Венок сонетов

Творческая Мастерская Алкоры
Венок сонетов — это архитектоническая форма (твердая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

   Венок сонетов состоит из 15 сонетов.  Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал или  мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

   Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

   Венок сонетов был изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Федору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Андрей Крылов и другие. Венок сонетов есть и у известного писателя Владимира Солоухина. Венок сонетов — одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время

    Сонеты, входящие в венок, должны соответствовать всем основным условиям, по которым пишется сонет, поскольку сонет – это тоже твердая форма. Об истории развития сонета  и его особенностях сложения можно прочитать в  статье «Все о сонете». 
 
Повторю только основные принципы написания классического сонета:

1.Количество строк - четырнадцать;
2.Количество строф - четыре (два катрена, два терцета или три катрена одно двустишие);
3.Повторяемость рифм;
4.Система рифмовки  разнится в зависимости от  формы сонета – итальянской,       французской, английской или свободной – (для случаев неклассического, вольного сонета)
5.Размер -  пятистопный или  шестистопный ямб;
6. Точность и редкость рифм.
7. Чередование мужских и женских рифм.
8 Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф: строфный перенос не 
   допустим.
9 Интонационное различие катренов и двустишия;
10. Возвышенная лексика интонации.
11. Сонетный замок в одной из двух последних строчек сонета или в последнем терцете.

Для классического Венка все сонеты, которые его составляют, должны иметь одну систему рифмовки (иметь одну и ту ту же форму сонета).

Кроме того, что каждый сонет Венка является самостоятельной единицей и твердой формой, очень важно, чтобы и весь Венок в целом выступал как самостоятельное и законченное произведение. Он должет иметь прозаическую основу - тему, которую автор развивает на протяжении всех 14 сонетов и она же  кратко изложена в магистральном сонете. Если этого нет, если сонеты в Венке связаны только формой и размыты по содержанию, то Венок не имеет той красоты и ценности, которая в нем обязательно должна присутствовать.