Новая заповедь

Владимир Кодебский
Старозаветная праведность книжников и фарисеев основывалась на точном исполнении далеко не совершенного, жестокого и безжалостного закона Моисеевого. Но закон этот предусматривал появление нового Пророка с обязательным послушанием Ему (Вт. 18, 15-18). И в образе Иисуса Христа исполнилось важное для погибающего человечества предсказание, почему и сказано: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5, 17).
Сын Божий вместо устаревшего, изжившего себя завета принёс доброе, справедливое учение всеобъемлющей любви. Потому и ученикам Своим Он сказал: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5, 20).
И ещё сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13, 34).
Пожалуй, каждый верующий знает, что заповедь любить, это далеко не новая заповедь. Ведь ещё в старом законе говорилось: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18).
Почему же Иисус Христос назвал свою заповедь новой? В чём заключается её новизна?
Всё дело в том, что любить Христос заповедал так, как Он возлюбил нас, а не так, как мы любим самих себя. И это очень глубокая истина.
Человеческая любовь – одно из лучших чувств человека. Но посмотрите, какая она всё-таки несовершенна, какая она узкая, корыстная и эгоистична.
Жених, когда ищет себе невесту, то находит только одну, ту единственную, в которой он видит свой идеал (узость) и любит её, если она отвечает взаимностью (корысть) и притом, если она любит только его одного (эгоизм). В противном случае гармония любви человеческой нарушается, наступает диссонанс, и любовь считают несостоявшейся. А иногда она переходит даже в ненависть, как это произошло у Амнона к Фамари (2 Цар. 13, 2-15).
Совсем не такая любовь Иисуса Христа. Но сначала надо сказать, что такое любовь вообще.
В мирском понимании слово любовь имеет довольно разнообразные толкования. Вот как о любви говорит альбомный куплет:
Любовь – это бурное море,
Любовь – это злой ураган,
Любовь – это вечное горе,
Любовь – это фальшь и обман.
Некоторые люди любовь сводят только к сексуальным явлениям: «Любовь – это костёр. И если время от времени в костёр не подбрасывать палку, он потухает». («Бросить палку в мирском лексиконе значит поиметь половые связи).
А вот что о бытующем понимании слова «любовь» говорит один из довольно известных в мире проповедников Луис Палау: «В современном мире значение слова «любовь» размыто. Обычно оно описывает чувство человека, желающего удовлетворить свои страсти и самолюбие, вызывая ответные чувства в других. Но это не любовь» («Настоящий христианин: что это такое?», Луис Палау. 1989 г. Славянское евангелическое общество).
Да, это не любовь. Какие искажённые понимания?!
Существует в мире две крайних противоположности: добро и зло.  Есть и другие две противоположности: любовь и ненависть. Отсюда всем ясно, что ненависть – это зло. Но почему-то не все понимают, что любовь – это добро.
Так вот, такое великое добро, как любовь, люди безответственно называют и фальшью, и обманом, и горем, и даже злом. Какое сплошное заблуждение!
Любовь на самом деле – это не удовлетворение своих страстей, а исполнение желаний или потребностей ближнего.
Любящий человек не может мыслить: что я могу получить, а наоборот, он думает: что я могу дать ближнему.
Любовь – это отдача себя другим.
Любовь – это слуга, а не господин.
Любовь – это совокупность добрых чувств к объекту любви с последующей их реализацией.
Любовь можно иметь к мужу или к жене, к родителям или к детям, к друзьям, к близким, к знакомым…, короче, к самым разнообразным людям. Но можно иметь любовь и к той или иной пище, к тем или иным развлечениям, занятиям, профессиям, наукам, к различным видам искусств, к спорту и т. д. И везде любовь выражает доброе расположение человека к предмету любви.
Так вот, Иисус Христос призывал людей иметь доброе расположение не ко всем существующим объектам любви, а только к Богу и ещё к людям, притом вне зависимости от того, мужчина это или женщина, старый это человек или ребёнок, друг это или враг, белый или чернокожий и т. п. Нужно любить человека – высшее создание Божие.
