Болгарский песенный фольклор

Ольга Борисова Гура
Работа  награждена  ПОЧЁТНОЙ ГРАМОТОЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ "ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЕЦ НАШ ИОАНН РЫЛЬСКИЙ". Итоги конкурса:http://www.stihi.ru/2011/04/30/5711



« Познание культурного наследия другого народа есть одновременно и обогащение  собственной культуры. Творчество южных славян особенно близко и дорого, ибо с ними нас связывают многие и прочные узы прошлого и настоящего».
                Ю. Смирнов.
                (Из статьи «Песни южных славян»)

       Из поколения в поколение передается песенный фольклор, который сохранила народная память. Память о своем прошлом, о тех событиях,  которые происходили   в стране, о героях, о трудном быте, о жизни людей. И сегодня продолжают радовать нас веселые или протяжно – грустные песни, собранные  и напечатанные в пухлые сборники. Вот  такая книга  «Песни южных славян», которую составил Ю. Смирнов, попала  в мои руки, откуда  я узнала много нового и  интересного из жизни болгарского народа. Сборник этот уникален, в нем собраны бесценные  песни наших  братьев.  На этих страницах, опираясь на статью Ю. Смирнова,  я попытаюсь  сделать анализ  замечательного народного творчества, который  тронул мое сердце.
     Разнообразен песенный  фольклор болгарского народа. Это  мифологические,  юнацкие, гайдуцкие песни, а так же песни-баллады. А шутливые, лирические, или   обрядовые песни поются на праздниках, на свадьбах и торжествах. Часто песни сопровождаются веселыми, заводными танцами.  Существует традиция водить хороводы, качаться на качелях и наслаждаться музыкой народного инструмента – кавале.  Мой рассказ коснется   четырех видов  старинных песен: мифологических, юнацких, гайдуцких и песнях – былинах.

      МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. Когда читаешь приведённые в книге тексты мифологических песен, то проникаешься их таинственностью, загадочностью. В них присутствуют разнообразные сказочные персонажи:  вилы, самовилы, самодивы, бродницы*. Это всё лесная  нечисть. Есть и змеи–драконы, которые олицетворяют нечистую силу, и показано солнца – непостижимое, как божество.
 
«…Зарыдала красивая девушка:
«Горе мне, моя матушка милая,
Что ты сделало, солнце жаркое?
Вороти мне лицо мое белое,
Никогда тебе не буду противиться».
Солнце жаркое ей не внемлет,
С неба светит оно все сильнее».
(«Девушка и солнце»)

Оно наделялось человеческими качествами: силой, властью, мудростью, а так же поступками  и делами. Солнце способно любить  и ему  свойственна грусть и радость.

«… Добринка из дому вышла
И на балконе села,
Там вышивала на пяльцах.
Там Солнце ее увидало,
Глядело три дня, три ночи,
Глядело и трепетало
И заходить не хотело…».
(«Солнце и Добринка»)

Эта мысль звучит и в песне «Солнце и Мария».
«…В Марию солнце влюбилось,
Не выходит Мария из дому,
Чтобы солнце не увидало…».

Периодически люди бросают вызов солнцу, вызывая его на состязания. Юноши бахвалятся  своей силой и ловкостью, а девушки – красотой.
 
«… Красно солнышко,  заслышав,
Ясную звездочку послало
Пригласить красу – девицу,
Чтобы с солнцем состязалось,
И увидим, кто пригожей…».
(«Солнце и девушка состязаются»)

     Помимо солнца, много песен посвящено "виле – фее лесов и вод"(авт.). В ее делах и поступках прослеживается сходство с русской бабой – Ягой, но вила красивая женщина с длинными волосами и в белом, до пят, платье. Оружием ей служат лук со стрелами и волшебный пояс  или платок.

«…Платки с золотым краем,
Зеленый девичий  пояс…»
(Пастух Стоян и самодива)

Вила  похищает людей и приносит много бед народу.

«Возводила  самовила,
Возводила стройный терем,
Между небом и землею
Возводила, в черных тучах.
Что ни столб – юнак пригожий,
Как закладывала стены,
Бревна – девы белолички,
Как стропила городила –
Черноглазые молодки…»
(«Терем самовилы»)

Она  наводит порчу не только на людей, но и на лес. Запирает воды, творит зло всему живому.

«…Спрятала она ручьев двенадцать,
В дерево сухое заключила…».
(Королевич Марко и Вида-самодива).

Она легко перевоплощается, но и ей свойственны человеческие чувства.

