Не надейся печаль

Лариса Чупрова
по мотивам пьесы "Служанки" Ж.Жене*

Не надейся, печаль, я его не оставлю,
не смотри обреченно, слезу  уронив,
не пытайся укрыться за ржавые ставни
в тесном доме, где каждый предмет молчалив.

Виноват или нет, -  не имеет ответа.
От застывшей улыбки натянутой лжи
рвутся мысли наружу визгливым фальцетом:
Если любишь, то делом любовь докажи!

Что, пружиной в бессонной ночи расскрипелась?
На измятой подушке щеки трафарет.
Под глазами сообщницей запечатлелась
синева безразличия - виновен иль нет.

Разлучения душ не пугаясь прогноза,
буду рядом с ним солнечным ветром в дали.
Ты–бессильна! Любовь не болезнь, не заноза,
не привычка, а тайна одна на двоих.

28 июня 2011 г.


*)«Служа;нки» (фр. «Les Bonnes») — пьеса Жана Жене, впервые поставленная Луи Жуве в театре «Атеней»[fr] весной 1947 года.

В СССР и на постсоветском пространстве получила громкую известность благодаря постановкам Романа Виктюка.

Служанки в доме Мадам — сёстры Клер и Соланж Лемерсье — тайно донесли в полицию на Мсьё. В отсутствие хозяйки, страдающей по томящемуся в тюрьме супругу, служанки разыгрывают между собой сцены убийства Мадам, облачаются в её наряды и пародируют её манеру говорить. Неожиданно для них Мсьё временно выпущен на свободу — и служанки, понимая, что им грозит скорое разоблачение, решают отравить хозяйку, добавив яд в липовый отвар. В итоге гибнет Клер, принявшая яд вместо Мадам.

1988 — первый спектакль Ж. Жене на русской сцене. «Служанки» Р. Виктюка в «Сатириконе» (1988). Постановка пьесы стала театральным событием и явилась манифестом новой театральности. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, — в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), — режиссёру удалось создать исключительно яркий спектакль и заявить о возможности нового театрального языка и постановочного стиля. Этот спектакль был показан во многих странах и собрал восторженные отзывы мировой прессы.