Лучшая дюжина в августовских Окнах. Стран-Ник

Редакция Журнала Окна
Здравствуйте друзья!
Может быть в силу того, что я имею отношение к изобразительному искусству, (может быть в силу этого я и имею отношение к изобразительному искусству) но любой стих и даже музыку я воспринимаю через зрительные образы. Зрительный образ дополняется аллюзиями и ассоциациями, приобретая глубину и объем, оживает, сдобренный метафорами, и вот он – маленький, созданный кем-то мирок, вертится -знакомый и незнакомый, таящий чудесные открытия. Всё то, что я просмотрел в своем мире, прошел мимо, не узнал, не прочувствовал, не придал значения, не понял, не оценил, не додумал, проникает в сознание и уже становится частью моей жизни. Не в этом ли притягательность поэзии и великая её сила?
Тяжело определиться с выбором в этом цикле, в силу того, что верлибр - достаточно специфический стих и то, что на первый взгляд должно упрощать работу автора, (отсутствие размера, рифмы и пр.) напротив усложняет её, поскольку оставляет в распоряжении творца совсем немного инструментов. Стих в формате А4 - тоже штука, как минимум, неоднозначная и спорная. Но сейчас, в финальном обзоре, не хочется уже ни к чему придираться. Мы это делали в процессе отбора. Хочется сопереживать и, приняв предложенную авторами игру, попытаться взглянуть на мир из их ракурса. Я не могу утверждать, что выбрал из лучшего лучшее. Я выбрал разнообразное по стилю, авторскому подходу и этим интересное мне! Очень надеюсь, что и вам тоже!

Итак:

Иван Зеленцов. Письма N-скому другу.
http://www.stihi.ru/2009/05/04/3644

Казалось бы, стих из серии - «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...» Но автор не обязан ни капельки. Никому, и даже себе! Стихотворение естественное, как дыхание. Личное легко и иронично перетекает в обобщения. Обобщения расплёскиваются горькими аллюзивными смыслами. И такой любовью к нашей многострадальной земле отзывается в сердце стих! Забытой любовью! Сейчас ведь модно любить, ругая! Или ругать, любя! Оказывается можно просто любить! Нужно любить и ещё «... надо жить. Здесь надо просто жить. Куда б тебя ни вывела кривая, любить, творить, работать, ждать, терпеть...» И эта любовь «ни за что» - христианская, сыновья, если хотите, а потому истинная!


Лешек, бутановое.
http://www.stihi.ru/2011/03/04/3744

Да простит меня Алексей, для меня псевдоним «Лешек» всегда ассоциировался одновременно с Левшой и с Лешим. И как же притягательны философские байки, рассказанные устами варвара! Понимаю умом, что ЛГ и автор – далеко не одно и то же, но невольно всё же их отождествляю.
Совершенно бездонное стихотворение, вмещающее в себя сто эпох, сотню прожитых ego и великую жажду жизни. И так хрустально чист этот миг, называемый жизнью, так божественно органичен вместе с мошенником-заправщиком, вечными снегами и живущими по соседству гоблинами, что смерть кажется нестрашной и несущественной, а бог смерти - всепонимающим, ворчливым стоюродным дядькой...


Антон Прозоров. Выборг.
http://www.stihi.ru/2008/10/12/3268

Тяжело собрать сотню слов в единую мысль, в единый худ образ, но как же тяжело десятью словами сказать то, на что и сотни слов будет мало...
«Теперь ничего не страшно — и это страшно...» - обязательно буду додумывать эту мысль...


Анна Рубинштейн. Танцы на обратной стороне сознания.
http://www.stihi.ru/2011/03/31/3278

Изящная во всех смыслах вещица. Стих есть движение мысли. Мысль здесь и герой, и сюжет, и инструмент, и результат, и вещь в себе! Мысль абстрактна, но имеет свою кривую логику и перекликается с Сартровским экзистенциальным, являя нам совершенно очаровательный и невероятный перевертыш реальности, в котором, похоже, нет ничего постоянного. Это пугает и очаровывает! А всё ли в нашем с вами мире есть именно то, чем кажется?
Если всё-таки да, будет жаль...


Наталья Нечаянная. Господи, сделай меня солдатом.
http://www.stihi.ru/2010/07/25/349

Много споров вызвал стих... А я скажу, что автор, несмотря на молодость, специально заложил это в худ. образ. Это её протест! Специально – до абсурда! И пусть непатриотично и по девичьи чувственно, но такая безысходность сквозит в этих горьких рифмованных строках...
А как жить в мире, в котором всё перемешалось, где добро и зло подчас неотличимы, где утеряны элементарные этические ориентиры и туманны перспективы? Как существовать в мире, где чья-то воля всё время спорит с божьей и небо от этого не падает нам на головы... Может ли в наше время думающий человек гармонично существовать в сложившейся системе ценностей и не вступать с этой системой в конфликт?