«…Рабро – юнак оборотился:
Перед ним была не старая юда,
А юная стояла девица,
Первая любовь* его стояла…»
(«Рабро –  и старая юда»*)

Лесная  нечисть  хорошо знает лес, травы и иногда помогает людям. Они лечат раненого юнака, и даже могут наделить его силой, но за это он должен им сослужить службу  (это мы видим и в русских сказках). В песне « Молодица на жатве и самодивы»  лесные  няньки  качают  в колыбели ребенка. Но такая помощь, как правило, заканчивалась трагично.*

«…Говорит Драганка дивам,
Трем дивам, трем самодивам:
«Не одна я ее жала,
Не одна и дожинала.
Это вы со мною жали,
Первая брала колосья,
А вторая сноп вязала,
Третья же дитя качала».
(«Молодица на жатве и самодивы»)

Интересны образы  фей, леших, колдуний.  Они  сказочные и загадочные, но центральное место в фольклорных песнях отдано  образу  змея.
     В те давние времена в любом природном явлении, по утверждению автора, люди видели змея. Когда гремела гроза, то казалось, что змей гневается,  в летящей комете они видели хвост змея, а когда случалось затмение солнца, то им казалось, что змей проглотил светило. Болгарский змей похож на русского Змея – Горыныча, и он также считался ипостасью нечистой силы. К змею – дракону народ относился с уважением и страхом.

«…Змеи на иноходцах,
Змеихи в златых колясках,
Змееныши в пестрых повозках,
Как через лес поедут,
Лес без ветра поляжет,
Как через поле пойдут,
Без огня затрепещет поле,
Как они к дому подъедут,
Дом наш пламенем вспыхнет,
Со всех сторон запылает!»
(«Радка  и змей»)

 У каждого  села был свой змей-покровитель.  Он мог полюбить красивую селянку и похитить ее, но это не считалось  позором, а считалось   платой за услугу.

«…Как цветы упали к Дене,
Прямо к Дене  на  колени,
А с безоблачного неба
Вслед за этими цветами,
За цветами змей спустился,
Змей спустился прямо к Дене,
Прямо к Дене  на колени…».
(Дена и змей)*

Дракон - змей также похищает людей, и его никто не может победить, кроме человека, который рожден от змея и наделен  силой богатыря.

« …Не я похищаю подпасков,
Но на моей вершине
Россыпь из синих камней,
А в камнях живет змеиха,
Змеиха – вдова, колдунья,
Она забирает подпасков,
Она и взяла старшего».
(«Овчары и змеиха»)

В народных песнях поется о том, что при рождении змеевича,  происходят природные явления. "Что земля сотрясается, сверкают молнии, солнце меркнет"(авт.). Змеевич – юнак, богатырь и только он мог сразиться с нечистой силой и победить змея. Так  на смену мифологическим песням пришли песни юнацкие.  (Юнак – юноша).

      В ЮНАЦКИХ ПЕСНЯХ звучит тема защиты:  слабых и обездоленных, родного дома.  А также в них поется о кровной  мести, о добывании невест, о помощи родичам.

«…Кто из нас юнак среди юнаков –
Тот бери пригожую девицу!
Принялись два удалых юнака
Тяжелыми палицами биться.
Палицы тяжелые сломались.
Стали биться острыми клинками –
Острые клинки у них сломались.
А когда схватились в рукопашной-
По пояс друг дружку в землю вбили…».
(«Дитя малое и черный  арапин»)

Под черным арапом, по предположению Ю. Смирнова,  подразумевались   темнокожие воины, которые были в составе турецкого войска.  Возраст юнака в песнях не указывается. Дитя-юноша, наделенный огромной силой.  Много песен сложено народом о Марке Королевиче. Это не выдуманный герой. Марко жил в небольшом поместье в г. Прилеп, в Македонии. Его подданные пользовались привилегиями,  о его уме и способности защитить  свой народ  слагались песни. Этот образ быстро распространился по всей территории. В Болгарии тоже появился свой Королевич Марко: сильный, ловкий и смелый.

«…Как пустил тот Марко татаранку –
В пыль и мглу умчалась татаранка,
До нее и глазом не достанешь,
А не то, что смеряешь аршином!».
(«Королевич Марко и Алил – Ага»*)

Он освобождает пленных болгар, которых уводили турецкие воины в рабство  или на продажу. Устраивает поединки с другими юнаками  за свою честь, а также за честь и достоинство  близких ему  людей.

«…И достал он складную саблю,*
И разбил он три больших цепи,
Дал он пленникам по три алтына,
Дал им деньги с таким наказом:
«Вы ступайте – ка  на новый рынок,
Да купите вы себе обувки,
Чтобы всем вам не ходить  босыми,
И купите вы себе одежду,
И купите хлеба покушать…».
(«Марко Королевич освобождает три вереницы пленников»)*

Это народный защитник, который ведет непримиримую  борьбу с  турками, защищая свой народ.

