Кое-что о независимой литературе

Э.Ракитская
"И в голову пришло мне две-три мысли+"
Пушкин

КОЕ-ЧТО О НЕЗАВИСИМОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Анализ современной литературной ситуации показывает, что, несмотря на отмену цензуры в конце 80-х годов, распад СССР в 1991 году, приватизацию издательств и прочие события, которые должны были бы привести к свободной системе книгоиздания и книготорговли,  - литература на русском языке не свободна. Существует  две литературы - официальная (ангажированная или коммерческая) литература, встроенная в государственную систему (связанную с миром бизнеса), и независимая литература, существующая сама по себе, подвергающаяся дискриминации со стороны книготорговых организаций, официальных литературных изданий и других структур, находящихся в сфере материальной зависимости от государства и ангажированного государством  мира бизнеса. 

90-е и 2000-е годы породили в современной литературной ситуации (на русском языке) возникновение новых фигур, которых не существовало  еще в 80-е годы.
О возникновении этих фигур и явлений следует заявить открыто,  дабы узаконить их непреложное существование в культурном поле.
Что это за фигуры и явления?

Независимый автор -  автор, пишущий произведение  в расчете на то, что оно по тем или иным причинам может быть нужно читателям, и стремящийся его опубликовать с бескорыстной целью, а не с целью получения коммерческой выгоды или "славы".
Раньше (при советской системе) независимый автор либо публиковал свои произведения в государственном издательстве и получал за них гонорар, либо публиковал их в самиздате и получал тюремный срок, либо покидал пределы страны, жил в эмиграции, публиковал свои произведения там и получал за них внимание официальных критиков и ангажированных читателей, в том время заинтересованных в  русскоязычных авторах по причине их мнимой или реальной "антисоветскости". 
 В настоящее время независимый автор, пишущий по-русски, не получает ни того, ни другого, ни третьего. Он предоставлен сам себе.

В то же время читатели остро нуждаются в независимых авторах, так как  официальных (ангажированных) авторов не хватает просто количественно, они не могут удовлетворить потребности всех независимых читателей (см.) в хорошей книге.
Поставить препятствия между независимыми авторами и независимыми читателями - это одна из задач ангажированных критиков (см.). Эту задачу перед ними ставит  сама жизнь и политика коммерческих (официальных) издателей (см.), которых они обслуживают.
Препятствия между независимыми авторами и независимыми читателями ставят также книготорговые организации. Им невыгодно работать с живой независимой  литературой (см.), так как официальная критика ее не поддерживает, независимый издатель приорететных полок не проплачивает (нет средств), а тиражи  независимых изданий малы. Поэтому в настоящее время встала со всей остротой проблема создания альтернативного независимого книгораспространения, которое наконец проложит мост между независимым автором и независимым читателем.  Сейчас такого моста нет - есть мостик,  напоминающий полусломанную дощечку, кинутую над горной рекой. Вот по ней независимый автор и должен пройти к независимому читателю. Однако мы благодарны даже за такую дощечку тем, кто идет нам навстречу. 


Независимый издатель - издатель, не встроенный в государственную систему, не получающий  помощи от государства и спонсоров (грантов, денег в рамках целевых программ и др.) и поэтому не связанный никакими обязательствами и тематическими рамками издаваемых им книг ни с государством, ни со спонсорскими структурами. Это издатель, который вследствие своей независимости не имеет возможности  широко через магазины продавать изданные им  книги с целью коммерческой окупаемости (причина отсутствия такой возможности - малые тиражи и высокая себестоимость книги, а также открытые препятствия для независимых издателей со стороны книготорговых организаций, которые, как правило, сами являются одновременно и коммерческими издательствами, и таким образом устраняют любую, даже малую, конкуренцию на пути к читателю).
Поэтому независимый издатель ищет параллельные, пути реализации книг, а также распространяет книги другими (бесплатными) способами. Он делает это не потому, что это приносит ему коммерческую выгоду, а потому, что эти книги могут быть нужны независимому читателю и в них вложен чей-то труд.
Независимый издатель не имеет возможности  использовать  средства от продажи книг или помощь государства на оплату своего труда. Поэтому он ищет другие пути финансирования. Чаще всего он издает книги на деньги авторов, деньги друзей авторов, а также меценатов, не ждущих никакой практической выгоды от своего меценатства.  Независимый издатель может издавать книги и на  свои собственные сбережения, выступая меценатом, но он делает это без цели непременно  продать, окупить тираж и получить прибыль  либо получить другие дивиденды, приносящие практическую пользу ("имя", "связи" и др.) Это - основное отличие издателя независимого от издателя коммерческого.   