Александр Коковихин. В диком субтропическом лесу...
http://www.stihi.ru/2010/08/08/5082

Это как-раз то, без чего вымер бы в одночасье русский народ! Только так, с юмором и самоиронией, и живы! Отличная жанровая вещица! Крепко и ладно сработанная, живая и колоритная!
Эх, счастливая всё-таки жизнь у туземцев...


Алексей Ивантер. Сон.
http://www.stihi.ru/2011/01/24/8328

Негромкий и беспощадный стих о взаимовлиянии, об историческом переплетении любой отдельно взятой жизни и жизни своей страны. Чьим прадедом мог быть тот вихрастый мальчишка, зарубленный саблей на Кубани в гражданскую? Чьим внуком мог бы быть ты, если бы погиб вдруг дед твой в отечественную? И что будут вспоминать о тебе твои потомки спустя годы? За что осуждать тебя будут – за причастность или все-таки за непричастность?


Дан Кешон. Диптих. Часть 2.
http://www.stihi.ru/2011/04/29/4079

Удивительный стих. Умозрительный текст, развивающийся по явно формальной логической схеме, неожиданно обрастает целой сетью ассоциативных и аллюзивных смыслов и заставляет размышлять читателя на совершенно не лингвистические темы. О нас с вами стих, хоть и в шестом ассоциативном колене. Как умудрился автор оживить этот морфологический скелет, непонятно! Но в нашем «сумасшедшем мире, в котором после смерти все становятся абсолютно нормальными» удивляться не стоит ничему. Респект доктору Франкенштейну!


Егор Мирный. Сон.
http://www.stihi.ru/2010/12/15/7197

Стих интересен с той точки зрения, что это познание себя, через бессознательное. Фрейд хлопает в ладоши, а читатель припоминает собственные сны, страхи и бессознательные желания, окунувшись в зыбкий личностный мирок ЛГ. Интересный и хитроумный ход! Где-то совсем рядом проходит магистральный творческий путь, очень модный и актуальный сегодня!
А вы примерили на себя этот сюрреалистический костюмчик? Не жмёт? Это костюмчик на вырост!


Екатерина Перченкова. Близкие контакты различного рода.
http://stihi.ru/2010/07/03/2438

В отношении этого автора я бы сочинил новый термин – «эмоциональная аллюзия» Мне очень нравится, как умеючи автор включает читателя в сотворчество. Не рассказав практически никакой конкретной истории, исключительно в подстрочнике, опираясь на аллюзивный сюжет, автор совместно с читателем конструирует современный миф об одиночестве. Или не миф?


Шарль С Патриков. Фаворит судьбы.
http://www.stihi.ru/2010/07/08/4556

Обычно в стихах этого автора мне очень недостает именно чувственной составляющей. Холодный, последовательный, искушенный разум! Но в этом верлибре капелька эмоций превращает интересную философскую мысль в красивый и лаконичный по форме этюд в диезе! И, безусловно, в мажоре!


Розовое пальто. Клавдия Смирягина Дмитриева.
http://www.stihi.ru/2010/04/21/8475

Стилистически точно автор выставил иллюстрацией к этому тексту работу Шагала!
Такой же неконкретный и чувственный стих, как и работы мастера! Автор дал увидеть нам лишь краешек сказочного мира, существующего где-то совсем рядом, может быть за тем углом, или за этим забором, или внутри каждого из нас. Мира, почему-то постоянно ускользающего из фокуса. Подкинул горсточку аллюзий и, пожалуйста – умчались наши мысли по нехоженым чувственным тропкам к своим собственным печалям, тихим радостям и разбитым, как очки, надеждам...


Глаза в клеточку. Иллюзия.
http://www.stihi.ru/2010/06/26/7234

Чудесный музыкальный, невесомый стих, как и мир, нарисованный автором. Зыбкие иллюзорные мгновения пронизывают его насквозь. Мало кому удается вот так его ощущать, а еще меньшему числу людей удается изловить зазевавшуюся иллюзию и поверить в неё. Что ж, иллюзии – благодарные субстанции. В ответ они обязательно подарят вам немножечко счастья. Только вот не будет ли это счастье иллюзорным?


И напоследок хочется сказать, что наряду с тем, что каждый из критиков точно знает рецепт написания хороших стихов, наряду со школой, которая необходима для того, чтобы знать те правила и законы, которые мы потом будем сознательно нарушать, любое творчество все же интересно именно личностью автора, личным ракурсом, из которого автор смотрит на мир. Хочется пожелать всем нам в погоне за формой, модой и читательским признанием всё-таки никогда не забывать об этом!


Стран-Ник


Переход на страницы других обзоров августовского цикла:

Обзор Михаила Дынкина http://stihi.ru/2011/07/03/4552
Обзор Александра Коковихина http://stihi.ru/2011/06/30/6618


PS. По вопросам размещения своих стихов на нашем конкурсе авторы могут обращаться по электронной почте:
litokna@web.de