Точка зрения

Ирэна Артемьева
Беседуют Черный Георг и Ирэна Артемьева.

Началась наша беседа с моей рецензии:

Рецензия на "Шивон - Siobhan" (Черный Георг)

Добрый вечер, Георг!
Примите мои поздравления и восторги!!!
Браво, Герцог!
Вы, как всегда вне конкуренции.
С теплом,

Артемьева Ирэна 06.02.2008 18:05

***

Засмущать меня решили, барышня? У Вас почти получилось, поздравляю! ;))
Спасибо, - рад, что стишок Вам пришелся по душе.
С симпатией
Черный Георг 06.02.2008 18:19

***
 
Не говорите больше стишок! Стишков тут и без Ваших хватает.
Вон их сколько.Талантливые тоже есть, но искать
замучаешься. Мне стихотворение очень понравилось!
А скромность, Ваша... Этим качеством тоже не все богаты.
Удачи!
Артемьева Ирэна 06.02.2008 19:24

***

Знаете, Ирэна, я, возможно, высказываю крамольную мысль, но я полагаю, что лучшие стихи, какие вообще в истории человечества появлялись, навсегда остались неизвестными. Мне думается, что были поэты в 100 раз лучшие, чем Пушкин, Есенин и все прочие, кого мы читали. Просто им повезло меньше. А, может, они были меньшими выскочками и по головам других людей не желали ходить...

Наша ситуация в современном мире несколько уникальна: с одной стороны мы имеем кучу не очень талантливых, но баснословно переоцененных графоманов (которые получают литературные премии, которых номинируют на нобелевку, которые имеют вес в разных СП, которых печатают во всех журналах и т.д., но которые по большому счету поэтами не являются). А с другой стороны мы имеем людей, которые значительно превосходят их - и талантом, и умением, и которых все центральные поэтические "органы" стараются игнорировать, но у которых тем не менее есть доступ к интернету - и благодаря этому они имеют возможность свои стихи, многократно превосходящие по качеству ту полову, которой запружены литературные журналы и книжные магазины, делать известными относительно широкой аудитории.

Я льщу себя мыслью :)), что и я сам отношусь к этой замечательной плеяде - людей, которым интернет дал шанс легко перешагнуть через головы тех бездарностей, которых принято превозносить, как "настоящих больших поэтов", но которым по сути нечего сказать миру, кроме жалкого бреда, затасканных сентенций и индульгирования в собственных слабостях, а также бесконечного рефлексирования и мозгового ступора.
Ну вот, собрался-таки ответить Вам без всякой излишней скромности, не правда ли? :)))
Черный Георг 06.02.2008 23:09

