44. Заметки на полях сражений 1076-1100

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет.


1076. У Артура Шопенгауэра есть интересное сравнение человечества со стаей
дикобразов, которые, боясь холода, сближаются, однако, напоровшись на иголки
друг друга, разбегаются, затем снова сближаются – и снова разбегаются.
В этом, по мнению немецкого философа, - квинтэссенция нашего существования.
Ну что ж, вполне вероятно, потому что спорить с мёртвым Шопенгауэром как-то
не хочется…

1077. Я, пожалуй, единственный человек на Земле, который задумался над со-
отношением английского дюйма (2,54 см) и русского вершка (4,44 см), поэто-
му по справедливости горжусь выведенной мной формулой:
Вершок – это тот же дюйм, только крепче!

1078. Женщины не то чтобы умнее мужчин, просто у них мозги устроены как-то
иначе. Мне вообще иногда кажется, что женщины для того и созданы, чтобы нас,
дураков, заставлять шевелить мозгами…

1079. Вспомним русский фольклор – классическую сказку о курочке Рябе, деде
да бабке, которые за всю жизнь, как остроумно сказано в данном произведении,
так ничего и не нажили.
Не сказано только – почему? Как им это удалось – за целую жизнь ничего не
нажить, даже детей? У деда не стоял? Сачковали? Бухали? Дрались? Коммунизм
строили во всём мире – вместо того, что строить его в своей отдельно взятой
избе?
И нажитого у них оказалась только что курочка, да и та не какой-то там кру-
той леггорн, а посконная, как «Капитал» Маркса, Ряба. И до того размечтались
дед с бабкой о Великой Халяве, что простое яичко приняли за золотое. И как
же они его били, что оно всё-таки уцелело? Да и что там было бить – мышка
хвостиком махнула, и всех делов!
Только о морали этой сказочки меня не спрашивайте – сами умные, раз стишки
пописываете…

1080. Самые свободные животные – это бездомные собаки: иди куда хочешь,
питайся тем, что найдёшь или украдёшь,  спи на холодной земле или снегу.
А если хочешь кушать досыта и спать на тёплом коврике – будь добр терпеть
поводок, ошейник, намордник, а то и плётку! Се ля ви…

1081. О времени люди думали всегда, причём, не самые худшие представители
человечества даже писали о нём. И надо сказать, что умные на первый взгляд
люди, как только начинали размышлять о времени, словно бы теряли голову.
Иммануил Кант, на что великий философ, а утверждал, что время вообще иллю-
зорно. Наш Лобачевский доказывал его несимметричность (!), их Ченслер вы-
двинул гипотезу о каком-то ветвящемся времени, а вот Леннокс так вообще
предложил его спиралевидность. Правда, он не знал в те годы, что время дей-
ствительно спиралевидно – везде, кроме Земли. И только мы, поэты, точно
знаем, что время – понятие сугубо филологическое!

1082. Графоман напоминает человека, которому показали лётчика. Он видит:
две руки, две ноги, одна голова. «Ага», думает графоман, «так ведь я тоже
лётчик!» Он, вдохновляясь, разводит руки, как крылья, разбегается – и с
крыши! Графомания – это воинствующая наивность…

1083. Если верить китайским мудрецам, которые утверждают, что не мы про-
ходим по пути, а путь проходит сквозь нас, то всё в нашей жизни становит-
ся понятно и легко объяснимо.
Посмотрите на наши дороги – не по телевизору, а своими глазами. Противно?
Конечно!  И вот это самое через нас и проходит!
Чему тут удивляться, что у половины страны или цирроз печени, или язва
желудка, или склероз какой-нибудь. Если такая дорога пройдёт через нас –
всё, хана, звоните знакомому… даже лучше не доктору, а сразу патолого-
анатому – по крайней мере, будете прилично выглядеть…

1084. Мне никто не верит, когда я говорю, что Чехов написал в «Степи»:
бла-бла-бла, а Лесков в «Соборянах» употребил слово «дискурс».
Ребята, это не вопрос веры! Просто перечитывайте классику…

1085. Время измеряют часами, массу – килограммами, расстояние – метрами.
А как можно измерить ценность человека? Чем?
На земле живут почти семь миллиардов засранцев, и что, все они равно-
ценны? Конечно, нет. Как их построить в порядке убывания значимости?
И вот тут на помощь приходят деньги. Сами по себе деньги не являются
смыслом жизни, но, совершая некие оплачиваемые действия, наполняешь
жизнь свою смыслом…

1086. Чтобы у русского народа хоть что-то появилось, надо, чтобы каждый
делал три вещи: умел пользоваться носовым платком, переходил улицу только
на зелёный свет и один раз в году перечитывал что-то серьёзное типа
«Евгения Онегина».

