Урок по повести Е. Мельникова Угол прицела

Евгений Мельников Симбирск
       УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Е.МЕЛЬНИКОВА "УГОЛ ПРИЦЕЛА" В 10 КЛАССЕ

     Кризис, который охватил все стороны нашего бытия, безусловно, коснулся и современной армии. Армия дружно шельмуется средствами массовой информации, начиная со "Стройбата" Каледина, появилось немало произведений, воссоздающих неприглядный образ наших вооруженных сил.Но не будем забывать, что патриотизм, гражданственность начинаются не только с любви к своей Родине, но с почитания Армии, заботы о ней, без кровной связи Армии и народа не может быть и государства.
     Каждое литературное произведение несет отпечаток времени, вырастает из истории отечественной жизни, отечественной культуры. И в этом смысле повесть Е.Мельникова "Угол прицела" не является исключением. Герои его повести - молодые люди семидесятых годов, проходящие срочную службу в армии. Е.Мельников попытался выявить черты горьковского героя в своем молодом современнике, вместе с ним найти путь к истине. Л.Толстой очень удачно сказал, что ценность человека определяется дробью, числитель которой - его подлинные достоинства, а знаменатель - его самомнение. Это толстовское определение имел в виду писатель, строя образы своих персонажей.
     К героям повести "Угол прицела" - Родиону Цветкову и Дмитрию Баранцеву - приходят тягостные откровения насчет величины этой дроби. Автор заставляет героев открыто заявить свои идейно-нравственные позиции. Рождаются свои достоинства - общественная страстность, активность.

     Цель урока: Познакомить школьников с произведением местного современного писателя; закрепить умение анализировать и оценивать художественное
произведение; обратить школьников к обсуждению актуальных для них проблем:
как жить, в чем смысл бытия, каково соотношение "я" и "мы" сегодня.
     Учащиеся обеспечиваются текстами повести. Им предлагаются вопросы для
последующего обсуждения на уроке:
     - что вы знаете об авторе повести, какие его произведения вам известны?
     - какое впечатление произвела на вас повесть? Продумайте и сформулируйте
ответ.
     - кто из героев повести вам особенно близок, интересен? Чем?
     - какие вопросы возникли у вас в процессе чтения?
     - что бы вы хотели обсудить в классе?
     Урок начинается с чтения фрагментов из повести, чтоб настроить, "восстановить" эмоциональное состояние читателя, каким оно было наедине с книгой. Затем идет беседа, в ходе которой учащиеся высказывают свое суждение о повести.
     Вопросы, которые были предложены до урока, могут рассматриваться лишь
как ориентир. Учитель ведет беседу, предлагая учащимся конкретные вопросы по тексту.
     1. Почему автор дал такое название повести?
     2. Как вы думаете, зачем автор назвал своего героя Родионом? А фамилия
- Цветков? (Родион - намек на Родиона Раскольникова. Цветков - самовлюбленный нарцисс, "цветок в проруби").
     3. В какой семейной обстановке рос главный герой?
     4. Каково отношение героя к родителям?
     5. Почему в армии Родион потянулся именно к Кольке Фомину?
     6. В связи с чем Цветков не сразу вышел из строя, когда начштаба спросил: "Есть ли художники?"
     7. Как прошла первая встреча Р.Цветкова с Д.Баранцевым?
     8. С какой целью автор настойчиво прибавляет к фамилии героя слово "рядовой"? Рядовой Цветков?
      9. Почему Дима Баранцев презирает свою мать, отчима и свою жизнь вообще?
      10. В чем тайная зависть Баранцева к Цветкову?
      11. А что объединяет этих героев?
      12. Как раскрываются Цветков и Баранцев в эпизоде встречи со сторожем Матвеичем на товарной станции? Чему он их учит?
      13. Каковы взаимоотношения начштаба Бысовского и Цветкова?
      14. Какой смысл придает автор тому, что Цветков потерялся в бескрайней степи? (Один на один с метелью не выжить...).
      15. Какие черты характера обнаружились в Цветкове во время блуждания в степи?
      16. Что помогло наступлению момента истины, очистило Родиона? (вьюга или ребята?).
      17. Смог бы Цветков преодолеть свой эгоцентризм без армии?
      18. Нужны ли такие жизненные препятствия, чтобы понять себя?
      19. Какое главное открытие сделал для себя Цветков, будучи в армии?
      20. Какой Цветков вам ближе, интереснее, до армии или после?
      21. Опасен ли отрыв чистой философии от реальной жизни?
      В беседе учитель подводит учащихся к пониманию авторского замысла,
проблематики, героя, смысла заглавия.

