Андрей Марышев. Обзор

Татьяна Муратова
ЧУВСТВА ВЕЕРОМ

Написать обзор по любовной лирике сложно, втройне сложно, когда стихотворений написано более трёх тысяч.  Я всё же попытаюсь, в меру своих сил, составить своё представление о творчестве «амурного» поэта.
Читая стихи современных поэтов о любви, очень часто приходишь к выводу, что они попросту пустые, без чувств, чего не скажешь о стихотворениях Андрея Марышева.
Он как-то признался, что стихи у него льются из пространства, он только успевает их записывать. Но это вовсе не означает, что сам автор тут не при чём. Никогда Абсолют не даёт  выход к потаённым слоям информации, если сочинитель не готов к этому. Сам автор предполагает, что все его стихи посвящены одной женщине, его возлюбленной. Это так. Но это и не так.  Мир поэта – это и мечты и грёзы, фантазия и реальность, согласие и спор. Поэтому более мощные стихотворения у автора всё же рождаются не после реальных свиданий, такие тоже есть, но чаще тогда, когда автор растворяется в пространстве.  Глупо, на мой взгляд,  соединять всё его творчество только лишь с любовными переживаниями, как это всячески старается показать  нам сам поэт.
В искромётных  экспромтах можно найти  мятущуюся душу поэта, который видит себя   влюблённым Грэем:

Я остаюсь (пока еще) зовущим Грэем.
Скрипят все мачты, паруса надуты.
Как дорога мне каждая минута.
Неумолимо время, мы с тобой стареем.

В минутах я с тобою только и живу.
А остальное врем я - Божье провиденье
Бог подарил нам яркие мгновенья-
У лета зной, осеннюю листву.

К твоим коленям припадаю и дышу тобой,
И умоляю быть со мной, согласьем.
Ты у меня одно на свете счастье,
И то, что называется судьбой... (Ты у меня одно на свете счастье)

В то же время он, полный чувств к своей любимой, прекрасно понимает, что само время ограничивает его рамками жизни, и при  разнице в возрасте в  девятнадцать  лет, ощущение разных судеб не оставляет поэта:

мы разные с тобой, он - современник.
твои мечты и чаянья поди?
я - твой, безвестный только пленник
ты отвергать не станешь? Погоди

признаний старомодность и красивость,
учтивость, и признаний суету...
ты раньше думала – игривость.
к тебе возвысил простоту...

пускай мне время  - то мгновенье
поспешный  не даю обет.
живу одним - благоговеньем.
меж нами бездна - девятнадцать лет (Мы разные с тобой)

Женщине всегда лестно принимать ухаживания мужчины, а уж мужчины – поэта тем более. Но поэту от этого не легче. Он мечется между чувством захватившей его  любви, страсти, грусти, ненависти, страдания, надежды, умиротворения, разочарования, тоски…
Как веером, обмахивается он своими стихотворениями, и  веер  приносит ему  разные стихотворные потоки.  Возможно, действительно, одна женщина может их вызвать. А, возможно, всё дело в самом поэте. Он ПРОСТО ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ ВСЕ СТИХОТВОРЕНИЯ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНИЕМ ОДНОЙ ЖЕНЩИНЕ. Это его маленькая  - большая  тайна, о которой он громко кричит стихами.

Короткие свидания оставляют в душе и радость встреч, и тревогу расставаний:

Ты в уголке, а на столе – уютно   – свечка.
Ты любишь капли воска - на ладошку.
Не подобрать мне нежные словечки.
Люблю тебя совсем не понарошку.

Фужеры – в свете отражают блики,
От музыки остались лишь обрывки фразы.
А у меня к тебе души застыли крики.
Они притихли здесь и как-то сразу. (Кафе)


Короткие встречи.
Длина расставаний.
Я жду исполненья.
Своих ожиданий. (Короткие встречи)

И льётся нежность на листы бумаги:

Вся теплота, которая была, ушла к тебе.
Пятьсот творений, в них – бессонница и боль,
И поклонение судьбе.
В них бесконечная тоска, мечты,
Неверье, слезы и мгновений красоты.

В них сердце и душа, волненье и причастность.
И нежность, ласки поцелуев страстность.
В них жар влюбленных тел, весна и осени итог.
И холод зим и лета сладостный чертог.

В них чистота и удивление твое…
Теперь они твои, и с ними сердце у тебя мое. (Пятисотое)

Живёт надежда следующих встреч:

Весна . А в сквере лавочки заполнены.
И лужи воробьями переполнены.
На парапете парочки целуются.
Сейчас придешь, красавица и умница.

И скажешь: как дела, какие новости?
Мне нечего сказать тебе от робости.
Возьму за руку, поцелую в щечку.
Отвечу ласково : как провела ты ночку?

Что снилось, как спала мне расскажи?
Какие были сказки, миражи…?
Ответишь, засмотревшись на цветы:
«Сегодня мне приснился только ты» (Встреча)

И холодно и неуютно от расставаний:

Стало пусто и холодно
Без тебя, что не видел долго.
Запахнуть и прижать пОлою
Греть, не говорить только…

Трудно жить без тебя
В искривленном, неясном свете
Как прожить мне, тебя любя.
Ты одна всего на планете.

