Военно-полевой романс

Виктор Верстаков
Труд №113 за 03.07.2002
   КУЛЬТУРА
ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ РОМАНС

НАШ СОБЕСЕДНИК - ИЗВЕСТНЫЙ ПОЭТ И БАРД ВИКТОР ВЕРСТАКОВ

Не так давно наша газета рассказала о том, что в рамках "Романсиады" создается творческое объединение офицерского романса. Среди тех, кто давно и плодотворно работает над возрождением этой замечательной традиции отечественной культуры, Виктор ВЕРСТАКОВ, поэт, бард, полковник. Его стихи и песни известны довольно многим читателям и слушателям. Военный журналист, участник боевых операций в Афганистане, Чечне и других "горячих точках", он свободнее чувствует себя не на сцене шикарного концертного зала близ рояля, а в кругу "своих" слушателей - когда видишь глаза каждого.
- Виктор Глебович, одна из ваших недавних книг называется "Война и любовь". Как удается совмещать в творчестве столь разнородные начала?
- Да не такие уж они разнородные. В истории литературы две эти темы очень часто соседствовали, переплетались, оттеняли одна другую. От гомеровской "Илиады" до Хемингуэя или, скажем, нашего Окуджавы... Пушкин в "Мыслях на дороге" заметил: "Трубадуры обратились к новым источникам вдохновения, воспели любовь и войну...".
Программное стихотворение в моей книжке начинается так: "Война и любовь не бывают случайны, а все остальное случайно порой...". Ни с того ни с сего войны не возникают, а любовь - причина и оправдание человеческой жизни. Последние 20 с лишним лет - после ввода советских войск в Афганистан - наша страна живет так или иначе в атмосфере войны, как бы мы ни отмахивались от этого. Плохо ли это? Да уж чего хорошего... Но и любовь в годы войны воспринимается острее.
- Что значит любовь, тема любви для творческой личности?
- Русский поэт Николай Гумилев, который много путешествовал, ходил с экспедициями даже в дебри Африки, говорил, что путешествия поэту необходимы, но еще необходимее постоянное чувство влюбленности... Увы, я путешествую меньше, чем Гумилев, да и по части влюбленности не стану сравниваться... Выскажу мысль, от которой сам поначалу шарахался: истинно и результативно (для творчества) может влюбляться только тот, у кого есть одна постоянная, незыблемая любовь - и не только любовь к Родине, к Богу, но и просто человеческая любовь. У меня она есть, и поэтому в жизни с влюбленностями не я суечусь.
- Еще одна тема, которая красной нитью проходит через ваши стихи: Родина, патриотизм. Для бывшего военного, офицера это, видимо, закономерно. Отличается ли взгляд на войну поэта от взгляда профессионала-военного?
- Еще как! Для настоящего вояки, для профессионала война - образ жизни, "самое главное". Поэт не должен быть воином. Мне возразят: Денис Давыдов, Лермонтов, Симонов, Твардовский... Согласен насчет Давыдова: вырос в боях, дослужился до генерала. Но чин его в поэзии невелик, он сам это признавал. Лермонтов воевал героически. Мало кто знает, что на Кавказе он одно время возглавлял отряд добровольцев-охотников (так тогда назывались разведчики, занимавшиеся глубинными рейдами, что-то типа нынешнего спецназа). Но это длилось не долго - около месяца. Было еще несколько вылазок и боев, где Лермонтов участвовал в качестве адъютанта при высоком начальстве (кстати, эта должность была тогда боевая, офицеры гибли на ней в два раза чаще, чем на других полковых постах). Короче, Лермонтов провел в боевой обстановке не более двух месяцев, остальное время был при штабах, в крепостях и лечился на кислых водах. Доходило до того, что Николай I лично требовал поскорее отправить Лермонтова в боевые порядки. Симонов и Твардовский находились на фронте в качестве военных журналистов. Не собираюсь принижать эту профессию, поскольку сам к ней принадлежал, но это - другое. По-моему, поэту на войне интересна не война сама по себе, а люди, которые ею живут и погибают. Ему интересны и собственные ощущения в экстремальной ситуации. И без такого интереса не было бы ни "Героя нашего времени", ни "Василия Теркина".
- В обычной жизни вас трудно представить себе без гитары. По мнению многих ценителей ваших песен, вам удалось возродить жанр русского офицерского романса. При всем при том вы остаетесь бардом, "широко известным в узких кругах". На телевизионных концертах бардовской песни видишь один и тот же круг примелькавшихся лиц. Что мешает вам пробиться к более широкой аудитории?
- Известность у меня все же была: и на телевидении много работал, и в прямом эфире со своими песнями не раз выступал. Например, в популярной когда-то программе "Взгляд". Сделал более чем часовой музыкальный фильм "Офицерский романс", который раза четыре показали по центральному ТВ, потом разрезали на клипы и иногда использовали в программах про армию. Недавно выступал в модной передаче "Большая стирка". Но действительно - ситуация в нашем шоу-бизнесе нездоровая. Как переломить эту тенденцию? Наверное, надо лучше писать стихи, музыку, лучше петь, и, как говорится, слава тебя найдет. А бранить не по заслугам популярных исполнителей, значит лишь рекламировать их.
- А может, все-таки попытаться найти спонсора, выпустить кассету, компакт-диск, раскрутиться? На нашей песенной сцене засилье пошлости и бездарности, не пора ли потеснить безголосых и экзотически ориентированных?
- Не знаю, пора ли... Да, народ на них плюется, но еще смотрит и слушает, иногда последние деньги тратит, особенно в провинции. А раскрутиться сейчас можно только одним способом: влиться в плотные ряды шоу-бизнеса. А это и вовсе противно.
- Ладно, вернемся к литературе. Кто из собратьев по перу вам наиболее интересен?
- Ограничимся поэзией: современную прозу я знаю хуже. Я счастлив, что живу во времена, когда еще пишут такие поэты, как Константин Ваншенкин и Станислав Куняев. Поставил эти имена рядом, хотя понимаю, что многие из моих друзей, а возможно, и сами эти поэты будут недовольны таким соседством. Из своего поколения выделю творчество Петра Кошеля и Владислава Артемова. Жаль, что в последние годы их публикации появлялись нечасто: оба окунулись в издательские программы, составляют и редактируют какие-то доходные книжки. По-человечески я их понимаю, но все же... Поэт должен писать стихи. Великолепен Николай Шипилов - и поэт, и прозаик, и бард, и художник. Он - человек пронзительной честности, что встречается нечасто. Из самых молодых (слежу за их творчеством, поскольку нередко руковожу совещаниями начинающих) выделил бы двух поэтесс: Елену Исаеву и Елену Муссалитину. Впрочем, тут еще время покажет, кто чего стоит.
- Мало кто любит рассказывать о своих творческих планах. И все же: что впереди? Имею в виду не только ваше творчество, а и вообще - что думаете о будущем?
- С личным будущим дело ясное: жить так, чтобы писались стихи. А они, слава Богу, пока не иссякают. Насчет будущего русской литературы, я считаю, у любого думающего человека сомнений быть не должно: ее величие не померкнет. А будущее России зависит от того, насколько достойны мы будем нашего прошлого, нашей истории, наших лучших традиций.