Денис Нефёдов Про поэтов Рецензия

Татьяна Муратова
http://www.stihi.ru/2011/04/16/7451

Всегда интересно читать произведения молодых сочинителей. Интересно понять, как они мыслят, как воспринимают поэзию, что хотят создать на поэтическом поприще.
Интересна в этом случае поэма Дениса Нефёдова «Про поэтов».
В ней отразились  влияния известных классиков русской литературы: Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина.
Можно найти слова и выражения, присущие классикам, как, например:
- «надеждой томим» - напоминает Пушкина;
-«грудами слов», «море рифмованных груд» - Маяковского
Во всём произведении находишь так много ёмких фраз, чётко режущих слух, что школа Маяковского проглядывает сквозь стихотворения мощнее, чем влияние других поэтов.
Автор задаёт много вопросов, и, пытаясь «великих воспеть»,  «воздать им за всё, что сделать на благо искусства смогли»,  составляет свою оценку творчества классиков.
Чем же для него велик Пушкин?
«Осенний певец. Гений вычурных слов и вечный оратор высоких богем». Пожалуй, на мой взгляд, характеристика Пушкина здесь несколько занижена. Его вполне можно назвать и  весенним, и летним, и зимним певцом. Гением вычурных слов назвать вообще невозможно, так как основная заслуга Пушкина как раз  в том, что слова у него просты. Если читать произведения предшественников Пушкина: Александра Сумарокова, Василия Тредьяковского, Гавриила  Державина, Михаила  Ломоносова, то Александра Пушкина на их фоне  никак не назовёшь «гением вычурных слов». Сравнивать слово Пушкина  с «древностей разных музеем» тоже, на мой взгляд, не совсем верно. Мы говорим и мыслим языком Пушкина, он – наш современник. Музей – это хорошо. Но есть ещё театры и филармонии, кино и телевидение, и просто улица, где звучит слово Пушкина. И хорошо звучит, мощно.
Принимая творчество Лермонтова, автор задаётся вопросом о его стихотворении «На смерть поэта» и не понимает причины его появления. Может быть, автору, чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к биографии Михаила Лермонтова, в двухтомнике  «М.Ю. Лермонтов», издательства «Художественная литература» 1990 года, есть «Хронологическая канва жизни и творчества М.Ю. Лермонтова» (кратко).  Причины, побудившие Лермонтова к написанию этого стихотворения, значимость этого произведения не только для самого поэта, но и для России в целом, можно найти в художественном фильме «Пушкин. Последняя дуэль»  Натальи Бондарчук.
Любовь автора к творчеству Маяковского прослеживается на протяжении всей поэмы. «Великий поэт-революционер» без сомнения, нравится автору своим новаторством именно в том, что он смотрит «на стих, как на новый станок».  И новый автор, уже нашего времени, Денис Нефёдов, стремится найти в поэзии свой новый путь, новые слова и образы, не впадая в слепое почитание классиков.
Явное увлечение Маяковским приводит к заниженной оценке Есенина. И здесь мы видим, что  тот спор, который происходил между двумя поэтами, продолжается и сегодня. Но в споре классиков нет проигравших. И обвинение из уст молодого современного сочинителя в адрес Есенина «как ловко сквозь слёзы стихов он умел всю пошлость поступков своих оправдать!» для меня бездоказательно.  И сказать о том, что «если б Есенин Сергей стихов не писал – лишь скандалил и пил, то он всё равно бы для многих людей поэтом, в особенном смысле, прослыл» - полная чушь, на мой взгляд.  Миллионы людей в есенинское время пили беспробудно, однако поэтами их не считают. Напевность, душевность, красота есенинской речи в произведениях не нуждается в защите.  Но молодость – она и есть молодость, чтобы высказывать свой максимализм в суждениях.  А уж автору, выбравшему в кумиры из двух вечно спорящих классиков, Маяковского, категоричность суждений о Сергее Есенине простительна.
Рассуждения автора о современных поэтах замечательно интересны.  Здесь почти все катрены – удачные:  и про учительский пафос, и про скромный талант, который  «как шарик воздушный фантазией до дирижабля раздут, и про «хламом забитый фигурный сундук».
Особенно мне понравился выход молодого поэта из вечных споров признанных сочинителей: «отличие есть: я готов много лет потратить ещё, совершенствуя труд».
Рассуждения Дениса об уделе поэта  выражают, в конечном итоге, причину написания  всей поэмы и  появление самого автора на поэтическом небосклоне.
Так для чего же Денис стал сочинителем?

«Вот в этом и вижу поэта удел –
Спасательным кругом для многих служить,
Но так, чтоб читателя стих и согрел,
Среди прозаической снежной глуши.

А просто достать из воды ледяной –
Не значит ещё человека спасти.
Ведь надо, к тому же, поспешной рукой
До тёплого места скорей догрести.

Но где же такие идеи найти?
Где нам, стихотворцам, добыть тот огонь,
Чтоб он тёплым пламенем ярко светил
Держащую не обжигая ладонь?

Нам надо учиться мир этот вертеть
Так, чтобы из всех потаённых щелей,
Как будто из сейфа – монетная медь
Посыпались искры удачных идей!»

Я не сужу произведение в контексте правильности стихосложения, оставлю это мэтрам.
Но мне понравился философский взгляд молодого сочинителя на поэзию и поэтов. Поэтому я и написала эту рецензию.
Татьяна Муратова
18.04.2011