      Главная проблема, которую исследует Е.Мельников в повести "Угол прицела", - это становление личности молодого человека. Герой произведения Родион Цветков рос в интеллигентной семье: мать - актриса, отец - кандидат философских наук. Родион - интеллигентный эгоист, "вещь в себе" по Канту, любитель восточной философии, человек, замкнутый только на себе, на своих мыслях, переживаниях. Мучительны его поиски своего места в этом мире. Индивидуалист до мозга костей, он считает, что все остальное - призрак, "глина жизни", необходимый антураж для воплощения его замыслов. И вот этот рефлексирующий интеллигент попадает в армейскую среду, в коллектив, который вызывает у него сильную неприязнь, но он вынужден жить среди кажущихся на первый взгляд простых ребят с их очень непростыми судьбами.
      Постепенно приходит прозрение. Цветков начинает понимать, что одному человеку в мире не прожить, что только в единении духовном с другими "я" твое "я" обретает истинную глубину и значимость. Е.Мельников ищет черты горьковского героя в своем молодом современнике, вместе с ним прокладывая путь к истине.
      Итак, "я" не может без "мы", а "мы" - без "я" каждого в отдельности. Вот почему начинается медленное воскресение любви к людям, к человечеству, к родной стране. Простые и заурядные истины обретают высокий торжественный смысл. Мир как сухая теория и философская схема наполняется такой теплой и приятной "кровью" бытия. Не случайно главный герой повести "Угол прицела" служит в армии. Ведь так важно выбрать угол прицела и попасть в точку - в точку опоры.

     Чтобы выяснить, как восприняли десятиклассники повесть, можно предложить им письменно ответить на несколько вопросов. Ответы помогут спланировать урок.
     Подводя итог высказываниям десятиклассников, подчеркнем емкость заглавия повести. Каждому из нас приходится выбирать в жизни угол прицела. Начать познание мира с самого себя - это естественный и необходимый шаг каждого, кто стремится стать личностью граждански и духовно значимой, самобытной. Затем учитель знакомит учащихся с биографией Е.Мельникова, с его произведениями.

     Немало лет прошло с тех пор, как в Приволжском книжном издательстве вышла повесть нашего земляка Е.Мельникова "Угол прицела". А интерес к повести не ослабевает. В школах и на уроках внеклассного чтения звучат отрывки из повести, проводятся диспуты, конференции, много вопросов получает писатель на встречах с читателями.
     Е.Мельников родился в 1946 году в Ростовской области. После окончания школы в 1964 году поступил в Ровенский пединститут, на втором курсе перевелся в Ульяновский педагогический институт, который закончил в 1970 году. После армии работал зав. литературной частью в Ульяновском областном драматическом театре, газете "Ульяновский комсомолец". С 1991 года по 1997 год был ответственным секретарем Ульяновской областной писательской организации. В 1977 году стал членом союза писателей СССР. Рекомендации для вступления дали Лауреат Государственной премии им. М.Горького Г.И.Коновалов и Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда В.В.Быков. Изданы книги: "Подземная вода" (стихи), "Метеорный дождь", "Третий лишний", "Шаровая молния" (роман), "Тень аиста" (роман), "Призраки Николиной горы" (роман), "Кулаки Пифагора" (повесть), "Окно для ангела" (повесть) и другие.
     Сегодня Е.Мельников продолжает писать, у него большие творческие планы, а хлеб насущный добывает, работая дворником.

     Армейская тема всегда волнует учащихся, особенно юношей. Герои повести - юноши, только еще вступающие в жизнь, они по возрасту близки старшеклассникам, их восприятие жизни, их чувства и мысли в экстремальных условиях срочной службы близки нашим школьникам. И хотя армия, конечно, изменилась, как изменилось наше общество, государство, но, как говорила М.А.Рыбникова, современный писатель, если он талантлив, всегда интересен юному читателю, так как "говорит нам о нас, мы с ним вместе ищем слова для наших переживаний". (Рыбникова М.А. "Современная литература в новых программах”).
    Произведение Мельникова подспудно публицистично. Автор заставляет героев открыто декларировать свои идейно-нравственные позиции. Несомненное достоинство повести - общественная страстность, которой так не хватает в наше непростое время.
    Урок заканчиваем предложением написать сочинение:
    1) "Можно ли считать Цветкова героем нашего времени?"
    2) Какие мысли и чувства вызывает повесть Е.Мельникова "Угол прицела"?
    3) Мое мнение о повести Е.Мельникова "Угол прицела".


Сафонов В.М.,
средняя школа № 50
г.Ульяновска.
Краеведение в школе: В помощь учителю,
работающему по региональному учебному плану. 
Под общей ред. Т.Б.Табардановой. -
Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 92 с.