***

Георг, Стихира отнимает у нас много сил. Нам только кажется, что мы на виду.
Попросту говоря, мы всего лишь члены большой тусовки (комьюнити), а в ней множество
разных тусовок и тусовочек. Среда, почти море. Виртуальное пространство, влияющее и на нашу реальную жизнь. Мы тут пригрелись и не знаем (так слышали звон), что бывают самые настоящие виртуальные потасовки. Находятся авторы не жалеющие на них времени, нервов и сил.
Напрасно. Ах, как напрасно они это делают.
Ведь они же поэты. Люди особенной душевной структуры. Многие начинали с наивных, технически слабых стихов. У меня таких много. Есть стихотворение «Дракон не отведет зелено-желтых глаз» (яркий тому пример). Очень люблю этот стиш. На сайте
htpp://www.goneliterate.ru сплоченная группа молодых авторов громила моего (самого молоденького) дракончика с явным энтузиазмом почти не обращая внимания на другие стихи. Громила долго и упорно. Перессорились между собой две доминанты. Зря, я там опубликовала свои лучшие 30 (из 300)… Но, как говорится нет худа без добра, именно там, я получила развернутую (очень лестную) профессиональную (автор Лана (есть у нее и другое имя)) рецензию на свой неоконченный роман «Близнецы» (я ее разместила тут среди откликов стихирцев).
Многие поэты не издают свои сборники. Обязательно нужно издавать (вот учу, а сама торможу...). Самооценка у всех разная. Нельзя ругать тех у кого она низкая, тут другой нужен подход. Система рецензий и рейтингов на Стихире известная... На сайте множество талантливых авторов: Вергонт, Павел Граковский, Rorato… Список можно продолжать и продолжать… Я упоминула прежде всего тех, чьи странички не раскручены. К сожалению многие очень интересные, замечательные безвестны. Много одиноких. Для них Стихира дом родной. Тут обретают друзей и врагов, заводят виртуальные и реальные романы. Отдельная тема клоны… Ничего нового я пока не сказала, Георг. Скажу о главном, о том, что думаю... Думаю, что серьезная литературная деятельность подразумевает несколько иное времяпровождение. Полное погружение в творчество вот, что я имею в виду. Стихира затягивает, поглощает и не оставляет времени для творчества. Наверное поэтому многие периодически «исчезают», уходят в тень. Я сомневаюсь, что талантливых авторов заметят тут. Впрочем не исключено и такое.
Талантливые стихи… Стихи "звездочки" те, что живые, пишутся сердцем,
в них навеки поселяется частичка души автора. Сила настоящего искусства велика! Очень велика! Тем более обидно, когда у талантливых крохотная аутитория, а посредственность постоянно в центре внимания. Стихи... Даже те самые "звездочки" такие разные… Можно написать о себе, о своем состоянии, открыться для всех, а можно оживить персонажа, а можно... В коротком отклике, Георг обо всем не скажешь, можно лишь слегка коснуться интересных тем.
Ты бесспорно талантлив и потому обязательно (для начала) нужно издавать сборники! Береги себя, береги свои творения! Не ввязывайся в "войны"! В большинстве случаев, каждая такая война (грубо говоря) бессмысленная "мышиная возня".
У Владислава Ивановича Фатьянова (московский поэт, член Международного Сообщества писательских союзов, член Союза писателей России, руководитель Литобъединения «Орбита-1» сгорели (дача сгорела) многие из его рукописей. По памяти восстановить все не смог. У него не было доступа к сети. У нас есть Стихира!
А главное у нас есть живое воображение (именно его я высоко ценю и прежде всего замечаю, когда читаю стихи). Каждый человек уникален и имеет свои убеждения, мировоззрения...
На творческих личностях лежит ответственность за то, что они несут людям. Не все талантливы, (это высшая оценка), но много милых, очаровательных людей, создающих очаровательные творения. Будем по возможности оптимистами, Георг! Увы среди поэтов пессимистов хватает. Есть и не поэты и не милые люди, а просто вредители (портят людям настроение, треплют нервы…). О их желаниях в общем-то не трудно догадаться, но каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно. Кто-то самоутверждается разными способами, кто-то желает стать центром внимания и... И часто показывают себя не с лучшей стороны. Пусть психологи изучают внимательнее разные конкретные случаи, это их работа.
Георг, времени у меня остается немного (час ночи уже), а я и половины не сказала из того, что хотела сказать.
Слава в нашем замкнутом Стихирном кругу тоже бывает разной…
А представь себе всемирную славу… Сколько нужно сил, энергии…
Анна Райс от своих поклонников скрывается (переехала и не сообщает им свои координаты). Чтобы творить нужна тишина. У славы есть и оборотная сторона медали.
Жаль, что многие талантливые авторы остались неизвестными. Очень жаль! А ты не пробовал (не бросая писать стихи) обратить свой взор к прозе?

По поводу оптимизма мне хотелось еще сказать…
Оптимист старается не рассказывать о своих жизненных невзгодах. Исключением могут быть произведения, где иначе никак нельзя.
Персонаж - совсем другое дело, но и тут приземленность, обыденность вряд ли будут интересны кому-либо и наоборот характер неординарный засверкает всеми своими гранями.
Все, Георг… Села я на своего конька и понесло меня в «степь», в «чистое поле».
Спокойной ночи, Георг!
Будем живы еще поговорим.
Дружески,
Ирэна
Артемьева Ирэна 07.02.2008 01:55

***

Ирэна, там дело несколько в ином, мне кажется. Сейчас существует уже довольно много поэтических сетевых ресурсов, но проблема в том, что некоторые нечистые на руку люди стремятся их мало-помалу захватывать, вытесняя оттуда все прогрессивное и хорошее, и навязывая всем набившую оскомину серость, выдавая ее за "лучшее" и "наиболее яркое", а поспорить с этим сложно, учитывая субъективный характер любого мнения в этой обласи. Вот против чего надо бороться, на самом деле. А разницы между виртуалом и реалом – нет никакой. Точнее – есть: все сейчас смещается в пользу виртуала, скоро книжки со стихами никто вообще покупать не будет, равно как и журналы. Их уже и так почти не покупают.