Надо проявлять к человеку доброе расположение, совокупность добрых чувств с обязательной их реализацией. Ибо, «если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела, что пользы?» (Иак. 2, 15-16).
Поэтому любовь – это реализованные добрые чувства к другим. И где бы, и когда бы человек ни проявлял свои добрые чувства (а их множество!) – это всегда хорошо. Потому и любовь всегда прекрасна!
Но не все люди согласны с этим. Многие верующие классифицируют любовь на плотскую, душевную и духовную. Одобряют духовную, сомнительно относятся к душевной и сурово осуждают, так называемую, плотскую любовь.
Однако, эта классификация совершенно излишняя. Любовь не нуждается в ней. Для неё не существует никаких рамок. Она появляется и в плоти, и в духе, и в жизни человека. И где бы она ни воспламенялась, с ней приходит радость, отрада, довольство, умиротворение.
В самом деле, если кто-то накормил голодного, то это относят к духовной любви, а если кто-то утолил кому-то чувство сексуального голода, то это считают плотской любовью. Не парадокс ли? Ведь и в первом и во втором случае нуждалась плоть, а лучше сказать, нуждался человек.
Но диавол так обольстил человечество, что оно, запутавшись в его силках, иногда доброе называет злом, а злое – добром. Так вышло и с любовью. До сих пор многие люди стыдятся любить. Даже, когда любовь возникает непроизвольно, они стараются её почему-то скрыть, заглушить или уничтожить.
Думается, что каждый взрослый человек знаком с таким выражением как «признание в любви». Почему признание? Значит, человек скрывал любовь? Но почему он скрывал её? Ведь это хорошее, доброе чувство, а точнее, совокупность (множество) добрых чувств. Зачем же скрывать их, краснеть и стыдиться, признаваясь в первой осознанной любви? Задумывался ли кто-либо, почему это так происходит? Не парадокс ли? Ненависть человек проявляет в открытую, а о любви говорит со стыдливостью, как будто бы он совершает порочное преступление… Так выгодно диаволу, потому что любовь делает человека лучшим, даёт ему вдохновение, делает его бездонным источником добрых дел, а диавол не хочет всего этого.
Любящий человек делается неспособным на зло, приближается к эталону желанного совершенства. Поэтому Иисус Христос и призывал всегда к любви. Кроме этого Он ещё говорил: «Будьте просты, как голуби» (Мр. 10, 16).
Посмотрите, как просто ведут себя голуби в любви. Они никогда не скрывают её, и подолгу можно с наслаждением наблюдать их любовные игры, воркование и поцелуи.
И вот, с такой простотой и открытостью любит нас Иисус. Так должны любить и мы, хотя это намного труднее, чем любить тайком.
Чтобы  возгоревшаяся человеческая любовь не угасла, необходимым фактором является взаимность в любви. Если у любящего человека нет обратной связи, любовь обречена на несомненное увядание. Только в редких случаях, в порядке исключения, бывает иногда односторонняя любовь, но её обычно никто не одобряет. И по человечески понятно, что даже и не интересно любить того, кто совсем не любит тебя.
Таким образом, человек всё-таки предпочитает только взаимную любовь и,  когда он её находит, тут проявляется ещё одно качество человеческой любви – это её узость. Любяще6му человеку хочется, чтобы душа, отвечающая взаимностью, любила обязательно только его одного. И если вдруг хотя бы самую маленькую толику любви будет уделено кому-либо другому, тут же на сцене жизни появляется коварная спутница человеческой любви – неумолимая ревность, которая порой бывает безжалостной и «лютой, как преисподняя» (П. Пес. 8, 6). Она превращает райскую жизнь в ад, сеет недоверие, подозрение и гнев…
И что странно, так это то, что многие люди считают ревность хорошим, достойным чувством, в то время как на самом деле она являет собой позорную зависть, действующую на поприще любви. Но мы поём псалом:
Не в буре ревнованья,
Не в облаке мечты,
Любовь сильна в сознанье
Душевной чистоты (Сборник № 20).
Никому ещё и никогда не удавалось злой ревностью вернуть утраченную или охладевшую любовь.
