БАЛЛАДА
О ВОЙНЕ
(или о событиях имевших место
в разное время здесь, у нас на Дону)
Вон какой имеет допуск,
Исторический мой опус.
Там плюс-минус сотня лет,
Пролетели али нет.
Это что-то вроде так,
Как какой-нибудь пустяк.
Чтоб узнать свою страну,
Я ныряю в старину.
В её тину, глубину
Опускаясь аж ко дну.
Здесь мочалилось мочало,
Здесь истории начало.
Временем погребено,
Размочалено давно.
Схлынет лет летучих ворох,
В заколдованных просторах.
Здесь рождался этот стих
Посреди степей донских.
Этот край со всех сторон
С незапамятных времён
Интересен человеку,
И тянулось так от веку.
Синантроп, неандерталец
В рот совали грязный палец
У своей родной пещеры
Где-то в дебрях энной эры.
А период ледниковый
Был для них, так эрой новой.
Дон по нраву им пришёлся
И людской здесь род завёлся.
Каннибалы, троглодиты,
Тема в общем-то избита.
Много лет прошло с тех пор,
Изменились лики гор
И ландшафт и небосвод,
И живущий здесь народ,
И обычаи-законы,
Талисманы и иконы,
Капища, места святые,
Идолов глаза пустые,
И былины и сказанья
И старинные преданья.
И иными степи стали,
А столетья пролетали ...
Тыщи лет потом прошли,
Посреди донской земли.
Здесь раскосые сарматы, (1)
Скачут тучей необъятной
В облаках дорожной пыли,
Даже скифов потеснили.
Тем всегда здесь было вольно,
Но пожили и довольно.
Стрелы хищные свистят
И кровавится закат.
А вдогонку им по свету
Огнедышащее лето
Пышет зноем и жарою,
Над сожжённою землёю.
Как ленивые улитки,
По степи ползут кибитки
Дело ведь не здесь вершится,
Некуда и торопиться.
И неспешно среди них,
Едет много верховых
И отары и стада,
Туча! Целая орда!
Табуны пылят вдали,
Мало неба и земли!
Волки воют на луну,
Подгоняя старину.
Жуть берёт, мороз по коже
Волки здесь кочуют тоже
Так себе и шастают,
Голодные, зубастые!
Орды схлынули и вот,
Степь курганами цветёт
-Тёрен, вереск, ковыли,
Годы вешние прошли.
И теперь в степи по-праву,
Печенежские (2) заставы.
Эти тоже и раскосы
И обуты а не босы,
Меч на поясе кривой,
Шлем-султан над головой,
Щит, кольчуга да копьё,
И бродячее житьё.
Эти - хищники степные
В южных рубежах России.
Вон хан Куря на Днепре,
У него теперь в шатре
Череп князя Святослава, (3)
Куря по степному праву,
Череп златом оковал,
Чашу сделать приказал
Для кумыса и вина,
Чтобы пить её до дна
И пирует честь-по чести,
Чаша под рукой, на месте.
В Бухаре уже татары,
А у Каспия хазары (4)
- Кровушки попил рассейской,
Каганат их иудейский. (5)
Снова конница летит,
Сабля вострая свистит
Над несчастной головою
Не простреленной стрелою.
И кибитки, юрты те же,
Их аж гуще, а не реже.
Над котлом парок струится,
В очаге кизяк теплится.
Водки и кумыса много
Но... Окончена дорога.
В дверь уж половцы (6) стучатся,
Орды их по полю мчатся.
Только снежная позёмка,
Да стрела пропела тонко
- Глаз вон только, что моргал,
Бац! И душу Бог забрал.
А вот тот, тот уцелел
От мечей, от пик, от стрел.
Шею захлестнул аркан,
Кровь горячая из ран,
Гол да бос и не гроша,
Еле теплится душа.
Вот он половцев закон
- Кому смерть, кому полон.
И чужбина и неволя,
Незавиднейшая доля!
Но уж со степей куманских,
Из заречий астраханских,
Начался большой поход,
Рать татарская (7) идёт.
Кони, люди и верблюды,
Движутся в степи повсюду,
Ни от куда, в никуда,
За ордой спешит орда.
Рыщет впереди разведка,
Те стреляют очень метко,
На скаку, из лука - в цель!
Хочешь верь или не верь.
Всех, кого в степи поймают,
В ставку сразу же таскают,
Коли встречных много будет,
Так монголы их порубят,
Или может обойдут,
Появляясь там и тут.
Степь расчёсывают густо,
Чтоб за ними было пусто.
