Конкурс стихов о поездах. 28 Маленький паровозный

Маша Халикова
   28. Владимир Ауров, "Маленький паровозный роман – длиною в пять поколений".

2. Осенне-паровозные страдания.

Закрытие на зиму детского аттракциона
«Паровозик из Ромашково».
/Из серии - Денискины рассказы,
записанные его дедом и с ремарками деда/

/Можно петь на мотив -
«Вот кто-то с горочки спустился,
Наверно милый мой идет...»/

Зима - грядёт! Такая - теза.
И тётям - хочется тепла...
И в грустном ритме полонеза
Из паровозного села -

Отходит поезд - листья кружат,
Колёс прощальный перестук,
А на душе - дожди и лужи. -
В депо уходит лучший друг!

Мой незабвенный паровозик,
Как долго ждать ещё Весны!
ЩемИт сердечко, как морозит,
Туманом грёз вагоны-сны.

Стоит электрик наготове,
Чтоб обесточить в радость путь,
Палач скучает - казнь не внове,
И в дальней ссылке детства суть!

Бежит по кругу паровозик,
Воспоминаний прошлых - дым...
Билетик детства ветер носит,
Как деда - буду я седым?

И нынче друга на запасный,
Как бронепоезд - постоит.
«Горит Октябрь - рябиной красной!» *
Дед с ветром тихо говорит...
))

* - парафраз С.Есенина – «В саду горит костёр рябины красной…».

   Владимир Ауров подал на конкурс целых три работы, объединив их в "Маленький паровозный роман", - это стихотворения: "1. Деду", в котором мы соприкасаемся с исторической действительностью начала ХХ века, "2. Осенне-паровозные страдания", написанные на закрытие детского аттракциона «Паровозик из Ромашково», и "3. Майско-победное", проникнутое ликованием весны и долгожданного открытия любимой карусели. Весьма оригинальной находкой автора было объединить три произведения в одно, в результате чего действительно получился замечательный "роман – длиною в пять поколений". Правда, из пяти перед нами предстали только три поколения: дедушка автора, начальник Муромского депо; сам автор и его маленький внук, большой любитель паровозов.
   Хочется подробнее остановиться на стихотворении "Осенне-паровозные страдания", которое из всех представленных показалось мне наиболее "поэтичным", глубоко проникнутым неподдельным, искренним чувством и к тому же поднимающим вопросы "вечного" плана. Оно определенно не "шуточное", хотя, возможно, и не лишено иронии.
   Как и некоторые прежде, эта работа отчасти поспособствовала расширению моего кругозора. Заинтересовавшись значением слова "теза", я прочла и про реку в Ивановской области, и про научные сочинения, и про тезисы, и даже про тезку - но, к сожалению, так и не поняла, в каком из значений употребил это слово автор в первой строке своего стихотворения. Буду рада пояснениям.
   Написано стихотворение со слов ребенка и прекрасно передает его чувства, умело выраженные "взрослым", более того - художественным языком. Казалось бы, что может быть прозаичнее закрытия детского аттракциона на зиму? Ан нет, поезд "из паровозного села" отходит "в грустном ритме полонеза" (представляете, как это удивительно красиво?), а падающие листья и "колес прощальный перестук" способны навести грусть на всякого (даже далеко уже не маленького) читателя. Немудрено, что "на душе - дожди и лужи", ведь "в депо уходит лучший друг"! В детскую восприимчивую память надолго врезывается картинка, как "морозит" и проплывают "туманом грёз вагоны-сны". Впечатление усиливается невольным восклицанием: "Мой незабвенный паровозик!" А виноватым во всем оказывается "палач"-электрик...
   А вот с этой строки начинается глубокое размышление автора о детстве и человеческой жизни вообще: "...в дальней ссылке детства суть!" Действительно, в детстве время идет так долго, а каждый день оказывается таким насыщенным и значительным, что переждать промежуток от осени до весны кажется непосильно трудным. А для взрослого человека этот годичный цикл - не более чем для малыша занятный круг, проделанный паровозиком: "Бежит по кругу паровозик, / Воспоминаний прошлых - дым..." И каждый год делает все старше, и уже так многое остается в прошлом, обращается в воспоминания. Ожидает это всякого человека. Вырастет и маленький внук. Пока малыш глядит с тоской, как уводят "друга на запасный", дед любуется осенью, перефразирует про себя простые строчки любимых стихов да "тихо говорит" "с ветром"...
   Стихотворение это - конечно, внутренний монолог дедушки, только отправными мыслями каждой следующей строфы вплетаются слова стоящего рядом внука. Очень интересная, редкая, самобытная форма выражения. Усиливаясь художественно там, где свое понимание происходящего высказывает дед, - повествование упрощается, когда строчки связаны непосредственно с детскими впечатлениями ("И тётям - хочется тепла...", "Как долго ждать ещё Весны!", "Как деда - буду я седым?").
   А самое ценное в том, что стихотворение не может оставить равнодушным. Много эмоций нахлынуло и омыло мою повзрослевшую душу. Вспомнились строчки из собственного, давнего:

Прогуляться вдоль рельс,
Словно будучи здесь посторонней,
Невзначай посмотреть
На закрытые аттракционы.

Все пытаться взлететь,
Но бродить тяжело и неярко
И листвой шелестеть
На дорожках осеннего парка...

   Ведь я сама с ранних лет обожаю "поездные" аттракционы.
Информация по конкурсу: http://www.stihi.ru/2011/03/19/3719.
Поиск судей: http://www.stihi.ru/2011/03/21/2809.