1087. Я часто думал о том, почему и нацисты, и коммунисты так ненавидели
джаз? Может быть, из-за его склонности  к импровизациям? Может быть, если
бы всё игралось по нотам, они были бы терпимее к своим народам?
Для моего поколения американский джаз был безостановочным экспрессом
ночного ветра радиостанции «BBC», пролетающего над верхами железного за-
навеса.
Первые выловленные из эфира звуки бибопа распространялись в то время в
стране на самодельных пластинках, сделанных из рентгеновских плёнок.
Труба Гиллеспи и кларнет Гудмана, саксофон Джерри Маллигана и пианино
Оскара Питерсона проходили через тени грудных клеток и потревоженных
силикозом социализма лёгочных альвеол.
Сейчас мало кто помнит, что подпольная индустрия таких пластинок так и
называлась – «Джаз на костях». Совсем недавно об этом напомнил дивный
фильм Валерия Тодоровского «Стиляги»…

1088. Фальшивый советский лозунг «Искусство принадлежит народу» нако-
нец-то странным образом осуществился в стране победившего псевдокапи-
тализма. Только сейчас именно народ, то есть те самые пресловутые мас-
сы, а не эстеты-одиночки, платит массовые деньги и потому выглядит как
бы в роли заказчика…

1089. Продолжу мысль 1087.
Нет, не такую эстраду будущего видел я своих рОковых снах! Предав свин-
говую эстетику «Битлз», разукрасившись блёстками, мушечками, перчаточ-
ками, оборочками, кружевами, современная эстрада собрала в свой состав
бесконечное число бездарей с огромными губами, квадратными задами, при-
пудренной кожей, жалким вокалом и дурной хореографией.
И тычет, тычет она указательным пальчиком в рожу кайфующей от плебейс-
кого вкуса толпы, что-то тупое проповедуя похабным речитативом рэпа.
Именно поэтому великий классический рок никогда не будет достоянием
плебса…

1090. Правда и ложь – это разновидности расчленённой на части истины,
а расчленённая истина уже не может быть Истиной по определению.
Правда же заключается в том, что её, как, впрочем, и лжи, не сущест-
вует вовсе…

1091. С произведениями так называемого «самиздата» мне пришлось позна-
комиться ещё в детстве – в классе седьмом-восьмом. И на удивление, я
понял практически всё, о чём говорилось в этих пожелтевших страничках
со слепой машинописной печатью.
Не на такие ли натуры, как я, с моей неустойчивой вегетативной системой,
с моей генетической памятью и сухостью подростковой кожи, во многом и
были рассчитаны, как их называли в «свободной прессе» типа «Правды»,
пасквили самиздата – в отличие от глобальных произведений Госиздата,
которые как раз были рассчитаны на натуры с устойчивой вегетативной
системой, умеренно увлажнённой любовью к родине кожей и без генетичес-
кой памяти вообще?

1092. Если вы случайно попадёте на чьё-то торжество, и вам предложат
сказать тост, а вы не будете знать, о чём говорить, скажите вот это:
- Предлагаю выпить за пуп, друзья мои! Пуп – это великая вещь, ведь
если вам ночью захочется поесть редиски, то лучшей солонки не найти!

1093. Не пощажу ни сил своих, ни дней,
           чтоб извести поэтов и чертей!

Вот так приравнял этих мифических существ некий Гёте в своём «Фаусте»!

1094. Среди своей коллекции нелепостей, которые я собираю уже не один
год, наткнулся на инструкцию китайскому средству от грызунов на русском
языке. Оцените:
«Эффектное мышеумертвляющее зернообразное средство. Функция: настоящее
лекарство (!) является новейшим продуктом изобретения нашего завода,
умертвляющее мышек через воздушный наркоз. Настоящее лекарство имеет
волшебную способность умертвлять мышек через приманивание, через воз-
дух, через желудок.
Может днём выманивать мышек из норок. Также может выманить мышек в 10
метрах расстояния. Мышки, как только понюхают запах, наркотизируются
и умирают. Умертвление достигает 100 % и действительно является вол-
шебным лекарством»

1095. Путь к просветлению долог и труден, но только потому так ценен
результат – один для всех, при  всём многообразии его проявлений.
Точно так же един и путь его достижения. Как бы ни петляла дорога,
она всё равно приводит к цели…

1096. Есть в нас какое-то невытравляемое чувство слова, как-то умуд-
ряемся мы понимать так много в обыкновенном хмыканье, пожимании пле-
чами, игре глазами, не говоря уже о словах.
В наших бестолковых перебранках присутствует такая тонкость, как и
в передаче мыслей и чувств, состояний и взаимоотношений, что, право
же, нет другого столь богатого языка на свете…

1097. Перечитывая сам себя, я неожиданно установил, что корни моих
стихов уходят в самую  г л у п ь  народа…

1098. Смотрю иногда по телевизору странный вид спорта – гольф, и в
душе сопротивляюсь ему. Хотя в моём нынешнем возрасте лучше спорта
не найти!
Идёшь себе не спеша по чудному зелёному рельефу, махаешь палочкой,
мячик катится себе в ямку, и такое вокруг полное отсутствие социали-
стического реализма…

1099. Поэт – отнюдь не мыслитель. Он – переживатель-трепетатель.
Смысл поэтического высказывания трепещет, словно листва, под ветер-
ком интонации. Не следует верить биркам, пришитым к вещам искусства, -
их ткань нужно ощупать душой…

1100. Наша история всегда была, есть и будет плодом всенародной,
я бы сказал, с о б о р н о й  белой горячки! Вспомним хотя бы т.н.
святого Владимира.
Народная мудрость гласит: когда кажется – креститься надо. Это ка-
кие же глюки явились нашим предкам в 988 году, если пришлось крес-
титься целой Русью?!

~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^

Иллюстрация: Александр Воробьёв "Русские праздники"