                Ты не дай, Господь, замуж выйти
                За нелюбого да за старого
                А ты дай, Господь, замуж выйти
                За молодого, за кудрявого.

                Пр:
                Русая, русая
                Коса заплетенная
                Бедная, бедная
                Девка нарученая               


 Вот такая песня у нас с тобой получилась, собрат! Ты уже устал? Тогда сделай перерыв, и начнешь следующую главу, когда все, о чем я  тебе поведала сейчас, станет настолько же простым, как таблица умножения на 2. А при случае напиши пару народных текстов. Для тренировки. И не забудь! От  природы – к переживаниям!
Но если тебе, вдруг, понравится работа в этом песенном жанре, то в конце учебника ты найдешь факультативное занятие, в котором ты сможешь узнать больше о секретах написания стилизаций народных песен. Я не стала их тебе рассказывать прямо сейчас, поскольку это может быть тебе не интересно, ведь ты  мыслишь себя поэтом-песенником, работающим  в жанре совсем другой музыки, например, рэпа. И я тебе рассказала только о том, что тебе действительно может пригодиться.