А самая большая сложность заключается в том, что поэты – как правило существа не слишком интеллектуально Создателем облагодетельствованные. Они поражены мелким тщеславием и идиотизмом, и не понимают, что бороться с повальной пост-коммунистической коррупцией можно только сообща, сплотив ряды. Вот я не так давно создал ТМ, – специально для того, чтобы защищать интересы тех, кто пишет хорошо – от тех, кто пишет плохо. И что получилось? Многие люди, кого я считал интеллектуально-развитыми, показали себя сущими идиотами и жалкими червями-карьеристами, пытаясь зачем-то разъединяться и воевать – вместо того, чтобы действовать сообща. Да, очень мало кого из них можно назвать поэтами, в основном это графоманы с разным стажем, но – все равно странно, что у людей мозгов не хватает – для того, чтобы понять, что лучше быть винтиками в единой и мощной машине, нежели пупами мироздания – в жалких мирках величиной с горошину. Вот такой курс наглядной психологии на одном отдельно взятом сайте. ;))
Черный Георг 07.02.2008 04:48

***
      
Добрый вечер, Георг!
«Набившая оскомину серость»…
Серость и «скучность», я особенно не люблю. Начну читать и не могу. (Чувствую, что «пища» которой хотят накормить не та (не моя)). Иду искать более подходящую.
Что касается «мало-помалу захватывать, вытесняя оттуда…»…
Думаю, что пока существует человечество такие «приемы» будут иметь место. Примерам нет числа. Начать можно с первобытных людей. Мелким и крупным тщеславием поражены не только авторы.
Что такое ТМ?
Осторожно, Георг, с виртуальными «потасовками» («войнами»), в каждой можно пострадать. Не стоит сбрасывать со щетов нервные затраты и просто (драгоценное для каждого человека) настроение и конечно не менее драгоценное время. К тому же (только подумай), как тяжело (не дай Бог) оказаться проигравшим. А если уж решился на такое, нужно учитывать (пусть с гораздо меньшей вероятностью) и нежелательный результат. Победителями всем не стать. В любой «драке», «потасовке» или «войне» всегда найдется кто-то более сильный, умный и проворный. Не сегодня, так завтра может проиграть и «лидер» группы (виртуальной среды (клуба и т.п.)). А проиграв, может даже заплакать и уйти в тень, а ему это особенно обидно. Не все умеют (и готовы) с честью (или без нее) проигрывать. Некоторые в таких случаях не испытывают ничего кроме злости.
Что же людям (авторам особенно) делать? Без «потасовок» они кажется не могут. Постоянная борьба за место под солнцем… Для начала не злиться по пустякам и не ввязываться по всякому поводу и без повода в эти самые «драки» и «войны». В идеале нужно быть спокойным. Мне знакомы и ревность и злость (я знак огня), но по не стоящим того поводам, я не злюсь. Стараюсь не тратить попусту время и нервы.
Некоторые любят хвастаться своей силой. Все относительно и сила и ум тоже.
Слово! Вот великая сила! (Об этом чуть позже).
Я к тому, что политика серьезности и осторожности никому не помешает. Постоянно жить и веселиться? Я не сторонница такого образа жизни. Любители поучаствовать (возможно для разминки) в потасовке (любой (и словесной тоже)) конечно всегда найдутся. Вспомним, что даже агента 007 ситуации и обстоятельства изрядно потрепали.
- Я так силен! Я так умен! – кричит один. Наверняка найдется желающий ему доказать обратное. Иногда это же подразумевается молча. В каждой тусовке свой лидер. Создается общество (среда обитания) и там…Как говорится «в каждой избушке свои погремушки», то есть свои порядки и законы (смотря, кто правит бал). На чужой территории можно хорошо схлопотать… Представим, что артист на сцене… А некий господин пришел и говорит ему: «Хватит тебе тут резвиться! Я сам (с усами) хочу на ЭТУ сцену. Хотеть, как говорится не вредно. К тому же одного «ХОЧУ» мало… («Территория» («сцена») уже занята! Возможно, если бы этот некий господин хорошо подумал, он бы не устремился на ЭТУ сцену. Нашел бы для себя иное пространство. Или начал обживать собственное. То есть, я к тому, что виртуальную среду можно выбрать, что выбор (и очень неплохой) есть.
Обижать ближнего (или дальнего) - не есть хор. Жизнь коротка и продолжится ли в другом измерении еще неизвестно. Наверное продолжится… Конечно Высшие силы существуют. Иначе, кто же тогда (как не Бог (Высшие силы)) из сложнейших ситуаций (чудом) нас спасает?
А теперь по поводу «СЛОВО ВЕЛИКАЯ СИЛА».
Вот почему один текст цепляет, а другой нет?
Многие авторы не бросают, а «тащат», пристраивают и рекламируют свое «детище» в места наиболее населенные (или куда придется, руководствуясь: «Пристроил и ладно. «Авось» и тут его будут читать»). А может и не будут. (Улыбаюсь).
Как это так получается, что профессионализм уживается (довольно часто) рядом с «серостью» и «скучностью»? Вот о чем иногда задумываюсь.
Предположим некий автор достигший (или почти достигший) вершин мастерства вдруг утерял (вот так жил, жил и утерял), что-то очень важное в самом себе… Предположим, он изменился не в лучшую сторону (или просто очень устал (опустошен)). Мастерство осталось, а то неуловимое, но составлявшее основу его существа (суть) частично или полностью утеряно. Какими будут его стихи?
Главное на мой взгляд это развиваться (мы живем и учимся чему-то постоянно) и не утерять лучшее в себе.
Что делать, чтобы такого не случилось?
Извечный вопрос…
Я наверное слишком скучна и занудна, Георг? Серьезность и мне надоела. Посмеемся.