Ограничения, предписываемые ревностью, только угнетают и томят пламенеющую любовь, делают её подобной птице с подрезанными крыльями, которая не способна взлететь на должную высоту. Ревность делает любовь тусклой, обречённой увядать или угасать в рамках человеческого эгоизма.
Но человек почему-то не понимает этого, и, когда желанная любовь, как сказочная жар-птица, сядет на цветущее дерево в его саду, он пытается скорее поймать её и посадить в свою клетку. Клетки бывают очень красивыми и дорогими, но в них не хватает простора для полёта и свободы для реализации себя. И корыстная человеческая любовь пожинает скудные плоды взаимной любви далеко не лучшего качества.
Но, тем не менее, многие ограничивают себя всё-таки друг другом и, как метко подмечает английская пословица, любовью называют эгоизм вдвоём.
Мало того, есть люди, которые насилуют любовь, хотят, чтобы  любящий их человек и после его смерти не смел больше никого любить.
Таковы основные, но ещё далеко не все известные черты человеческой любви.
Дефицит любви и существует в мире потому, что люди протягивают к ней свои руки в пороках эгоизма.
Совсем не так любит нас Иисус:
                Любит лишь Христос безмерно. –
                Как любит Он! (Гусли № 4).
Когда мы были ещё окаянными грешниками, Он уже возлюбил нас, отдав жизнь Свою на кресте Голгофском, чтобы и мы могли познать Его святую любовь. Праведник умер за неправедных! Любящий – за не любящих! Не ожидая взаимности, Он простёр к нам  нежные руки благодати.
Сегодня Христос призывает и нас любить так же, как Он, проявлять свои добрые чувства и к тем, кто совсем не любит нас, кому ещё не понятна и чужда христианская доброта.
Любовь Иисуса намного ёмче и шире узкой человеческой любви. Её не возможно привязать только к одному человеку (мужу, жене, родителям, детям). Как солнечный луч, она находит тысячи щелей, чтобы проникать и в другие сердца. И это очень здорово!
Но враг душ человеческих диавол, конечно, не хочет, чтобы ширилась и торжествовала христианская любовь. Поэтому тут и появляется такое понятие, как прелюбодейство. Христос не одобрял прелюбодейства, но Он чётко указал, что это такое: «Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует» (Лук. 16, 18).
Неотъемлемой частью прелюбодейства является развод или невыполнение брачных обещаний, то есть оставление первой любви в обмен на другую, новую. И потому-то как раз это плохо, так как человек стремится к узкой любви и не умеет любить шире, не в ущерб первой любви.
Господь же хочет, чтобы мы любили всех. Нам, конечно, в этой жизни достичь такого невозможно, но стремиться к этому нужно!
Любовь – потребность общечеловеческая, и порочно превращать её в частную собственность.
Иисус Христос умер за весь мир и сказал: «Когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Он возлюбил всех нас вечной любовью и призывает нас любить тоже не только свою семью, но и других.
Вот как пишет Платон Харчлаа в книге «Живая надежда» о христианах с узкой любовью: «Такие люди, у которых только семейная любовь, чьи интересы вращаются вокруг собственной семьи, никого не видят, ничего не замечают, а только озабочены своими личными проблемами, их больше ничего не интересует» (стр. 131).
Нет, не к такой любви мы призваны. Не надо любовь ограничивать кругом своей семьи. Надо уметь делиться любовью с ближними. Нужно учиться уделять её другим, ибо, отдавая её, любящий человек ничего не теряет, а только приобретает. Разделяя любовь, он делается ещё богаче любовью. Это редкостное свойство, присущее христианской любви, надо практиковать, как можно чаще. Чем больше любви дарить другим, тем больше она будет умножаться у тебя и сделает тебя таким, каким ты задуман Богом.
Любовь – это заем, который мы получили от Христа, а возвратить должны своим ближним. Поэтому не нужно чистую бескорыстную любовь к другим называть прелюбодейством, как это иногда пытаются трактовать всевозможные пуритане.