«…Ездил Марко  по делам геройским,
Ездил Марко в Анадол*  проклятый
Против турок – янычар сражаться,
Где сражался – побеждал повсюду…»
(«Смерть Марка и гибель Болгарского царства»)

Марко Королевич умирает и снова возрождается уже в других местах.  Порою песни противоречат друг другу, но они  снова  рождаются,  с новыми подвигами любимого героя.  Эти песни утешали и  давали надежду на освобождение от  многовекового турецкого ига.
     Еще одним любимым  героем юнацкого болгарского  эпоса был Момчил – юнак.

«…У  Момчилы чудный конь крылатый,
Ябучилой  конь его зовется.
Может конь перелететь все горы;
И с очами сабля у Момчилы.
Он боится лишь вышнего бога».
(Женитьба Короля Вукашина)

Смелый, дерзкий, но и он, как и Королевич Марко, погибает. Его предает любимая. В книге  я нашла две песни, почти с одинаковым сюжетом о гибели этого героя. Погибает он от рук короля Вукашина.

«…Со стены Момчило покатился.
Приняли королевские слуги
Воеводу на мечи и копья,
На палицы и на алебарды.
Тут король Вукашин*  подбегает.
Боевым копьем его ударил,
Прямо в сердце ударил Момчилу…»

       ГАЙДУЦКИЕ ПЕСНИ. Все тяжелее и тяжелее становилось жить  народу,  и люди с оружием в руках стали уходить в леса, чтобы вести партизанскую войну с ненавистными врагами. Так появились  гайдуки («Хайдут» бол.) и новые песни о новых героях. По своему стилю, они похожи на традиционные юнацкие. В них  также фигурирует один герой – спаситель и защитник. В песне «Старина Новак и кнез*  Богосав» главный герой  поведал историю о том, как он попал в гайдуки.

«…Кто богаты,  отдали дукаты,
Заплатили и спокойно жили.
Я же, кнез, был бедным человеком,
У меня дукатов не водилось.
Взял тогда я свой  тяжелый заступ,
Взял свой заступ и ушел в гайдуки…»

Но не только мужчины убегали в леса, но и решительные и смелые девушки, получив благословение родителей, спешили следом, предпочитая смерть  рабству.

«… Иди и будь воеводой,
Пока тебя ноги держат,
Пока тебе руки служат,
Пока глаза твои видят…»
(«Избрание девушки воеводой»)

И они шли, показывая чудеса храбрости, и часто именно девушку  выбирали  воеводой.

«…Молвила туркам Бояна:
«Ой, же вы, турки – сердары,
Приехала я не в гости,
Приехала биться насмерть».
Турки мигнуть не успели,
Всех зарубила Бояна».
(«Мирчо и Бояна»)

  Благодаря своей смекалке  гайдуки совершали дерзкие вылазки, возвращая народу награбленное эмирами и  их слугами  добро, защищали села, отбивали пленников.  Это была настоящая партизанская война, которая распространилась по всей территории Болгарии. Гайдуков  стали бояться завоеватели.
 
«…Болгары – всегда юнаки,
Их победить невозможно!»
(«Наню и Герче»)*

Гайдуцкие песни продолжали слагаться до полного освобождения Болгарии. И сейчас они поются в народе  и  останутся навсегда в их сердцах.

     ПЕСНИ-БАЛЛАДЫ. Какие трогательные женские песни – баллады, в которые  вложена женская душа. Мы слышим и грусть, и радость, и боль. В этих  песнях  звучат темы семейных отношений:  матери и свекрови, брата и сестры  в условиях жизни  под турецким игом.

«…Мать моя, бедняжка,
Вот уж год десятый
Черный платок носит,
Носит, не снимая.
Платок не стирает,
Уж он истлевает,
Все по мне живому
Плачет и рыдает…»
(«Янычар тоскует по дому»)*
(Здесь идет речь о болгарине,   которого угнали в турецкое рабство  и вынудили  служить в турецкой армии).

 Песни – баллады "сдержаннее" (авт.), чем юнацкие и гайдуцкие песни.  В них повествуется о жизни  и судьбе нескольких   героев.  Сопровождались такие песни игрой на  "кеменче" – инструменте, похожем на восточную скрипку. Частым сюжетом  песен  становится  горькая  доля  болгарских девушек - красавиц. В балладах  поётся  о борьбе народа за сохранение своей самобытности,  своих традиций и  веры.