А, что лучше, идти по жизни? Бежать? А может быть лететь?
Думаю, что особенно счастливый младенец едва родится, а уже на «лошади» или «пегасе». У каждого своя «лошадка». Природа нам дает разные способности. Один пишет быстро и легко и ему интересный (закрученный) сюжет сочинить ничего не стоит (он просто «видит» все (как в кино)), другой пишет мучительно долго, будто пробирается через тернии… (Тоже к звездам стремится… А что? Никому не запрещено). Результат у более медлительного тоже может получиться очень неплохим. Так или иначе в литературе создаются целые вымышленные (вымышленные и «увиденные») «миры» (а данные природные у всех разные).
Природные данные, плюс то каким поэт (писатель, художник, композитор и т.д.) стал на том, или ином отрезке своей жизни… Вот, что важно для творчества.
У кого-то присутствует в произведениях неуемная жажда жизни, у кого-то сквозит боль, усталость и разочарование.
Как все это взвесить? И каковы критерии оценки у критиков? Часто критик придерживается своих собственных убеждений и вкусов, а разве все произведения могут быть одинаковы? Их пишут непохожие на критика люди. А значит у критика (редактор другое дело он отталкивается от того будет ли спрос) должен быть иной подход. Читатель тоже оценивает и таким образом выбирает, что ему читать.
Самое страшное это, когда человек казалось бы достиг «вершины»… (Под этим понятием могут быть разные «величины», разные понятия (и материальное благополучие тоже)). Предположим весьма внушительными благами разжился и однажды, оставшись с самим собой наедине, признался себе, что ничего ему уже не нужно, что он устал (и не дай Бог болен). Пока мы можем (творческие по своей сути люди) нужно творить! Может быть одно стихотворение в год, но пусть оно будет. Бывает одно, но какое, а бывает 1000 и… Увы и ах! Из них: три, четыре, пять или чуть больше достойных внимания.
Мастер настраивает гитару… А человек?
Испортится настроение или не испортится, легко или трудно его испортить, это - отдельный вопрос. Ужасно чувство страха за своих близких и за себя. Страх убивает. Страх разрушает. Если бы знала, как настроить душу («гитару») в любой момент на лирический (или иной) лад сказала бы.
Знаю, что если человек опустошен (не знаю пишет ли он стихи…) ему нужно заняться собой (собраться с мыслями и т.д.). И тут нужна тишина, нужно просто побыть наедине с собой. Наедине с собой любимым. Не побоюсь этого затасканного выражения. Никто ведь (скорее всего так) не будет душой человека (автора) заниматься, а если будет, то это еще хуже для него т.к. в результате (дети это другое они еще не созрели (не стали личностями)), он может еще более утратить самого себя и стать похожим на своего наставника («благодетеля»). Значит любить себя и развивать придется самостоятельно.
А тут на горизонте вдруг еще и «драка» виртуальная нарисуется. (Смеюсь, а вообще-то это не смешно...)
Какое у чела будет настроение?
В общем, я к тому, что нужно беречь нервы, нужно беречь настроение (свои и чужие) более чем желательно (необходимо).
И возможно однажды, в один прекрасный день (вечер, утро или ночь) на свет появится шедевр (или половинка шедевра). Оживет очередной персонаж! Большое счастье наделить свой персонаж способностью ЛЮБИТЬ, а (если необходимо) ненавидеть, ошибаться, падать, вставать, бороться и т.к. далее. Согласись это тоже чего-то да стоит.