При всём, при этом христианскую любовь не может сопровождать человеческая ревность. Апостол Павел пишет, что любовь не завидует, что она милосердствует, не мыслит зла (см. 1 Кор. 13, 4-5). Христианская любовь действительно не может создать в себе позорной зависти, которую в мире именуют ревностью. Хороший пример о ревности мы имеем в притче о блудном сыне, когда старший сын, рассердившись, сказал отцу: «…ты никогда не дал мне и козлёнка» (Лук. 15, 29). Но отец очень правильно ответил: «Ты всегда со мною, и всё моё – твоё» (Лук. 15, 31).
Не так ли каждый христианин может сказать своей ревнивой половине? Неужели так жалко маленькой частички любви, уделённой ближнему? «Если наше себялюбие не будет препятствовать, любовь Христа, действующая в вашем сердце, может любить и будет любить всех и каждого» («Путь к счастью», Д-р Б. Г. «Свет на Востоке», 1988 г, стр. 112).
Но для нехристианской любви понять это трудно. Все почему-то думают, что если возгорается любовь, то она обязательно должна вести к браку или прелюбодейству. Нет, брак – это совсем другое дело, это обоюдовыгодный сугубо практический взаимный договор, а любовь – это безвозмездное предприятие.
Любовь не стремится получать, она хочет только давать. Христианская любовь никогда не ходит на рынок корысти.
Разве Христос стремился получить от Лазаря какую-либо выгоду? –  Нет! Он просто любил его бескорыстно, до слёз сожалея о его смерти (Ин. 11 гл.). Он любил также Марфу и Марию. Но разве эта любовь привела Его к браку? А ведь Мария целовала Его (Лук. 7, 38), умывала Ему ноги, истратила для Него целый сосуд лучших духов того времени (драгоценное миро), но Господь не усмотрел в этом греха, потому что здесь действовала любовь.
Но попробуйте сейчас поцеловать кому-либо в собрании ногу или даже руку (женщина мужчине или мужчина женщине), вам не обойтись без неприятностей, замечаний или даже отлучения. Вот как диавол бодрствует, чтобы пресекать проявления любви.
А ведь поцелуи, объятия, ласка, нежности и тому подобное – это необходимые атрибуты любви. Это сопутствующие действия доброго пламенеющего чувства, которым надо радоваться, а не пресекать их, как это практикуется по многим церквям.
Если бы люди скандалили, дрались, били друг друга, то это плохо. Но если они целуются, обнимаются, так это же очень хорошо! О, если бы мог целоваться и обниматься весь мир!
Уместно здесь напомнить одно мудрое замечание: «Уста имеют много назначений, но лучшее из них для поцелуев». Христос ждет от нас этого и говорит: «Ты целования Мне не дал…» (Лук. 11 гл.). А как мы сейчас можем целовать Его? – «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Поэтому христианская любовь обязывает нас любить своих братьев и сестёр, целовать и обнимать их, ибо, любя их, мы любим и Господа.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - говорит Иисус Христос (Ин. 15, 13). Он отдал плоть Свою за жизнь мира (Ин. 6, 51). Итак, если кто согласен отдать плоть свою за или для друзей своих, его не должно осуждать, потому что это действие любви.
Если можно в любви отдать всё тело, то, конечно, можно отдавать и часть тела, скажем, отдельные органы или члены тела. Поэтому можно быть донорами, например, крови, кожи и т. п. Есть люди, которые согласны отдать свою почку, часть костного мозга, а любящие апостола Павла галаты, «исторгли бы свои очи» (Гал. 4, 15), чтобы отдать ему.
Для любви нет никаких граней дозволенного. Поэтому очень странными выглядят утверждения тех, кто считает, что нельзя быть донором мужского семени или женской яйцеклетки, что добрыми чувствами делиться можно не всеми. Скажем, горем и радостью можно поделиться, а  сексуальными чувствами ни в коем случае нельзя. Получается, как у фарисеев: «Если кто поклянётся храмом, то ничего, а если кто поклянётся золотом храма, то повинен» (Мф. 23, 16). Так и здесь, если отдать всё тело, то можно, а если один только орган или член, то нельзя. Или если отдать всё тело насовсем, то можно, а если только на время, скажем, на одну ночь или хотя бы на полчаса, то нельзя.