«…Царь Мурад говорил Маре:
«Ой, Мара, белая болгарка.
Откажись быть болгаркой,
Давай – ка ты соглашайся,
 Соглашайся и потурчимся.
Ты будешь белой турчанкой,
Женой царя Мурада!»
(«Царь Мурад и Мара»)*

Мурад царствовал в Святой Софии. И девушку спасает природная  смекалка.  Мара ему отвечает:

«…Легко мне, царь, согласиться,
Потурчиться еще того легче,
Только ты мне тогда пожалуй
Царство свое и визирство…».

О тяжелой участи народа поется в песне «Янычар и русая  Драгана»*: нередки были случаи, когда янычары грабили свое родное село, убивали родителей или родных  братьев и сестер. В  песне «Янычар и русая Драгана» рассказывается о том, как турецкому воину досталась  в жены родная сестра.

«…Старых турки рубят, малых в плен уводят,
Красных девушек в неволю угоняют,
Молодых парней забирают,
В лютых янычар их обращают.
Где проходят, села сжигают,
Старых рубят, дома сжигают.
Делят турки девушек болгарских.
По две, по три каждому досталось,
Молодому ж янычару дали
Лишь одну рабыню – русую Драгану..."

 Яркие образы природы помогают передавать  страдания и Драганки, и янычара:

«…Вниз он глянул, посмотрел на небо –
Синь огонь  из – под земли струится,
С синя неба дождь кровавый льется…»

Невозможно  спокойно читать такие строки,  они трогают душу и заставляют задуматься.  Когда-то, от своей мамы, я слышала, что болгарский народ сложил песню  о старшем брате Иване – русиче,  который   придет и освободит  младшую сестру  Болгарию от турок. К огромному своему  сожалению я ее не нашла.
      Много столетий назад мы были одним народом, с одной общей культурой, что и прослеживается в старинных болгарских песнях, которые бесценны.  Теперь нас разделяют границы и расстояния, но осталась  память и взаимная привязанность  двух родственных народов. В этом  я убедилась,  читая эту книгу, и  мои убеждения подтвердились, когда я занималась переводами   стихотворений болгарских поэтов. Так давай те же, вместе, сохраним нашу память! Сохраним ее  для потомков, так как, если  не будет памяти, то и не будет народа!



В моей работе использован материал:
 Книга «Песни южных славян». Составитель  Ю. Смирнов, издат. «Художественная  литература», Москва – 1976.
Отрывки из произведений  взяты из этой книги. Основой  для моих размышлений послужила  вступительная  статья Ю. Смирнова, которая называется  « Песни южных славян».
Основная масса песен в книге взята: из БНТ – «Българско  народно творчество в дванадесет тома».
Редакционна коллегия: М. Арнаудов, И. Бурин, Х.Вакарелски,  П.Динеков, Д. Осинин. София, 1961 – 1963.
*Переведено по тексту сб.: «Съчинения на Любен Каравалов», том первый. Русе,1886,№29. Записано среди болгар – переселенцев в Бессарабии.
Переведено по тексту сб.: Миладиновы,№87.
                Пояснения  составителя сборника  Ю. Смирнова:
«Бродница» – это колдунья, владеющая силами природы.
«Первая любовь» – у болгар это выражение чаще имеет значение «жена».
Концовка такой  помощи самодив  трагична. Мнимые няньки разрывают ребенка или забирают его с собой.
«Юда»  – синоним вилы или дивы.
В русских былинах тоже есть такие образы: «Волх  Всеславьевич»,  «Змей – Горыныч и княгиня».
«Алил – ага».  – Али – паша, визирь и начальник султанской гвардии, участник Косовской битвы и захвата Болгарии.
Тысячи пленников из века в век угонялись на невольничьи рынки и продавались, как скот. Образ «три вереницы пленников», был употребляем в русских былинах.
« Складная сабля» - сабля складывалась, как метр. Ее можно было сложить до двенадцати раз.
«Анадол» – Анатолия, центральная часть малой Азии.
«Кнез» – сельский староста.
Прототипами Наню и Герче были гайдуки  Нано и Георгий.
Тамара – дочь болгарского царя Ивана Александровича и сестра последнего царя Ивана Шишмана, была выдана замуж в 1371г. За султана  Мурада. Песня  неточна.

 «Янычар и русая драганка» - сюжет о нечаянной встрече брата с сестрой и об их браке.
«Вукашин» - король западной части Македонии (1365 – 1371), родом из семьи герцеговинских феодалов, отец Марка Королевича, погиб в битве с турками. Песня не соответствует действительности и создана для того, чтобы показать юнацкую родословную Марка Королевича.

Адрес фото:http://images.yandex.ru/yandsearch

Работа сделанна для конкурса:http://www.stihi.ru/2011/03/08/486