Пушкинское паломничество пиитов

Вадим Шильцын
На днях случилось мне съездить в Михайловское, где произошло глобальное торжество и в том числе выступления поэтов портала «Стихи.ру» по поводу дня рождения А.С. Пушкина.

Впечатления глобальны как океанская волна. И в основном – очень хорошие. Добрые впечатления. А любой негатив следует опустить, потому что поэты по самой своей сути – люди эмоциональные и ранимые. Так и норовит иной поэт сунуть другому какую каверзу, а тот в свою очередь, чаще всего к занозам душевным привык и заранее их ожидает с целью обидеться, да запыхтеть. Сей факт ещё Блок заметил в стихотворении «Поэты (За городом вырос пустынный квартал…)»

Был со мной в юности такой случай: устроился я в один подмосковный театр, которых тогда развелось аки блох на собаке. Первый же трудовой день актёра, начался с хозяйственных работ, в процессе коих один поэт (тоже артист) прочитал мне свои стихи. Кучу. Я всё выслушал, не перебивая и внимательно вникая в смысл. Потом долго не мог понять: чего он на меня злится? При общении шипит и отворачивается, приходит в негодование при каждом моём слове, а порой пускается в неожиданное ехидство. Только через год напились мы с ним случайно красного вина, и он открыл мои глаза на своё набученное состояние. Оказывается, при том, первом знакомстве, я в какой-то миг его лиричности - неправильным образом хмыкнул. Всё! С того момента он меня за человека не считал. Поэтому люди бывалые стараются друг на друга не хмыкать, относиться с максимальной нежностью к проявлениям чужого творческого полёта, и кайф никому не ломать.

Конечно, для этого надо обладать недюжим терпежом, ибо всё равно нервы сдают и, порой, сквозь гениальные строки так и просочится то неврастеник, то шизофреник, а порою даже и психопат. Только дебилов среди поэтов не бывает почти совсем. Хотя, как знать. Может, иной решит, что я самого себя не учёл. На эту тему надо было бы побеседовать с поэтессой Екатериной Честяковой. Она психолог по профессии и могла бы многое объяснить. Но до поездки я и не знал её совсем, а во время поездки поначалу принял за девушку-тинэйджера, пустившуюся по «святым местам». Вот до чего бывает обманчива внешность! А стихи у неё замечательные. Жаль, что не могу дать ссылку на её страницу. Не нашёл.

Но хватит литературных отступлений! Надо двигаться к Пушкину, к самому главному нашему фундаменту, на коем все мы произрастаем в виде башенок, стен, карнизов, архитектурных излишеств и даже выщербин. Ровно в 21.00 я оказался в условной точке сбора творческих людей, желающих отправиться к чёрту на куличики (то есть, в Михайловское), и встретил там главного ответственного за сбор – Бориса Прахова. Стали мы с ним вдвоём топтаться.

В скором времени появилась прекрасная, импульсивная, проникновенная, распахнутая всему миру поэтесса Лариса Преображенская http://stihi.ru/avtor/larisas и, поскольку до отбытия автобуса был ещё почти час, мы с ней пошли в магазин за шампанским. Лариса подарила мне книжку своих стихов «Двести лет спустя», выпущенную в Белграде в 2001-м году. В той книжке практически вся биография Пушкина изложена в доступной, стихотворной форме. А больше всего мне понравился стихотворный диалог на 76-й странице:
«- Я волшебница, мой милый.
Хочешь, стану мотыльком,
Повиликой иль крапивой,
Деревом или цветком?..»
Целиком цитировать стихотворение – не осмелюсь. Скажу лишь: много во что Лариса умеет превращаться.

Постепенно подтянулись остальные паломники и в десять вечера автобус, несущий во своём чреве цвет русской словесности, тронулся. Если кто видел мультик «Дед Мороз и лето», то может вспомнить, как там пионеры едут в автобусе и поют: «Вот оно какое, наше лето!..»  Мы так уже не умеем. Мы молча смотрим в окна, да и рожи у нас не такие здоровые, как у тех детей. Но всё равно хорошо ехать вместе со старыми знакомыми и постепенно обрастать новыми. Даже если при этом посвежело, из двери поддувает и постепенно приходит осознание, что ехать предстоит 10 часов, спать придётся, а поддувать так и будет всю дорогу. Тут я вспомнил, что у меня есть газета «Тайная власть». Всем рекомендую пользоваться именно этой газетой. Листов много и не жалко в неё заворачиваться, потому что всё равно читать не интересно. Завернулся я в «Тайную власть» и заснул.

