Как мы летали. 1943. Записки лётчика

Вера Овчинникова
Из воспоминаний моего отца.


    Однажды летели из Грозного. На этот раз дали мне стажёра, так как я считался уже опытным бортрадистом. Минул год, как я варился в котле событий того тревожного военного времени. Возвращались домой, на базу в Москву, 31-го декабря 1943 года. Погода по всему маршруту была отвратительная. Мели метели, видимость плохая, да к тому же сильное обледенение. Ещё раз напомню, что в то время летали только визуально.  Потерять землю - это беда. Так что при любой ситуации пилот хоть полз на брюхе, но землю не терял из вида. Так вот, на подступах к Москве ситуация была  именно такой.  Летели на высоте 10-15 метров. Впереди ничего не видно...В любой момент могли врезаться в мачту, в высокий дом или в горушку...А тут и связь прекратилась - ни приёмник не слышит, ни передатчик не настраивается. Вначале я ничего не мог понять - что за причина? А потом сообразил, что  нет антенны. Залез в турель, выглянул...Так и есть - наружная антенна оборвана. От наросшего льда, не выдержав нагрузки, она лопнула. Так что исправить её в воздухе было невозможно, и я доложил об этом командиру. Тогда стали искать какой-нибудь аэродром, чтобы сесть. Но ориентировку мы уже потеряли, своё местонахождение не знали, а, чтобы идти на ближайший аэродром, надо было сначала определить свое положение  в пространстве. Много есть способов это сделать, но в данной ситуации нам подходил только один. В шутку он назывался  "метод опроса местных жителей".
    Под нами промелькнула железнодорожная станция. Но надо было узнать, как она называется. Известно, что на каждом  вокзале  есть название данной станции. Вот и надо было это название прочесть. Раз пролетели, и два пролетели, а прочесть не можем. Скорость самолёта большая, а буквы на  вывеске сравнительно малы. Получается примерно так, как  если человек пытается прочесть название поезда на табличке одного из мелькающих  перед ним вагонов. Буквы сливаются, и глаз схватить слово не успевает... Вот и у нас было так же. Начало слова схватим, а станция уже промелькнула.  Тогда мы решили так: один читает начало, другой-середину, а третий-конец. И, наконец, за два или три захода мы смогли составить полное слово.  Нашли эту станцию на карте, взяли нужный курс и вышли на какой-то аэродром. С большим трудом пилоты посадили самолёт.   
     Аэродром оказался то ли  Тулой,  то ли Калугой. Так что , пришлось нам встречать  Новый 1944-ый год здесь. И всё было, как обычно. С питанием  у летчиков проблем нигде не было, а с жильём пошли по ближайшим домам проситься на ночлег.  И как всегда, приняли нас охотно. Но была одна "новогодняя" проблема - до 12 ночи оставалось 2-3 часа, а у нас не было ничего из спиртного, чтобы встретить Новый Год.  Как же без этого?  Но и денег тоже ни у кого не было...И тут нас выручил мой стажёр. Парень был уже в годах, было ему, наверное, лет 25. Как он попал в авиацию, непонятно. Весь его вид и поведение скорее подходили к простому крестьянскому мужику. Даже фамилия этому соответствовала - Телегин.  Так вот, он нас заверил, что выпивка к Новому Году будет и без денег. Когда мы выразили сомнение, он раскрыл свой чемодан, который оказался набит мандаринами! Вот это, сказал он, мы и превратим в спиртное.  И точно. Через час к нашей хозяйке сбежались соседи и всё забрали, расплачиваясь кто деньгами, кто самогонкой. Я думаю, что они тоже были рады , как и мы. Не у каждого в то время к Новому Году были нежные золотистые ароматные плоды, напоминающие о прежней мирной жизни. Оказывается, пока мы транжирили в Грозном свои скудные гроши на что попало, стажёр мой, оправдывая свой крестьянский вид, придумал способ обогащения. И , к его чести, надо сказать, он оказался не скрягой.  И более того, даже долг с нас потом не  требовал. Да, кстати, больше я его никогда и не видел. Куда пропал наш "дед Мороз" - не знаю...Просто исчез, как и появился...Будто и не было... А запах тех мандаринов  остался в памяти...
    Так  мы собрали праздничный стол, хозяйка пригласила соседок  помоложе и почти до утра мы встречали Новый 1944 -й год. В 24-00 произвели салют из пистолетов. И, что характерно, досыпали остаток ночи одни, без  "дам". Я уже упоминал, что мы тогда до этого не были падки.  И я даже уверен, что этой своей скромностью иногда обижали и разочаровывали многих женщин...
    Наутро, более или менеее выспавшись, натянули антенну и вылетели в Москву,  на базу. Новый 1944 год начался морозным, безветренным и солнечным...