Поэтический эпос войны

Николай Купин
            Нет, не молчали в пороховое лихолетье музы. Казалось бы, писал в «Новом мире» (1942, №11 12, с.215) Алексей Толстой, «грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрублять, упрощать литературу, укладывать её в узкую щель окопа». Однако «глагол уже не только угль, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа»,   говорится там же (с.206). Наряду с другими поэтическими жанрами успешно развивался в годы боевых испытаний и жанр поэмы, стихотворной повести.

            В первые дни войны, когда появилось множество стихотворений, осваивающих новую тему, не могло ещё родиться полнокровной поэмы. Для неё нужны были дистанция времени, накопление фактов, осмысление характера, закономерностей новых явлений, понимание героя новой исторической действительности. Этого героя надо было хорошо изучить; увидеть, как он реагирует на новые события, как ориентируется среди военной бури, Требовалось познать, какое влияние оказывают обрушенные на него тяготы, как он противостоит им. Ещё необходимо было увидеть, какие задачи и цели ставит перед собой человек, с какими надеждами смотрит в будущее. Только при таких условиях можно было бы браться за перо.

           Но писатели не хотели и не могли сидеть, сложив руки. Военное нашествие обостряло их патриотические чувства: ненависть и гнев по отношению к врагу, преданность и любовь к Родине. Они готовили своё эпическое слово к отпору, к жестокой схватке. Это слово первым сказал Демьян Бедный в «Правде».

           Поэма появилась уже 12 июля 1941 года. Точнее, это была глава из его поэмы «Степан Завгородний», которая называлась «Партизаны, вперёд!». Вскоре в Гослитиздате поэтическая повесть вышла отдельным изданием. Поэт применительно к моменту все части своего прежнего произведения подверг переработке, включил в эту повесть события из текущей современности, ввёл ряд эпизодов, рисующих борьбу украинских партизан против гитлеровцев; главным художественным персонажем сделал народного мстителя Степана Завгороднего и в завершение сюжета добавил заключительную главу «Партизаны, вперёд!», целиком посвящённую Великой Отечественной войне.

           В последней главе Д. Бедный изображает размах партизанской войны и прославляет упорную стойкость и партизанскую удаль своего героя. Активист-колхозник и партизан Степан Завгородний хорошо помнит обжиравшихся на Украине 1912 году «туристов»-немцев, не забыл их похода туда в 1918 году. Теперь в годы Великой Отечественной войны он и его сыновья беспощадно громят вероломных гитлеровцев.

           Главная идея – победа советского общественного строя над фашистским мраком и одичанием – в поэме раскрывается художественно и публицистически. Писатель умелым показом удачно подобранных фактов и явлений, исторически достоверных, утверждает: волею свободного советского человека зло и варварство гитлеровских претендентов на «мировое господство» в ходе освободительной войны будет неизбежно преодолено, заносчивость и самомнение фашистских заправил не в состоянии приостановить или повернуть вспять поступательное движение жизни.

          Сатирическим словом, разоблачающей иронией клеймит поэт «коричневую, прожорливую, фашистскую саранчу»:

Вся нечисть саранчевая
Ползёт, как ошалелая,
Летит, как одурелая;

          говорит о бесчеловечности и моральной нищете фашистов («культурнейшие ценности по-варварски раскокала»), используя просторечную, экспрессивно-эмоциональную лексику.

          Весь пафос завершающей главы, с нашей точки зрения, заключается в умении поэта органически соединить в одном произведении героические прошлое и такое же настоящее нашего народа, правдиво обосновать его веру в неизбежную победу, залогом которой ему служит именно героическая история России. Автор показывает доблесть и мужество партизан, которые они проявляли в борьбе ещё с французами:

Отряды мародёрские
Бежали в диком ужасе
При крике   партизан!

          Великим призывом выступить на защиту своей Родины звучит заключительная строфа поэмы:

Всей силой партизанскою
Обрушьтесь на захватчика,
Чтоб, дрогнув, он почувствовал,
Что нет ему спасения
Там, где народ весь борется,
Где каждое прикрытие,
Где каждый кустик маленький
Ему свинец дарит.
Где небо раскалилося,
Где воздух пышет пламенем,
Где под фашистской нечистью
Сама земля горит.

            В поэме немало ярких эпизодов. Многие детали быта, фон действия, образы героев отмечены талантом опытного и зрелого реалиста.

            Заключительная глава «Партизаны, вперёд!» из поэмы Д. Бедного почти одновременно со стихотворением Иосифа Уткина «Старый партизан»   9 июля 1941 г. – на поэтических страницах «Правды» в годы Великой Отечественной войны открывает тему партизанской борьбы. Она тысячами нитей связана со всей поэзией о партизанском движении этого периода.

           Поэма Д. Бедного «Степан Завгородний» не была ещё, собственно, целиком поэмой о войне. В ней только заключительная глава повествует  о развёртывании партизанской борьбы на Украине.

           Поэтические произведения этого крупного жанра, полностью посвящённые войне, начали выходить к весне 1942 года вслед за блестящей поэмой Николая Тихонова «Киров с нами», написанной в дни памяти Сергея Мироновича Кирова по заказу «Правды». К этому времени наш народ одержал первую историческую победу, в которой был развеян миф о непобедимости немецких войск и сорван гитлеровский план молниеносной войны. В битве под Москвой обнаружилось морально-политическое, боевое единство советских народов, мощь социалистического государства, проявились духовное богатство, мужество и героизм наших людей, сплотившихся в годы военной грозы вокруг Коммунистической партии и Советского правительства для разгрома ненавистного фашизма.

           Таким образом, была преодолена и временная дистанция, необходимая для создания поэтического эпоса.

                1975 г.