До чего много радостных изобретений применяют деятельные натуры, чтобы сделать длинную дорогу короткой! Борис Прахов, например, все 11 часов пути громко беседовал  с водителем, чтобы тот не заснул. Во время одной из остановок у заправки, пока я курил на свежем воздухе, тот самый водитель принял мою «Тайную власть» за мусор и выкинул. Так бы я и замёрз без «Тайной власти», если бы Лариса Преображенская не сжалилась над моими преклонными летами и не предложила пересесть на сиденье рядом с нею, где ниоткуда не дуло, и мы заснули уже вдвоём. Романтично звучит, да?

Вся трасса из Москвы на Псков очень романтичная. Кругом сплошной лес. Периодически автобус останавливался, поэты и поэтессы выползали в ночной холод, слушали соловьёв и восторгались. Поэтесса Татьяна Комарова показала, где Арктур, где Денеб и массу других звёзд и созвездий. Жалею, что никак не могу найти её страницу на «Стихи.ру» потому что она не просто поэтесса, а женщина энциклопедических знаний из всех сфер человеческого бытия. Она пересказала мне (и Ларисе) практически все 6 романов Мопассана, хоть я и возражал в том духе, что читать Мопассана – сущая каторга.

Даже теперь я намерен нарочно опустить кучу интересных, но незначительных подробностей путешествия только для того, чтобы не уподобиться Мопассану и не задолбать читателя вусмерть. Поэтому напишу сразу: Приехали, разместились в гостинице, привели себя в чувство и нестройной колонной, пошли и на концерт, организованный на отдельной площадке.

Концерт начался не абы как. Перед открытием некоторое время пел Андрей Михайлов, привлекая к площадке неорганизованные зрительские массы. Дело это самое неблагодарное, трудное и непочётное. Официальных людей – нет никого, все приглашённые меж собой трещат, а ты – ори себе в пространство вселенной. На такое не каждый пойдёт и не каждый эту функцию осилит. Для выполнения столь трудного задания надо, чтобы у исполнителя были действительно интересные произведения. Ведь как порой у нас, поэтов случается: наберётся полный зал слушателей, а поэт выйдет к микрофону и первым делом просит: «Отнеситесь к моему творчеству снисходительно». Да куда снисходительней, если уже сижу и слушаю? Мог бы давно пойти в рюмочную чтоб напиться с тоски. Если ты творец, то не проси снисхождений, а выйди во чисто поле, да содрогни земной шар и людей! Пускай даже сама природа-мать на тебя обернётся с вопросительным выражением лица.

Андрей Михайлов (Форькин БЭНД) и есть тот самый творец. Этого искусства не каждый достиг на земле, а только один из миллионов. Его на «Стихи.ру» нету. Он выкладывает песни вон на той странице: http://vkontakte.ru/forkinband . И я вам скажу так: Песни Андрея Михайлова очень светлые, мысль – неординарна, а мастерство донесения гораздо выше, чем всякая самонадеятельность, коей набиты официально звучащие средства.

Во время его выступления меня поджидал первый нешуточный катарсис. Такую он песню спел, что нас с Володей Гавриковым буквально пошатнуло невидимой волной. Я сначала хотел вычленить оттуда текст, и разместить здесь, но легче и правильней дать ссылку непосредственно на саму песню. Слушайте сами: http://marengo-group.ru/music/marengo/12.mp3

От этой песни – нам бы, зрителям бы, упасть бы в траву-мураву, как от удара в мозг чем-то верным и точным! Выразить бы нам восторг от меткого попадания и нежданного эффекта произведённого на наши организмы магическим сочетанием слов. Но – нет. Стерпели. Только переглянулись, и вдруг очевидно стало нам с Володей Гавриковым, что Андрей Михайлов выстрелил и обоим нам попал точняк в главный нервный узел, который дремлет, пока в него не попадут. Через тот необъяснимый, но явно случившийся момент мы с Володей Гавриковым обнаружили единомыслие, познакомились и позже он даже повёл угощать меня шашлыком потому что фигли ещё…