Хан Котян (8) теперь не тот,
Половцев к Днепру ведёт.
Через Днепр, а там в Карпаты,
То-то будет туговато
Где-то там в местах иных,
Незнакомых и чужих.
И теперь вся степь донская
Аж от края и до края
Стонет гулко всё сильней
Под копытами коней.
Эт тебе не печенег
И война, а не набег!
Глаз такой же характерный,
Бой из лука точный, верный,
Скатанный рукав до плеч,
А в руке булатный меч,
Он свистит над головой
И такой же он кривой.
Стрелы в небо полетели,
Степи мигом опустели.
На Руси, как никогда,
Запылали города
А на тысячах опушек,
Пепелища деревушек,
И заимок и посадов
И церквей и палисадов.
Вдоль дорог, путей, тропинок
Те, кто сгинул без поминок.
Смрадно ветры дуют-веют,
Кости-черепа белеют.
Там нет крова, нету хлеба,
Там стервятник чертит небо.
Там монголы ищут славы,
Там - почтовые заставы. (9)
Степнякам скакать с руки,
Удалые ямщики
Не пыхтя от лишних дум,
Мчатся аж в Каракорум. (10)
Через реки, через горы,
Через Азии просторы
О дву конь и налегке
Лишь пайдза (11) блеснёт в руке,
Да раскосый взгляд окинет
Встречного, аж кровь застынет!
Солнце скрылось на покой,
Тишина в степи донской.
Прям на несколько веков,
Тишь да гладь среди холмов,
Средь речушек и равнин
Лишь сапсан кружит один
Высоко под облаками,
Над пустынными степями.
Над извивом берегов
Над просторами лугов.
Глохнет даль, закат немой,
Над притихшею страной,
Неоглядная равнина,
- Характерная картина.
Рыщут барсы в камышах,
Тишина звенит в ушах.
У развесистых ракит,
Воздух прямо аж пьянит.
Был восход, уже закат,
Дали в мареве дрожат.
И искрится месяц ясный
А заря - невестой красной!
Вот и Батюшка наш Дон,
Здесь струится испокон.
Струги по реке плывут,
Воду вёслами гребут.
Слева-справа Дон блестит,
Песня вольная летит!
Далеко вдоль берегов,
Балок, отмелей, лугов,
Перелесков, камышей,
Над привольной степью всей.
- У излучины реки,
Появились казаки!
Где они - война и смуты,
Сорвигововы с плуты!
Отчаюги с тех времён,
Сколько существует Дон!
Сколько волей дышит свет,
С тех ещё, былинных лет!
Шашка к боку приросла,
Как бы там не шли дела,
Как бы жизнь не закрутила,
Но на силушку есть сила.
Кто с рождения в седле,
По морозу и жаре?
Кто пример другим подаст,
Кто за друга жизнь отдаст?
Кто не купит не продаст,
Кто разбойничать горазд?
Для кого свобода - доля,
Кто стреляет из пистоля?
Кто в копейку на лету,
Влепит пулю за версту?
Для кого наш Тихий Дон
И курень и отчий дом?
Кто с казаками-братьями
В Турцию за зипунами
Не единожды ходил?
Кто порублен-ранен был,
Кто и сам рубака знатный,
Пусть в рубахе неопрятной,
Но оружие с насечкой
Конь в серебряной уздечке
И под дорогим седлом,
А владеет кто веслом?
Засапожный мечет нож,
Кто и виден и пригож?
Ясный взгляд, как летний день,
Чуб, да шапка набекрень!
В ухе медная серьга,
Кому воля дорога?
Кто ней дышит и живёт,
И кому Господь даёт?
Кому люба жизнь такая,
- Пусть на Дон, на наш тикает!
Вот она казачья доля,
Шашка, конь да чисто поле!
Это - область войсковая,
Степь от края и до края!
Затяни-к ремень потуже,
Здесь России мы послужим!
Вере нашей православной,
Службой доблестной и славной!
Вишь пальба со всех сторон!
Пики - к бою! Шашки - вон!
Рубят слева, рубят справа
И пошл-а-а казачья лава! (12)
Враг бежит, смерть, жуть, потери...
Кони - звери! Люди - звери!
Крики, вопли, стоны, вой,
Дым вокруг пороховой!
Здорово мы здесь живём!
Мы своих не выдаём
Не Москве, не басурманам,
Не Орде, не крымским ханам.
Род наш крепко тут стоит,
Не спускаем мы обид
Никогда и никому,
Даже чёрту самому!