Независимый издатель независим потому, что, пока отсутствует цензура, он имеет право и свободу издавать тех авторов, чьи книги никогда бы не смогли увидеть свет, если бы независимого издателя не существовало.  Независимый издатель независим также потому, что он имеет право не издавать те книги, которые он издавать не хочет. 

Независимый читатель - это читатель, не потерявший способности воспринимать произведения литературы в их первозданном качестве, ценящий поэзию за поэтичность, прозу - за  то, что ее интересно читать, мемуары - за то, что автор рассказал много нового+ и так далее. Независимый читатель, как правило, не является "профессиональным" критиком, хотя бывают исключения. Независимый читатель способен приобрести и прочитать книгу автора, имя которого ему не знакомо, с первозданной целью: познакомиться с творчеством  автора и получить удовольствие от чтения.

Ангажированный читатель - читатель, ориентирующийся при выборе книги на обслугу  официальной литературы (официальных критиков) и рекламу, этой обслугой создаваемую. Ангажированный читатель, как и ангажированный критик (см.), сам себя ангажирует на то, чтобы "быть в струе", "быть актуальным".

Ангажированный критик - критик и литературовед, ангажированный кем-то или ангажироваваший сам себя (из желания  быть " в струе", "быть актуальным")  для пропаганды и рекламы официальной (ангажированной) литературы и контрпропаганды независимой литературы (причем - как правило - заочно, не читая: "Я этого не читал, но раз издание финансировано автором, то это графомания").
 

Независимый критик  - человек, пишущий свою критическую статью, отзыв, очерк, эссе из желания рассказать другим независимым читателям о хорошем произведении живой литературы (см.)


Живая литература - талантливые произведения поэзии, прозы, документальной прозы, мемуаров, написанные независимыми авторами и изданные (или еще не изданные) независимыми издателями. К произведениям живой литературы относятся первозданные литературные жанры - поэзия, проза, мемуары. Литература о литературе и филологические эссе, касающиеся официальной литературы или классики, культурологические опусы и тому подобное к живой литературе мы не относим. Однако к живой литературе могут быть отнесены критические отзывы, очерки, эссе независимых критиков (см.) о живой литературе.

Официальная литература - литература, издающаяся  коммерческими издателями (см.) и пропагандируемая ангажированными критиками (см.).

Коммерческий издатель - это издатель, получающий прибыль от продажи тиражей (хотя иногда продажа тиражей - всего лишь видимость). Доходы можно получить от продажи только очень "раскрученных" имён, но число таких "имён" и брендов не превышает нескольких десятков, в то время как интересных и нужных читателю независимых авторов - сотни и тысячи.
Крупные коммерческие издательства получают от государства поддержку (гранты, субсидии, госсзаказы и др.), в противном случае они бы были полностью разорены.
Коммерческие издатели проплачивают книжные магазины (либо сами являются владельцами и совладельцами книготорговых сетей) - с тем, чтобы беспрепятственно ставить туда свою продукцию и не допускать (или допускать с большими трудностями за большую плату) продукцию  независимых издателей (см.)
Распространенное заблуждение авторов гласит: издатели пишут мЕньший тираж, а печатают бОльший, чтобы скрыть от автора роялти.  На деле часто всё бывает как раз наоборот: например, издатель получает государственное финансирование на 50 000 экз., а издает 500 или 50 штук, остатком средств покрывая убытки фирмы либо просто  делясь с чиновниками (т.н. откат).

Основной источник доходов коммерческого издателя - это государственные и негосударственные  фонды, программы "поддержки культуры", госзаказы.  Коммерческий издатель - это издатель, встроенный в государственную систему  и ведущий соответствующую издательскую политику. Коммерческий издатель не свободен в выборе издаваемых книг. Этот выбор диктуется прежде всего условиями тех структур, которые дают средства на жизнь и работу коммерческого издателя (гранты, субсидии и др.), а также требованиями рынка. В настоящее время учеными мира доказана абсолютная убыточность издания книг, и не только в России.
Прибыль могут дать только отдельные имена, но в целом коммерческий издатель не может выжить без поддержки государства и структур бизнеса. Это делает его абсолютно не свободным.
Если коммерческий издатель издает заведомо убыточную с точки зрения торговли книгу (скажем, стихи своего друга) на свои сбережения, то в этом случае он превращается в мецената или независимого издателя.

Некоммерческий издатель - см. независимый издатель

Издадим и распространим вашу книгу в Москве.
http://www.era-izdat.ru