Стихи, которые Володя Гавриков читал со сцены – были для меня (да и для многих) тоже незабываемым явлением. Володя Гавриков http://www.hohmodrom.ru/profile.php?id=97 ерунды не произносит в принципе. У него каждое слово – переворот сознания. Успех у зрителя – его неизбежный спутник. Цельность образа, чёткость рифмы, неожиданность сюжетного построения, меткость определений… Чего-то я увлёкся терминами, которыми говорят критики. Но этих терминов маловато. Легко ли подобного достичь? Нелегко. Вообще невозможно. Кроме постоянного литературного труда, кроме чётко структурированного сознания, нужен ещё божий дар, а где его взять – я не знаю и ссылок для поиска не выложу.

Выступал Борис Прахов http://stihi.ru/avtor/bdp17 . Знаете ли, в чём чудо? Я думаю, в том, что недоступно логике и рациональному пониманию. Скажите, пожалуйста, как человек, не сомкнувший глаз за всю ночь, непрестанно находящийся в активном бодрствовании, в искристом ритме общения-выступления и одновременно внимательного восприятия, оказывается готов не только к тому, чтобы выйти на сцену, но и довести слушателя до слёз? Для меня это непостижимо. Когда он сходил с эстрады, я его спросил: «Ты чего с людьми делаешь? Я от твоего «Звездолёта из подушек» каждый раз плачу».  А Борис просто ответил: «Я сам плачу».

Илья Бестужев http://stihi.ru/avtor/dekabrist внёс в разномастный хор современной поэзии мощное зерно здравого смысла. Он прочёл стихотворение Пушкина. Ито верно! Собрались на пушкинский праздник, а каждый норовит – своё, да своё. Если вдуматься в суть явления, мы не только ехали у святынь ошиваться, да своими лирами трясти. Мы, пииты, ещё и живём и мыслим и творим целиком и полностью в том лингвистическом и бытийном пространстве, которое было Пушкиным задано и определено. Теперь можно этому пространству восхищаться, можно вообще его не замечать, а можно и срать на него, как делают некоторые культуроведы, или там, ещё какие-то персонажи. Но чего бы кто не делал, а пространство остаётся. Так то!

Всех выступавших перечислять не буду по тем же, мопассановым причинам. И в концерте и в «свободном микрофоне» выступали замечательные поэтессы. Но о женской поэзии – разговор отдельный и я его намерен поднять ниже.

Дружно и сплочённо выступила группа поэтов из Орла. Все они несли на себе одинаковые бейджи, и было видно, что в Орле хорошо организованный поэтический коллектив, или даже корпорация. Правда, их стихи мне совсем не понравились, но на вкус и цвет фломастеров нет. Есть у меня некоторые подозрения по поводу совместимости корпорации и творца, но не о подозрениях сегодня речь.

Закончились выступления и снизошла на всех великая благодать! Выступил сотрудник музея Виктор Григорьевич Никифоров и объявил награждение нас подарками! Поэты (и я там был) получили по мешку с книгами и толстенным фотоальбомом. Всякий поэт радуется, когда ему дают книжку. Особенно, если толстую. Особенно, если две. У вас есть знакомый поэт? Можете поэкспериментировать. Подарите ему толстую книжку и поглядите, как он обрадуется!

Конечно, после такого праздника нельзя не обойтись без доброго застолья. Купили вскладчину ведро шашлыков, медовухи и водки, сели в беседке над речушкой и пошли тут каламбуры и песни! Да не только авторские, никому досель неизвестные, а даже и на иностранных языках! Основными певцами оказались Андрей Михайлов и Борис Прахов. Но и Анетта Руж http://stihi.ru/avtor/annaruzh  немного спела и ещё кто-то. Благостность, охватившая собрание паломников оказалась всеохватной. Каждый нашёл себе и собеседника по душе и слушателя по жанру. Так что сидели до заката, пока не съелась еда и не выпились все жидкости.

