Какое лицо у православия на Руси?

Татьяна Васса
Какое лицо у православия на Руси?

С чем ассоциируют в России православную религию?
Храмы, купола, иконы, священники, монахи, бабушки в платочках, куличи, крашеные яйца, веточки вербы, Рождественская ночь, посты. И на фоне всего этого непонятность, строгость, сдержанность, грусть.
Это ли православная церковь сегодня? Вовсе нет. Это - в основном те, кто после крещения едва бывает в храме. Те, кто заходит туда вовсе не на службу, а чтобы побыть в тишине, прикоснуться к неведомому и таинственному. Да поставить свечку, да купить икону в квартиру или машину.
У нашего православия лицо уверенного в благополучии и растерянного в беде. То вспоминающего, то забывающего Бога. То боящегося Его строгости, то умиляющегося Его долготерпением. То укоренившегося язычника, то взлетающего до высоты Любви.
Мы – страна огромного духовного диапазона. У нас приживается всё - от самых строгих до самых причудливых сект, независимо от века или уголка света их происхождения. У нас всерьез способны верить в волшебную палочку и последние научные открытия. Ни что нас до конца не удивит и не поразит, потому что мы – страна умеющих мечтать.
Мы умеем быть серьезными не всерьёз и непоследовательно последовательными. Мы можем совершать глупости с умным лицом, а серьезные и важные дела – нелепым образом. Мы отдадим незнакомцу последнее, даже и саму жизнь, но при этом будем истязать тех, кто нам ближе всего.
Мы пытаемся поставить себя в рамки, оконтурить, обозначить, но, одновременно размыкаем и превосходим их. Мы – те, кто постоянно жаждет покоя и одновременно желает движения. Мы как дети, бесстрашно исследуем любые, даже самые темные и страшные углы и сердимся, что нас при этом не остановили.
Мы – не знаем, кто мы такие и никогда этого не узнаем.
Как непостижим Бог, как непостижима душа славянина, так и непостижимо православие на Святой Руси.
Да и слава Богу.