Прощальное

Евгений Захаров 3
Прощальное (1)

Вода, послушная форме сосуда,
знает: трудно быть твердой.

Облаку, что прилетело бесцельно,
нужно вернуться обратно.

Скорбит и печалится ветер весенний
у реки Чуцзян на закате.

Мандаринка-утка совсем одна,
потеряв свою стаю, летает.


Прощальное (2)

В доме красавицы столько ночей
счастья и радости ждали.

Но нежданно с моим сяньланом
уже наступила разлука.

Проснувшись, не хочу говорить
об облаке, что улетело.

Угасает светильник - совсем один,
полевой мотылек порхает.

Комментарий:
Оба стиха посвящены окончательному расставанию поэтессы с ее мужем Ли И, и написаны, видимо, в один день. Очевидны параллели в системе образов, и финальных строках.
Вода, послушно следующая форме сосуда – образ женщины и самой Юй, тогда как облако без мыслей, целей появляющееся и улетающее обратно – мужчина и муж Юй – Ли И.
Чуцзян – участок Янцзы в районе древнего царства Чу.
 «Дом красавицы» - комментарий объясняет как дом Цинь Лофу, героини известной ханьской оды «Туты на меже». Она была красавицей, все ее вожделели, потом заезжий знатный чиновник прямо предложил ей стать его любовницей. Цинь отказала, далее она перечисляет достоинства своего мужа, преуспевшего на гражданском и военном поприще, обладающего массой моральных и физических достоинств. Т.е. Юй сравнивает себя с этой красавицей, а Ли с ее супругом, надо полагать.
Сяньлан – должность чиновника в старом Китае, то же, что и юаньвай (помощник министра, должность Ли И в это время), но этим словом называли и молодого красивого мужчину, возлюбленного.