Строфы Онегинской звучанье. Диалог

Миоль
Художник:   Юрий Майборода (с) –  (эскиз  обложки книги О. Мищенковой и А. Архангельского «Наедине о  Вечном, или  Двухголосие» 2011)

*

Ольга  Мищенкова (МиОль) http://www.stihi.ru/avtor/sever74
Александр  Архангельский   http://www.stihi.ru/avtor/dmytrovych51



Александр  Архангельский
----------------------------

1.

Пришла любовь ко мне нежданно –
И завертелась круговерть…
О, как мила ты и желанна!..
А раньше где была, ответь?..
Строка легка и невесома…
Разлита сладкая истома,
И не исчерпан слов запас –
И в каждом слове – всё про нас -
Про наши встречи и разлуки,
Про боль и радость – пополам.
Испить так хочется губам
Горчайший  яд сладчайшей муки!
О дне грядущем нет забот.
И каждый день, как жизни год.

2.

Не замечаем дат теченье:
Мелькают дни в календаре,
Но лишь сильнее душ влеченье…
Опять по утренней заре
Нам с петухами просыпаться –
К несчастью, снова расставаться
И окунаться в круг забот –
День изо дня, из года год…
Такой ли участи достойны
Мы, что любили, как во сне
И поклонялись той весне,
Где мир, и где не место войнам?
Мы не хотим терять ту нить,
Что нас смогла соединить.

3.

Иной эпохи нынче время…
Опять за окнами апрель…
Копыта – в звон и ноги -  в стремя,
И соловья нещадно трель
Разбередила ненароком.
И снова чувства бьют потоком,
И снова кровь бурлит рекой,
Строка несётся за строкой…
Любовь опять ко мне вернулась
В обличьи новом – новым сном.
А я мечтаю об одном -
Чтоб на полшаге не споткнулась.
И я –  опять  пружины сталь.
А чувство хрупко, как хрусталь…      

4. 

Наполнен день опять до края,
Сияет солнце в вышине,
Поют пичуги, не смолкая –
Всё о весне, всё  о  весне…
О, как прекрасно жить на свете!
И, поутру тебя приветив,
Растаять в нежности твоей –
И с уст течёт, течёт елей…
Сегодня –  жизнь моя и счастье,
Не место сумраку и тьме.
Они остались в той зиме,
Где было сплошь одно ненастье.
Любовь, воспетая с лихвой,
Поёт  Онегинской строфой.



Ольга  Мищенкова
-----------------------


1.


Строфы  Онегинской  звучаньем
Хотелось  отыграть  пассаж,
Испробовав  строки  касаньем
То,  что  дарует  сердца  блажь,
Которой  нет   на  свете  слаще,
Не  затерявшись  в  райских  чащах.
Которой  свет  манит  в  веках,
Звуча  в  прославленных  стихах,
Нам  выпал  этот  миг  с  тобой –
Кто  так  решил  за  нас – не  знаем,
Но  Книгу  Перемен  слагаем
Под  обезглавленной  луной
И  пьём её дыханья  свет,
И  пишем  звёздных  зим   сонет.


2.

Когда  звучит    минором  кода,
То  плачем  полнятся  снега,
Переиграв  акценты  года,
Перенастроив  жизни  такт.
Вчерашний  день,  не  знавший  правил,
Историю  строкой  подправил,
Продирижировав  рассвет
Вперёд  на  сотни  тысяч  лет.
Скажи,  мой  властелин  всевластный,
Горчит  ли  наш  «Осенний  сон»?
Не Вальсом   был  ли  пробуждён
Тот  зимний  обморок  от  счастья,
А  жемчугом  в  оправе   грёз
Стекали  слёзы  в море  слёз.


3.

Весне  не  ведомы  страданья
Осенних  проливных  дождей,
Когда  в  режиме  ожиданья
Застыли  дни  в  потоке  дней…
Сегодня  листопадов притчи
(Безумством боли  и  величья
Тоской  оставленный  порок)
Перешагнув  зимы  порог,

Звучат иначе,  чем  всегда
Не  потому,  что  карта  бита,
А   потому,  что  позабыта
Осенних  ливней  череда
И  листьев  золотистых  вязь
Вивальди - звуком  ранит  глаз.


4.

Ты  помнишь  ли  наш  первый  вечер
И  крымский  роз  восторг  морской,
Когда  волна  то  в    «чёт»,   то  в  «нЕчет»
Бросала  нА  берег  прибой…
Когда  ты  полутонил    нежность
И  контрабасил  побережье, –
Строкой   звучала   боль  греха –
Из  низких  нот  мотив  стиха…
А  саксофон  минутный   слог
Усиливал  тоской  Прелюда…
Тогда  не  знали  мы, откуда
Сонет,  пройдя  века  дорог,
Отыщет    слог   среди  печалей,
Преодолев  даль  болью  далей.               



16.04.2011



***

***

О н е г и н с к а я    с т р о ф а,
-------------------------------------
строфа из 14 стихов с рифмовкой АвАвССddEffEgg (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские). Ритмически и интонационно распадается на 3 четверостишия (с перекрёстной, парной и охватной рифмовкой) и заключительное двустишие. Композиционно тяготеет к определённому построению: 1-е четверостишие даёт тему строфы, 2-е — развитие, 3-е — кульминацию, двустишие — афористическую концовку. Это сложное строение делает О. с. как бы стихотворением в стихотворении; поэтому О. с. применяется почти исключительно в больших жанрах с обилием лирических отступлений. О. с. была создана А. С. Пушкиным для романа "Евгений Онегин" и затем употреблялась неоднократно в русской поэзии ("Казначейша" М. Ю. Лермонтова и др.), но всякий раз — с ассоциациями, рассчитанными на пушкинскую поэтическую традицию