Редкостное царило счастье и снисхождение ко всему на свете. Лариса Преображенская даже сказала, что, наверное, дух Пушкина ходит поблизости, или висит над нами. О неведомом я судить не могу, но склонен с ней согласиться потому как «чувства добрые» окутывали беседку плотно и надёжно. Если бы в тот вечер на нас упал «…дикий тунгус»ский метеорит, жив был бы не «хоть один пиит», а все собравшиеся. Любые нелепости и глупости, а их всегда много, никоим образом не задевали человеческих душ и незамеченными отскакивали, чтобы сгинуть в безвестности.

Как стемнело, все разошлись по номерам и палаткам. Неуёмная моя натура требовала чего-нибудь ещё. Например, чтобы кто-нибудь выстрелил из пушки разноцветными конфетти, или спел «Интернационал». Но никаких продолжений банкетов не предвиделось и я ломанулся в леса глухие, надеясь выйти, например, к реке Сороть и торжественно созерцать дали, «воспетые» Сергеем Довлатовым в «Заповеднике». Чтобы не заблудиться, решил ходить только по толстым дорогам и на тропинки не сворачивать. Прошёл мимо водонапорной башни, и по тропе-дороге, стал углубляться в чащу. Углублялся я довольно долго, но, не смотря на изобильные стишки, которыми я украшал свой путь, ни к какой реке так и не вышел.  Лес лишь густел и темнел (или так продолжала темнеть ночная природа сама по себе?). С каждой минутой всё реальней казалась возможность встретить свирепого кабана, лося, или медведя. Когда же стало ясно: до просторов и далей не добраться, я повернул обратно.  Дорога взад оказалась длинней и хуже, чем вперёд. Да ещё и вопреки безупречным логическим построениям, я слегка заблудился и вышел не к водонапорной башне, а фиг знает куда. Хотел позвонить, но забыл – кому.

В кромешной тьме добрёл до гостиницы и во дворе перед номером обнаружил двух поэтов, с которыми мне посчастливилось быть поселённым в одном номере. Борис Прахов и Володя Гавриков, наверное, тоже не могли угомониться тотчас после застолья и читали стихи друг дружке. В отличие от меня оба всё ещё были полны сил и творческих энергий. Я же за время лесных брожений – вымотался и смог участвовать в беседе только утвердительными движениями головы.

Утром я проснулся от носящегося по номеру урагана невероятных афоризмов. То есть, я ещё не проснулся, а уже стало смешно. Покряхтывая от утренних синдромов, корифеи силлабо-тонического стихосложения шутками и прибаутками приветствовали новый день.

На дворе, на батуте для прыжков полулежала, завернувшись в одеяло, неотразимая Лариса Преображенская. Она сообщила, что у ней дома тоже есть батут и периодически она на нём скачет вволю. Узнав о скверном самочувствии Володи Гаврикова, Лариса тут же вызвалась исцелить его энергетическими потоками биополя. Когда организм шалит, согласишься на любую профилактику, лишь бы полегчало. Лёг Володя на стол, а грациозная в стремительной динамике Лариса – давай над ним так да сяк руками вертеть, да всё плохое на газон стряхивать. Параллельно лечению она оглашала диагнозы ручной томографии. В голове у Володи была обнаружена дурь, с чем он легко согласился. Да как же без неё? В животе, как оказалось, у него располагались почки и печёнки, с чем Володя соглашаться не захотел, объявив печёнку непарным органом. Чтобы больной шибко не умничал, Лариса припугнула его отсутствием желудка. Я тут же побежал и нажаловался Прахову про то, что у Володи желудок пропал. Но разве нас этим удивишь? И не такое теряли. Ничего, отрастёт новое и лучше прежнего.

Собравшись, паломники позавтракали в столовой. Очень много еды! По такому случаю мы даже выпили за здоровье и на посошок. Пока дожидались отстающих, беседовали на веранде. Тон разговору задавала опять же Лариса. Она выяснила у водителя Виталия, его ли личный это автобус, или он трудится по найму. Узнав, что у него есть ещё и похоронная фирма, посочувствовала и сказала, что не может заниматься подобным бизнесом из-за свойства покойников подступать к ней с разговорами. Для примера она поведала реальную историю:
- Вот, однажды умер у меня свёкор…
- Прикольно! – воскликнул водитель Виталий.
Минут пять рассказ дальше не шёл. Надо же людям отдышаться и прийти в себя, чтобы дослушать. Но целиком историю про говорящих покойников я повторять не буду. Всё из-за того же Мопассана.