И пойми, не отстану я,
Нет такого в аптеке снадОбья,
Чтоб забыл ,обманул тебя.
Станет только одно надгробье

Будет только одна плита
Местом тем, где смогу терпеть.
А сейчас ты во мне, ты та,
Что люблю. Ну а ты? Ответь… (Холодно)

И больно от сознания невозможности быть вместе:

Тебя теряю, чувствую уходишь
Мне боль моя покоя не дает
Я не забыл как ум в забвение приводишь,
И как улыбка мне дыхание собьет… (Боль)

И жажда, жажда, жажда свидания!

Тот день февральский
В прокуренном кафе
Снежинки белым вальсом
В календаря графе
Что – март идет
Зима болеет гриппом
Официантку ждет
Мой взгляд - к тебе прилип он
И дальше - только я
Тебе - что в уши елей
Что ты любовь моя
«Сегодня слишком смелый…»
Ты скажешь, улыбнешься…
Потрогал руку-холод.
«От вазочки» - смеешься
«С мороженым». Как молот
Внутри заходит, слева
Нет у меня тревоги
А ты - как королева
Хочу увидеть ноги
Но под столом - неслышны
Одетые в сапожки..
Волос коснулся пышных
Поцеловал…немножко
Губами - ветер вешний
Волос волна  – на плечи
Твои шаги неспешно
С тобою только встречи
Заставят волноваться
Хотя так быстротечны
Давай не расставаться
Ты хочешь? Только - вечно. (Свидание)

Поэт на то и поэт, чтобы придумывать свою женщину. Но человек на то и человек, чтобы задаваться вопросом, а так ли всё на самом деле?

Я тебя фантазией построил?
И назвал «любовью без конца»?
Мне ответь, она чего-то стоит ?
Тень сомненья убери с лица.
Жду ответа, но какой бы ни был
Знаю я, всему наперекор.
Ты один у жизни только стимул.
Что, нескромно? Глаз твоих укор.
Безусловно на себе предвижу.
Помнишь, как сказал тебе: «не вру»?
Стала ты милее мне и ближе…
Только я, пришелся ко двору?
Может быть, не я тебя придумал,
А Земля для нас несказанно мала.
У судьбы закончен стал рисунок.
Ты меня давно уже ждала? (Может быть, не я тебя придумал...)

Поэт, впустив в себя женщину, как половинку, может лишь воспринять её как своё второе «я», что выплёскивается в стихи:

Мне нравится, что ты во мне живешь.
Хотя уже три года быстрых на пороге.
Поцеловал, а поцелуй тот бережешь?
Тогда, небось, в туфлях ослабли ноги.

И вальсом белым  закружилась голова.
Тебе не  смел и не сумел тогда сознаться.
Сказал незначаще банальные слова,
Лишь позже я тебе решил признаться.

Мне нравится, что ты теперь моя,
И я тебя в стихах наивных славлю.
И что ты признаешься мне, смеясь,
Что я тебе на самом деле нравлюсь. (Мне нравится)

Если поэт не будет выплёскивать чувства в стихи, как он сможет вынести силу чувств, которые его переполняют?

Я  твой, давно уже я твой.
И сердце для тебя неровно бьется.
Тогда поцеловал тебя зимой.
Подумал, точно, оборвется,

И будет падать, словно прядь
Твоих волос тебе на блузку.
Ты не могла тогда понять,
Что я тебе сказал по-русски.

Дурманом длился поцелуй.
Щека горела, будто лавой.
В лицо плеснули сотни струй-
Так пили мы любви  отраву.

И этот яд теперь в крови.
Его принять, наверно, стоит.
Я умираю от любви...
Ну что ты сделала со мною? (Я умираю от любви)


А стихи всё льются и льются, и наполняют тетрадь за тетрадью…


Я зажимаю плотно уши-
Стихи идут, идут, идут…
Я не хочу их больше слушать.
Они с ума меня сведут.

Я знаю, следствие такое
Моей к тебе простой любви.
Ни от кого уже не скроешь…
А рифма рядом, не зови,

И не проси. От сердца стуком
Приходит, строит строки в ряд.
Ты где? Любить такая мука
Один на свете только взгляд.

Мне пытка - от стихов не деться.
До горизонта их полки.
Любовь их шлет тебе из сердца.
Шаги стихов всегда легки.

Их прекратить одна лишь сможешь.
Твой поцелуй –миг- в сон запрёт.
Объятья негою стреножат.
Покой душа вновь обретет. (Стихи)

Существует ли героиня или она придумана? Сам автор порою не находит на это ответа:

Ты существуешь. Это точно?
Во мне давно ты - сердца стуком.
Любовь моя, она порочна.
Какая все же это мука ! (Ты существуешь. Это точно?)

Более трёх тысяч стихотворений.  Все о любви. Все разные. Все необычные.
Как и сам автор – непредсказуемые. 

Несомненно, поражают не только чувства, вложенные в стихи, но и сами стихи обилием необычных рифм, красотой фраз, словарным запасом автора, точностью выражения  чувств поэта в словах, образностью нарисованных картин.

На литературном пространстве Стихиры, это, несомненно, явление неоднозначное – любовная лирика Андрея Марышева:
http://www.stihi.ru/avtor/200480 (страница автора)
23.04.2011