Ноябрьский ноктюрн

Андрей Беккер
Поздний Застой. Поздняя осень. Поздний вечер.

Трое мужчин поднимаются по ступеням выхода из метро. Они не знакомы, их ничего не объединяет, кроме поезда, из которого они только что вышли.

Навстречу им спускается одинокая неустойчивая фигура в тёмном пальто. Поравнявшись, фигура рушится и остаётся лежать, распластавшись на ступенях.

Покосившись на упавшего, трое продолжают подниматься. Упавший продолжает лежать. Один, затем другой и третий оглядываются, замедляют шаг.

Трое останавливаются. Упавший недвижим. Один двинулся к лежащему, двое других – за ним.

Лежащий оказывается мужчиной средних лет, роста выше среднего и почему-то в летних сандалетах на босу ногу. Подошедшие смотрят на него. Он глядит на подошедших. Потом пытается подняться. Подошедшие с готовностью помогают. Подняли, удерживают.

Четверо мужчин сгрудились на ступенях.

- Тебе куда? – интересуется кто-то из троицы.

Мужчина отвечает. Поддерживающие переспрашивают. Мужчина повторяет… С третьей попытки удаётся разобрать название станции метро.

- Далековато.

- И с двумя пересадками.

- Не доедет.

- Может, на такси его посадить?

- Мужик, у тебя деньги есть?

- Ум-м-м…

- Кто его захочет везти, такого?

- Тоже верно.

Трое поддерживающих замолкают. Четвёртый продолжает на них обвисать, плавно перераспределяя вес с одного на другого. Пауза затягивается. Сутки близятся к завершению.

- Ну, может, он всё-таки доберётся?

- А что остаётся!

- Мужик, ты доехать сможешь?

- Ум-м-м…

- Давай, пошли потихоньку.

- Поддерживайте его.

- Главное, чтобы легавые не замели.

Довели до стеклянных дверей.

- Погодите! – Один из троицы сопровождения отделился от группы и осторожно заглянул через двойные стёкла в вестибюль. – Никого. Давайте!

Он открыл и придержал единственную ещё не запертую на ночь наружную дверь. Двое других протиснулись, приоткрыли внутреннюю и втолкнули мужика  в вестибюль, направив его к турникету. Загребая сандалетами и кренясь на левый борт, тот тем не менее довольно резво двинулся к цели и почти достиг её, как вдруг резко сменил галс и ещё резвее заспешил обратно, кренясь всё опаснее и опаснее.

В чём дело? А! Вот в чём – наперерез бодро шагает сержант, так не вовремя появившийся из-за двери с надписью «милиция». Перехватив мужика, он берёт его на абордаж и утаскивает обратно в ту же дверь.

Трое мужчин беспомощно наблюдают за этой стремительно разыгравшейся сценой через два толстых и не очень чистых стекла в тяжёлых металлических рамах. Дверь с надписью «милиция» закрылась, а они продолжают стоять. Наконец один из троицы произносит:

- По крайней мере там ему будет лучше.

Двое других согласно кивают, искренне желая, чтобы эти слова оказались правдой, но совсем не будучи в том убеждены. Трое мужчин разворачиваются, поднимаются по ступенькам и, коротко кивнув друг другу на прощание, расходятся с нарастающим чувством вины.

Полночь.