«Безумные и слепые! Что больше, золото или храм, освящающий золото?» (Мф. 23, 17).
Если применить эти слова к современным верующим, то можно бы сказать так: «Святоши слепые! Что же больше, один член или всё тело, владеющее этими членами?»
Итак, «нет закона для любви, которую мы называем «агапе», ибо любовь, истекающая из Духа Святого, от Христа не будет и не может вести ко злу» («Триумф христианского жития», А.Несс).
Любовь «агапе» вмещает в себе все виды любви, и «эрос», и «филео», то есть и физические, и физиологические, и психологические, и духовные её аспекты. Она переступает грани всех условностей или, как пишет известный православный протоиерей Александр Мень, «Любовь к Богу и людям несравненно выше любых внешних предписаний» («Сын человеческий», Александр Мень).
Любовь Божия – это неисчерпаемый источник созидания. Она безгранична и пленительна. Она облагораживает человека, развивает в нём все добрые чувства, относящиеся и к плоти, и к душе, и к духу.
Когда гроза с ветрами
Надежду потрясёт,
Любовь горюет с нами
И помощь нам несёт.

Когда наш брат стенает
Скорбящий иль больной,
Любовь повелевает
Нам жертвовать собой.

Любовь врагам внушает
Друг другу руки жать
И грешных нас прощает,
И учит нас прощать. (Сборник. № 20)

Любовь Божия через Иисуса Христа сегодня стучится в каждое человеческое сердце, но, увы, не везде находит желанный отзыв. Для многих такая любовь непонятна и неприемлема, как поём псалом:
О, Я плачу о вас. Я лью слёзы и кровь,
Но Я вижу, что вам не понятна любовь.
                («Песни странника» № 20).
Дорогой читатель, постарайся всё-таки понять любовь Христову. Если она пустит росток в твоём сердце, то это есть начало твоего бессмертия. Ибо только любовь Господня, возросшая на святой вере, может привести тебя к торжеству вечной беспредельной жизни.
Только Божественная любовь является движущей силой настоящих христиан. Она смиряет гордых, покоряет сильных,  умиляет чёрствых, поднимает падших, милует погибших, возвращает отверженных, пленяет любящих, утирает слёзы плачущим, утешает скорбящих, вселяет мир смирённым, обогащает нуждающихся, врагов превращает в друзей, соединяет людей с Богом и возносит к Нему чистых сердцем.
Дивные перемены произойдут у тебя, если ты познаешь любовь Христову во всей её полноте.
У тебя исчезнут враги, пропадёт ревность, сердце твоё расширится. Ты станешь иным человеком. Иными ты будешь видеть и людей, окружающих тебя. Да они и действительно станут лучшими от излучения твоей пленительной улыбки, заразительной доброты, безупречного расположения.
Ты сможешь плакать с плачущими, давать просящему, делиться с нуждающимися, не отказывать принуждающему…
Для тебя исчезнут границы собственности, поблекнут надуманные человеческие нормы нравственности, перестанут существовать ненужные законы, ибо, где действует закон, там любви делать нечего. Замолчит себялюбивое «Я», восторжествует альтруизм, а затем наступит вечное Царство Господа нашего Иисуса Христа и будет всё во всём ЛЮБОВЬ. 
О Любовь, твоё славное имя Иисус,
О Иисус, Твоё имя ЛЮБОВЬ.
Наполняй моё сердце любовью полней,
Дай гореть с каждым днём всё сильней.
                (Сборник. № 24).
Постскриптум.
Даже ученики Христа, апостолы не могли вместить сполна любовь Христову. Это о них Христос сказал: «Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16, 12).
Они способны были ещё ненавидеть и мстить: «…мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их» (Лук. 9, 54). Способны были ещё налагать бремена неудобоносимые (Дея. 15, 20). Апостол Павел был ещё склонен к неравенству и насилию (1 Кор. 14, 34) и др.
Но любовь Христова со временем всё больше и больше становится понятной христианам. И на уровне 21 века она ныне через эту маленькую статью зовёт вас отдаться ей.

* * *