Пусть сегодня трудновато,
Но мы заживём когда-то
От души! Достойно-свято,
И вольготно и богато!
Так подваливай ребята,
Чтобы было тесновато!
Пусть нас будет многовато,
Чтоб дрожали супостаты !!! (300)
Примечания:
(1)- Сарматы народ родственный скифам (сколотам), в отли-
чии от скифов, у сарматов был матриархат. Скифов, которые
сражались с греками под стенами Трои на стороне троянцев,
которые доходили в своих военных походах до Египта, с кото-
рыми ничего не смогли поделать ни персидские цари ни сам
Александр Великий, были вытеснены со своих исконных
земель сарматами.
(2)- Печенеги - кочевой народ, родственный хазарам и
пришедшим позднее половцам. В IX-X веках, 40 печенеж-
ских племён кочевали в степях от Жигулёвских гон на Волге
до Карпат.
(3)- Половцы - новые кочевники вторгшиеся на Дон и дальше
на Русь с востока. Впервые они упоминаются в летописях
в год смерти князя Ярослава Мудрого. Половцы потеснили
других кочевников, которые раньше жили в степях между
русскими землями и Чёрным морем (торков и печенегов).
(4)- Одно из племён, кочевавшее в районе озера Буир-Нур в
Монголии, называлось татарами. Отсюда, это название
распространилось на всё объединение кочевых народов
обитавших в тех областях, именуемых так же монголами.
(5)- Хан Котян - самый знатный из всех половецких ханов,
во время первого нашествия монголо-татар на Русь, увёл
половецкие вежи через южно-русские земли в Чехию.
Присягнул на верность королю Белле, в последствии был
предательски убит, взбаламошной свитой короля.
(6)- Когда войско киевского князя Святослава (Игоревича)
возвращалось в 972 г. из византийского похода, то у
днепровских порогов на него напали печенеги и одолели
русских. Сам Святослав пал в бою, из его черепа окован-
ного золотом, была изготовлена чаша для вина. Победите-
лем великого воина Святослава волею судьбы, оказался
печенежских хан по имени Куря. К стати, был ещё один хан Куря.
но уже не печенег, а половец этот, спустя 131 год (в период с 1103
по 1111 годы) после описываемых здесь событий, потерпел как
и другие знаменитые половецкие ханы Боняк и Шарукан,
сокрушительное поражение от русского князя Владимира Мономаха
при чём, Шарукан даже погиб.
(7)- Хазары - государство хазар (каганат) находилось в среднем
течении Волги, столица - город Итиль (это где-то в районе
современного Волгограда (Сталинграда) Хазары вели длительные
войны с Русью, окончательно их каганат был уничтожен
монголо-татарами. В последствии, хазары ассимилировались,
смешались с другими народами исчезнув, как этнос.
(8)- Дело в том, что хазарская знать, правящая верхушка
каганата, исповедовала иудаизм, а простой народ - язычество
(9)- Свои почтовые станции монголо-татары называли
ямами - (Ям), отсюда ямщик. В те времена это слово
имело несколько иное значение - гонец, курьер.
(10)- Столица обширной монгольской империи, находилась
на исконно монгольских землях где-то в восточных
просторах необъятной Азии.
(11)- Пайдза (пайдзе) - специальная пластинка из металла или
дерева с определённым изображением-символом
какого-либо животного или птицы, например
кречета. Служила пропуском на бесчисленных
дорогах монгольской империи, а так же являлась знаком
власти монголо-татарских должностных лиц. Владелец
пайдзы имел право бесплатно брать лошадей для проезда,
пользоваться кровом и пищей. Ханы-Чингизиды например,
имели золотую пайдзу с изображением оскаленной головы
тигра.
(12)- Лава - способ построения конных масс, пряный у казаков,
боевой приём, при котором «атака осуществлялась рассыпным
строем. Её обычно применяли при фронтальном нападении
на противника, охвате его с флангов и обходе. Если противника
не удавалось сразу сломить, то обычно завязывались индивиду-
альные поединки. Но в схватке участвовали не все казаки;
восемь-десять человек во главе с младшим офицером, не
вступая в бой, держались в стороне. Это был так называемый
«маяк», основной задачей которого являлась организация
преследования разбитого противника»* На вражеские порядки
мчится лавина всадников с жутким свистом и воем.
И всё это неожиданно, всё стремительно, молниеносно и
смертельно.
(*- История Донского казачества М.П. Астапенко
Ростов-на-Дону, 2004 г)
.
Варианты,
окт. ноябрь
2009 года,
Квиткин А.И.
сл. Кашары