Трудно быть ближним

Юлия Ви Комарова
       О жертвенности в любви   


                .
      Каждый совершает свое чудо обретения Бога по-своему. Я слышала множество таких удивительных историй, какие ни один современный фантаст не придумает. Наверное,сколько людей, столько и путей к Истине. Но каждый раз – это история любви, история любви Бога к этому конкретному человеку. Поэтому заповедь любви – это, безусловно, самая главная заповедь.
       Любить Бога и любить ближнего, как самого себя... и вот именно второе  представляется наиболее трудным, и именно потому, что близкий человек предстает перед нами не всегда в приятном расположении духа, не всегда в красивом виде: с нами он и есть такой, какой он на самом деле – без нарядной одежды на теле и душе. Мы его знаем, «как облупленного» - такой вот «пасхальный» образ: вот оно – красное пасхальное яйцо – твердое и прочное в своей броне-скорлупе, но стоит его очистить, облупить, оно окажется мягким и беззащитным. Так и мы перед своими близкими – они знают все наши слабости и недостатки, они помнят все наши промахи и ошибки, они могут даже предугадать, что мы скажем или сделаем в следующую минуту… Да, в этом-то и трудность христианского подвига любви – любить своих близких такими, какие они есть на самом деле, без всяких «если бы».
      Когда мы с мужем венчались, батюшка напутствовал нас словами о «мученическом венце брака». В то время меня это поразило: всегда венцы воспринимаются как царские, как нечто красивое и приятное, а тут вдруг – мученичество. И только теперь я понимаю, какое мудрое слово он сказал, как пытался предупредить нас, подготовить  к тому, что любовь – это постоянная мука и жертва. В какой-то книге прочитала недавно: если хочешь сохранить любовь, забудь о гордости. Как это верно! Мне кажется, люди сегодня слишком любят себя и совсем не хотят любить никого другого, потому что эта любовь неизбежно потребует от них отказаться от своих желаний и привычек, а иной раз даже от самых необходимых вещей. Жить одному гораздо проще: не надо приспосабливаться, терпеть раздражающие бытовые мелочи  (незакрытый тюбик зубной пасты, брошенные где попало вещи, разлитый и невытертый чай и крошки), невольные или нарочитые грубости, невнимание к собственной персоне или даже раздражение твоим присутствием – все это всегда рано или поздно, редко или часто случается. И все это надо, просто необходимо терпеть, «если ты хочешь сохранить любовь». А уж когда появляются дети...
      Неоднократно слышала такое мнение: «больше трех – уже все равно, сколько детей!» Уж не знаю, кто это сказал первый, но не верю, что это была многодетная матушка.
Мой личный опыт подсказывает,что каждый ребенок – хоть первый, хоть десятый – это особая личность и это особый труд, это дополнительное напряжение всех душевных и телесных сил, потому что каждому нужно ваше внимание, любовь и – опять жертва. Даже старшие дети это уже понимают, когда говорят: «Жаль, что Еленка такая маленькая, можно было бы в горы всем вместе пойти с ночевкой… или поехать на море на целый день!» А я могла бы продолжить список: выспаться как следует, или пойти на концерт, или в театр(последний раз была еще до замужества), или поехать в гости к друзьям… или просто подольше полежать в  ванне. Думаете, не хочется? Действительно, чем больше детей, тем меньше остается этих «хотений»: все свои личные желания отходят на второй, третий, шестой план и , что интересно, этого уже не замечаешь, такое состояние становится естественным. Жаль только, что зачастую и твои близкие настолько привыкают к твоей постоянной жертве, что уже ее не замечают и не пытаются переложить часть твоей ноши себе на плечи. Зато нашей душе это приносит огромную пользу, потому что «Христос почивает там, где благородство и великодушие, там, где дух жертвенности…» ( Старец Паисий Святогорец, Слова, т.3, стр.122) И еще там же: «…для того, чтобы пережить сверхъестественное, мы должны жить сверх естества» Если мы хотим действительно преобразиться, стать сынами Божьими, надо приносить себя, т.е. свои желания и удобства, свои пользы и выгоды, в жертву близким. А мы все пытаемся переложить свое на плечи другого, да еще оправдываемся, не желая себя ни в чем ограничить,  другими словами «стремимся к христианству без распятия, к «христианству сиюминутного воскресения»» ( там же ).
      Очень часто дети на просьбу старших сделать что-нибудь, отвечают: «А почему всегда я?» И мне лично очень обидно это слышать. Я всегда вспоминаю слова Жанны ДАрк: «Если не я, то кто же?». И если оглянуться назад, мы увидим, что раньше люди так и жили – для других прежде всего,не задумываясь, а выгодно ли это им самим? Даже наши родители, т.е. бабушки и дедушки наших детей, еще живут жертвенно: забывают себя ради детей и внуков. А вот наши дети, к сожалению, на первое место ставят себя, а потом уж остальной мир. Так их сейчас учат –с экранов ТВ, через интернет, и даже со страниц некоторых учебников в школе. Так сильна окружающая их атмосфера себялюбия, что сопротивляться очень-очень трудно. И все-таки мы должны этому противостать - хотя бы своей личной маленькой жертвой.
    Совсем недавно праздновали память Иоанна Богослова. Почему всё-таки он - Апостол Любви - единственный из всех учеников не принял мученическую кончину? Не потому ли, что его жертва Любви была приравнена к мученичеству?
      Как-то я спросила детей, в чем смысл нашей жизни. Старшие задумались, а младший сын очень серьезно сказал: «Вот Господь нас так сильно любит… наверное, мы должны научиться тоже так любить.» Я думаю, это именно тот случай, когда «устами младенца глаголет истина».