По поводу критериев оценки стихотворений хотелось бы сказать…
Согласна с тобой, что одного мнения нет. У разных людей оно разное. Да и самих стихов каких только нет. У одного и того же автора они могут быть очень разные, как по содержание, так и по рифме и по ритму.
Вот к примеру, Юрий Егоров - бесспорно талантлив. Большой сложности (особенного «умничания») в его стихах нет, зато есть его уникальная, дивная, большая душа. Стихи его очень хороши. Бывает и так, что метафора уж так хороша (придет вдруг на ум)… Пусть будет конечно. Недопустимо с таким сокровищем расстаться, но иногда ими (метафорами (и не самыми удачными) все произведение перенасыщено. Где их автор «наковырял» спрашивается? И в результате эффект может быть обратным желаемому
Я иногда рисую. Создаю несколько вариантов, потом выбираю. Часто первое «видение» самое удачное. Его легко «спугнуть», увлекшись различными вариантами (версиями). Не будь возможности сохранения (компьютера) запросто можно всю работу испортить.
Так же и со стихами. Есть стихи «причесанные», технически безупречные и даже содержание в них («начинка») может быть тем или иным занимательна… А читатель (я или ты или они) почитаем и над стихами искреннего, душевного Вани Петрова прольем горючую слезу (почувствуем его боль «увидим картину» им созданную), а над умным (профессиональным), «причесанным» по всем правилам стихотворением г-на «Мастодонта» нет. А ведь все у него просчитано. Все вроде бы верно.
Беда в том , что технически совершенных можно создать много и быстро. Вопрос нужны ли они такие? Кто их читает?
Зато можно гордиться. Все по правилам.
Да, определенные рамки существуют, но допускаются ли от них хотя бы небольшие отклонения? Если нет, то многие, замечательные стихотворения автоматически сбрасываются… Например: двух букв в строке парной не хватило. Куда сбрасываюся?
В безвестность (в пропасть, если хотите).
Бесконечным спорам (вокруг и около этой темы) кажется нет предела. Одни понимают так. Другие иначе. У художников тоже самое.
- Я это вижу так!
- Я - иначе…
Вспомнился черный квадрат Малевича... Между прочим среди его ранних работ (на мой взгляд) много очаровательных. Более поздние работы (стилизованные головы, плечи и т.п.) меня совершенно не впечатлили. Что касается знаменитого черного квадрата… Помнится, я «любовалась» на него и философские мысли меня в тот момент не посетили. На табличке рядом с ним о философских размышлениях был текст. Подразумевалось, что у зрителей особенное философское настроение должно появиться именно в тот момент когда, они любуются черным квадратом.
Все, Георг, я кажется выдохлась. Чего только не наговорила. Вот так коснешься одной мизерной темки и… И понеслась душа «в чисто поле».
С улыбкой и самыми светлыми и теплыми пожеланиями,
А. Ирэна

© Copyright: Ирэна Артемьева, 07.02.2008 г.