Книга детства. Агроном и тайна копей царя Соломона

Андрей Дятлов 15
Только три книги о поисках сокровищ, от которых сводит дыхание мальчишки, только три я бы поставил на книжную полку рядом! 
«Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, «Сердца трех» Джека Лондона и - «Копи царя Соломона» Генри Хаггарда! Ну ладно, Стивенсон, он недосягаем. Но вот с Лондоном Хаггард еще бы поспорил. И, пожалуй, выиграл бы.
Причем, парадокс в том, что Хаггард вообще-то по образованию и ремеслу ничего общего с литературой не имел. Он был юрист, агроном и почвовед. А остался в истории литературы как основоположник жанра фэнтэзи. Впрочем, у него в этом смысле есть коллега: математик Льюис Кэрролл, написавший «Алису в стране чудес». Говорят, после выхода «Алисы» королева Англии велела скупить все книги Кэрролла, и ей принесли... стопку учебников!
Но это так, замечание в скобках.
Хаггард долго жил в Южной Африке. Этот континент, Африка, в частности, до сих пор не дает ученым покоя загадкой легендарных алмазных копей царя Соломона, приносивших ему мощь и богатство. Если верить Библии, царь Соломон был баснословно богат: «в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых…». По некоторым данным, один талант — это примерно 16 килограммов золота, то есть, по-русски — пуд. По другим источникам — более 26 килограммов. В общем, не бедствовал царь Соломон.
Именно эти копи и ищут три приятеля-авантюриста.
Но почему это фэнтэзи?
Да потому что до сих пор никто так и не может точно сказать, где именно царь Соломон черпал свое золото или где он хранил свой несметный клад, время от времени отщипывая в свое удовольствие от него кусочки, которые до сих пор заставляют ученых угадывать тайну копей. Мелькает какая-то неопознанная страна Офир, земли царицы Савской... И ничего точного.
Именно поэтому Хаггард посылает своих героев — охотника на слонов Квотермейна, авантюриста сэра Генри и морского волка капитана Гуда - через пустыню, заставляет их попадать в неведомую землю кукуанов, великих охотников и воинов, придумывает заговор и военный переворот против жестокого короля-узурпатора власти Твалы (Как мощно звучит это имя, просто боевой клич воинов! Попробуйте крикнуть во весь голос: «Твала!»), с мерзкой колдуньей Гагулой, которой лет триста, и которая по своему выбору велит убивать воинов, в которых подозревает измену королю (ну просто римская устрашающая воинов децимация или суд сталинских троек, прости Господи!)...
И честный бой, в котором пришельцы ведут за собою кукуанов и сэр Генри носит голову королю Твале. Чтобы был мир и покой.... И как сносит, белый человек, не державший в руках боевого топора и привыкший только к ружью: «С диким криком Твала нанес новый удар. Его тяжелый нож вновь отскочил от стальной кольчуги, заставив сэра Генри пошатнуться. В это время наш отважный англичанин собрал все свои силы и со всего размаха обрушил на Твалу удар своего топора... Казалось, что голова Твалы спрыгнула с плеч и, упав, покатилась, подпрыгивая, по земле... Еще секунду труп продолжал стоять. Кровь била фонтаном из перерезанных артерий. Затем он рухнул на землю, и золотой обруч, соскочивший с шеи, покатился по земле. В это время сэр Генри, ослабевший от потери крови, тяжело упал прямо на обруч.»
А! Ну просто сцена из «Илиады» или «Песни о Еваптии Коловрате»!
Знаете, современные авторы фэнтэзи просто отдыхают, настолько захватывающе Хаггард тащит мальчишек во все эти рукопашные, в жажду пустыни, в таинственную пещеру сокровищ, где кукуаны погребали своих королей и которую стерегла сама Смерть: «Невозможно представить себе что-либо вселяющее больший ужас, чем зрелище этого длинного ряда царственных мертвецов, облаченных в саваны из прозрачного, как лед, шпата, сквозь которые можно было смутно различить их черты. Они сидели вокруг этого негостеприимного стола, за которым председательствовала сама Смерть... Она была высечена из цельного сталактита и, если рассматривать ее как произведение искусства, была задумана и выполнена с исключительным мастерством».
И вход в сокровищницу был за ее спиною.
Впрочем, хватит, читайте сами.
Могу сказать еще немного. По «Копям царя Соломона» был снят фильм — жалкое подобие книги. Хотя главный герой там — тот же Алан Квотермейн, но воюет он почему-то против тупых немцев, помогающим кукуанам. Не смотрите, лучше раскройте книгу. Она, как и «Остров сокровищ», как и «Сердца трех» - не про золото и брюлики, пусть и в несметных количествах. Она — про то, о чем в нынешних фэнтези не сильно вспоминают: о настоящей дружбе, мужестве, о том почти утерянном чувстве локтя и совсем уж забытом нынче - благородстве и чести.
И вот что интересно. Хаггард, как я уже сказал, был в молодости агрономом. Джек Лондон - разнорабочим. Стивенсон — присяжным поверенным (адвокатом).
Я иногда думаю, что, слава Богу, книжки пишут не только профессиональные писатели. И литература может гордиться тем, что у нее есть такие разнорабочие, агрономы и присяжные поверенные.