Закат Поэзии

Лев Агни
1
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
(Е.Баратынский "Последний поэт")



   Боюсь высказать мнение, но мне кажется, некий «конец света» для поэзии настал. Поэзия сегодня мало кому интересна. Она теряет читателя. В большей степени литературой и в частности, поэзией, интересуются сами «пишущие» люди. Поэзия и художественная проза перестали быть востребованными. Если раньше стихи прорывали занавес цензуры, то сегодня информации – океан. Самой разнообразной. Трагика положения характерна в большей степени для русской поэзии, нежели для прочих «литературных стран». Дело в том, что русская литература в XIX веке — и, особенно, в XX, — брала на себя социальную функцию: была рупором, дискуссионной площадкой в разного рода спорах и прениях. В то время как на Западе в XXв. не приходилось преодолевать некую стену цензуры, запретных тем, идеологических установок и т.д., стихи вместе с прозой постепенно теряли свою социально-политическую востребованность, переходя в разряд чистой эстетики и литературности. В России приходилось преодолевать царскую цензуру, затем уже советскую. Люди жаждали узнать больше, нежели полагалось знать, хотелось узнать чужое мнение. Поэтому у людей имелось ярко выраженное стремление к поиску новой информации, к чему-то новому, еще или малоизвестному и изведанному. К сожалению, сегодня люди инертны, ленивы. Мало интересуются, все разговоры сводятся к деньгам и работе: где сколько платят и как заработать больше. Одним политика интересна, но большинству и политика малоинтересна. Видимо, человек стал таким ленивым, что считает будто ему всю информацию должны приносить на блюдечке, а зачастую и в Интернет лень заглядывать. Данное явление хорошо заметно не только по личным встречам, но и по интернет-ресурсам, где охват аудитории гораздо шире личных встреч и знакомств.


.......................................


В первой третьи XIXв. литература в России, как, наверное, везде в Европе, носила ярко выраженный социальный, просвещенческо-образовательный и гражданский характер. Война с Наполеоном и походы русских войск в 1812-1815гг в Центральную и Западную Европу дали возможность многим дворянам лично сравнить обстановку того как было «у нас» и как было «у них». Сама война 1812г. дала всплеск «национального самосознания». Литература, литературные журналы первыми откликнулись на этот «вызов эпохи». Теперь был не кумир Наполеон, но был русский царь и Отечество, был русский народ и его сказки. Обращение к народности в среде дворян  шло и до войн с Наполеоном: единично звучали в творчестве русских классицистов XVIIIв., в прозе Карамзина, в подражательных балладах Жуковского, а накануне нашествия Наполеона в Россию появилось «Общество любителей русского слова». Но война с Наполеоном и войсками почти всей Европы только активизировала этот процесс «пробуждения национального сознания», обращения к национальным темам в стихах и прозе - к тому, что потом станет близким и понятным простым людям, не искушенным в зарубежной литературе и поездкам по Западной Европе.


Благодаря усилиям В.А.Жуковского и А.С. Пушкина поэзия становилась общественным явлением, она стала отвечать (или пыталась ответить) на множество вопросов. Конечно, литература в большей степени отвечала запросам элиты общества – дворянства. Но в дальнейшем литература «демократизировалась». С ростом числа образованных, росло и число литераторов. Литература становилась более востребованной.

В России еще получалось так, что гении поэзии были и первопроходцами в прозе, как то А.С. Пушкин и Лермонтов. Именно их образы стали превращаться в символы эпохи «священных певцов», борцов с царским деспотизмом, цензурой и прочим. За литературой и поэзией закреплялся некий образ мученичества и особой стези просвещения людей, скажем так, мессианства (у Гоголя под конец жизни чуть ли не до болезненного состояния развилось писательское чувство мессианства). В дальнейшем к ним «присоединился»  Некрасов. Революционное поколение гимназистов 1870-х идейно воспитывалось на этих образах «борцов» и «священных певцов» .

Но на рубеже XIX — XX веков в русской поэзии появилась ущербная тенденция в подражании западноевропейским поэтическим образцам, проявлялась линия искусственного эстетствования и заумствования (символизм, имажинизм, частично акмеизм и др.). Думается, в это время проза и стихи стали расходиться по разные стороны. Проза становилась народнее, в то время как стихи начинали превращаться в нечто элитарное, в чтение для избранных.


………………………………………….


В России новый виток высокой значимости литературы пришелся на «хрущевскую оттепель», когда в широком плане снова поднимались насущные вопросы, посвященные, опять таки, исторической судьбе России; обсуждалось место России в мире и ее предназначение. Достаточно вспомнить наиболее известных певцов и властителей дум – Высоцкого, Талькова. Например, в зарубежной славистике не могут понять феномен культа Высоцкого, хотя сейчас это объясняется именно политической обстановкой в стране в послесталинский период...

Нынче, в постсоветский период, мы обнаружили, что литература не нужна. За эпохой Перестройки, гласности и свободы слова, пришла эпоха демократических преобразований и чистогана. Художников слова никто не притесняет, а помимо них оказывается много народу желающих свободно высказаться. Появился свободный доступ к информации – тот же Интернет, где можно самому публиковаться, общаться с другими людьми и искать по своему вкусу информацию на разные темы…От того и трагичность положения, так как мы – современники этого своеобразного «слома», еще не успели привыкнуть к утрате широкого общественного значения литературы. Если книги прозаиков пока могут издаваться большими тиражами, то поэтические книги издаются чаще за счет авторов.

Россия живет в новых исторических условиях, где литература перестает отвечать на запросы общества; литература теряет свою связь с широким читателем — она стала, как и в Европе, одним из видов искусства.

Предположим следующее... Если появится снова цензура, отклонение политических режимов в сторону тирании, автократии, политики подавления личности, инакомыслия, поэзия и вообще Литература приобретет снова социально значимые позиции. Возможно, часть аудитории возьмет на себя рэп и (или) рок.

Думается, с уменьшением социальной роли Поэта, наступает кризис определенной национальной поэзии. Почему-то искусство тогда начинает процветать, когда его более и более гнобят и цензурят. Как только искусство становится свободным от каких-то внешних рамок, исчезает барьер, который нужно преодолевать (как у Высоцкого – быть и петь «наразрыв») в виде цензуры, худсоветов и тому подобное, тогда значение искусства обесценивается в глазах общества, оно становится развлечением, легкомыслием или вообще, бессмысленностью. Хотя, бесспорно, Поэзия жила и будет жить. Вот только будет ли она нужна читателям, а не самим «пишущим»?


Весна 2011 (2018)