Автобус заезжал ещё к христианскому монастырю, где большинство людей посетили могилу Поэта, и только три дурака почему-то остались топтаться за стенами религиозного сооружения. Чего я остался то? Пошёл бы, посмотрел там… Нет своего ума в голове, сверху его и не пришьёшь. Это и диагноз и объяснение. Чего уж ходить, коли ума всё едино - не прибавит? Останусь таким, как есть.

Когда мчались напрямую к Москве, с новой силой вспыхнул поток лирических чтений. Наверное, под влиянием впечатлений от вчерашнего дня. В задней части автобуса, вокруг восьмижильного и неисчерпаемого Бориса Прахова образовался кружок чудесных поэтесс, которые организовали поочерёдность. Постепенно атмосфера автобуса завибрировала в волнах женской поэзии, в которой я ничерта не смыслю. И впросак через то попадал не раз, и осмеян был, и в глазах многих поэтических женщин я не человек, а бурундук. Нам-то, мужикам, во сто раз проще быть поэтами, чем нежели им.

"Может лысым быть поэт,
А вот поэтесса - нет!"
(Это я сам сочинил)

Далеко не все поэтессы мне нравятся. Вот, Елена Жмачинская – нравится http://stihi.ru/avtor/jmac2008 . Она и книжку мне подарила: «Играя гранью». Читаю, вот. И стихи у неё интересные и часто к месту:
«Опять дорога манит вдаль,
Опять ночами мне не спится,
И скоротечный календарь
Меняет образы и лица…»

А я снова дал маху. Девушки-то читают стихи настоящие, нежные, про чувства, состояния и вообще о возвышенном, а я про что? Всё про тараканов, муравьёв да прочую гадость. Молчал бы уж. Но как смолчать, если черёд подходит? Чувствую, как диссонирую, а ничего с собой поделать не могу. Только пегас на высоту подниматься начинает, как моя очередь, и я про свои низменные микроскопы. Не даром мне ещё в школе учительница русского, Нина Викторовна, говорила: «Ты, Шильцын, в точности - дед Щукарь!» Вот и тут об меня вся гармония разрушилась. Испортил я тонкую атмосферу стихами про Мамура. Но огорчаться особо не стоит, и писать о скандалах тоже. Всё равно все умрём.

Чего ради, спрашивается, нам, пиитам и продолжателям, промеж собой ссориться? Не с чего! Наоборот. Лишь добрые чувства в состоянии приблизить нас к творческому успеху. Ну, и конечно, целенаправленная работа. К примеру скажем, почему во время концерта поэтов «Стихи.ру» вокруг площадки собралось множество зрителей из числа прохожих? Казалось бы – стихи и есть стихи. А вот вам и дудки! Как пошёл «свободный микрофон», так постепенно толпень стала рассасываться. Всё объясняется очень просто. Удаётся только то, к чему прикладываются усилия. Александр Сандерс Воляев  http://stihi.ru/avtor/quotsquot  – заранее готовил концерт. Он выстраивал программу так, чтобы исполнители были разножанровые. Даже порядок выступлений авторов был им срежиссирован так, чтобы не ослабевал зрительский интерес. Да и всю организацию праздника он взял на себя: заказ автобуса, бронирование мест, всякие договорённости с работниками музея. Кабы не он, то до фестиваля доехали бы только два увлечённых поэзией человека: Илья Бестужев и Гульбахор Сидорина http://stihi.ru/avtor/bahor  , которые поехали поездом, на перекладных, и остановились в другой гостинице, за два км от нашей. С чего бы? Для меня это - такой же тёмный лес, как тот, в котором я блуждал ночью. Но тьму нашего человеческого бытия неизменно рассеивает свет поэзии. То есть, стихов. А стихи создают поэты, которые всегда эмоциональные и ранимые.