Конкурс стихов о поездах. 36 Под стук колёс

Маша Халикова
   36. Сергей Хабаров, "Под стук колёс".

Перелески, поля и дороги в пыли,
Вижу я из окна бесконечно давно.
Уплывают они, исчезая вдали,
Для меня оставаясь лишь призрачным сном.
А колёса стучат: "Не скучай-не скучай!"
Но причин для веселья, как-будто бы нет.
Принесёт проводничка разбавленный чай,
Запах водки, вина и плохих сигарет.
Голоса, голоса, духота и жара
И усталость течёт по спине ручейком.
Мои спутники спят, хоть проснуться пора,
А ведь я с ними даже ещё не знаком.
Третьи сутки в пути:"Отчего? Почему?"
Тут поди разберись, что за чёрт в голове!
- Просто скучно мне там без неё одному,
Будто клином сошёлся на ней белый свет.
А колёса стучат: "Не грусти-не грусти!"
Говорю сам с собой, как последний дурак.
А теперь стук колёс, третьи сутки в пути -
В голове пустота, на душе кавардак.
-Хорошо, ну допустим, её отыщу -
И скажу глупо так - Я приехал. Привет!
Скажет: "Нет" - я себе никогда не прощу,
Потому, что не жду я подобный ответ.
- Ну а что ж ты хотел? - вот вопрос так вопрос.
- Как повёлся ты с ней? Что ты думал тогда?
То, что было пустым - оказалось всерьёз,
Ну а ты говорил: "Ерунда, ерунда!"
Так жалей же себя, как её не жалел,
Говори сам себе то, о чём промолчал;
И прощенья проси коль сумеешь быть смел,
Может это и станет началом начал...
- Как же мне тяжело!
- Я всё знаю! Я - Ты!
Я с тобою во всём, я тебе помогу!
И поэтому скажешь ей только: "Прости!"
Просто скажешь ты: "Жить без Тебя не могу!"
А что будет потом, то решать ей самой,
Ей ведь тоже не сладко, не трудно понять.
Как же ей одиноко жить где-то одной,
Оставляя тебя, от себя убегать.
Небеса и земля, между ними дожди...
Тороплю я часы, невозможно терпеть.
А колёса стучат: "Подожди-подожди!"
Я, конечно, дождусь, мне бы только успеть.

   Да позволит мне автор данной работы сделать небольшое "лирическое отступление": не могу удержаться, чтоб не поведать одну историю из жизни.
   Писать я начала в девять лет. Годам к двенадцати-тринадцати я стала писать много. На эти новогодние праздники, приехав в гости к родителям, решила перебрать несколько ящиков своих старых тетрадей, которые давно уже перекочевали за ненадобностью из моей прежней комнаты на веранду. Среди огромной кипы пожелтевших бумаг нашла в том числе и те, что были исписаны десять-пятнадцать лет назад. Перелистывать их оказалось очень забавным. Там не было просто стихов или рассказов - сплошь "поэмы" и "трактаты"... К чему это я? Да к тому, что в разбираемой мною работе написано много, очень много - а зачем, спрашивается? Всю эту историю можно было бы поведать в нескольких насыщенных строчках, передать в емких и ярких образах. Читаем в Википедии: "Начало Лирики лежит в песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца". Видите - "в немногих словах"? На сайте "Слово" нашлись строчки для продолжения мысли: " Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают невелики. Тогда как эпические произведения составляют иногда целые тома (например, поэмы, романы), лирические в большинстве случаев состоят из нескольких строк. Выразил поэт свое чувство — и кладет перо. Если же он, несмотря на то что чувство его охладело, будет продолжать писать, то его лирическое произведение не вызовет у читателей соответствующего настроения: передается только искреннее чувство". Не мешало бы автору данной работы взять эти соображения себе на заметку. Кроме того, в стихотворении графически не выделены строфы, что заметно затрудняет чтение.
   С лирическим героем, в общем-то, все понятно. В какой-то момент он не пощадил своей избранницы, а потеряв - понял, как она ему дорога. Тогда он сел в поезд и отправился в далекий город с целью разыскать ее, вымолить прощение и возвратить утраченное счастье. Долгая дорога ("третьи сутки в пути"), однообразный стук колес, монотонный пейзаж за окном ("перелески, поля и дороги в пыли"), скучная обстановка ("голоса, голоса, духота и жара"), утомительные мысли, "на душе кавардак" - все это удлиняет, утяжеляет стихотворение. Впрочем, бывают в жизни такие минуты, когда так тягостно и мутно, что хочется облегчить свое невыносимое страдание - освежающим ли разговором с незнакомым попутчиком ("Мои спутники спят, хоть проснуться пора, / А ведь я с ними даже ещё не знаком"), доверительной ли беседой с многотерпеливой бумагой.
   В стихотворении удались лишь отдельные строки: "...Усталость течёт по спине ручейком", "И прощенья проси коль сумеешь быть смел, / Может это и станет началом начал", "Оставляя тебя, от себя убегать", "Небеса и земля, между ними дожди...", "Я, конечно, дождусь, мне бы только успеть". Радует, что лирический герой не замыкается в своем страдании, не сидит на месте, а действует, движется вперед, надеется на лучшее. Завершение стихотворения получилось довольно гармоничным. Уверена, стихотворение - выражение не более чем мимолетного (или, по крайней мере, ограниченного во времени) настроения. Хочется искренне пожелать герою обрести душевный покой и личное счастье. А автору - таких поэтических чувств, которые выплескивались бы на бумагу одним махом. Во всяком случае, Сергей честно признается на своей странице: "Не часто это происходит, / Быть может реже, чем желаю... / Ко мне мои Слова приходят - / Но как? Я сам не понимаю..." Верится, он открыт для впечатлений, готов работать над своими стихами - а значит, "его Слова" со временем будут находить своего Проводника все чаще.

Информация по конкурсу: http://www.stihi.ru/2011/03/19/3719.