Музыка в стихах

Красный Рояль
В этой подборке собраны стихи авторов, которые участвуют в вечере «Музыка в стихах» из цикла "У Красного рояля" 26 февраля 2011г. в Третьяковской галерее на Крымском валу, 10. Начало вечера в 17-00, вход по билетам галереи.

********

Лев Болеславский
http://www.boleslavsky.com/music.html

                АРИЯ

Так хочется прожить легко,
Подобно выдоху тумана
Над речкой, озером, поляной
Навстречу братству облаков.

Так хочется прожить светло,
Скворца апрельского 6езгрешней,
Склоняющего над скворечней
Свое прохладное крыло.

Так хочется, в конце концов,
Под ста обличьями своими
Найти единственное имя,
Открыть начальное лицо.

Но кто подскажет дольний путь,
Освободит от наваждений,
От бесконечных заблуждений,
Чтоб мне с улыбкою вздохнуть?


       САЛЬЕРИ

А он не отравлял. Рыдал он,
Когда под реквием пурги
Бессмертье Вольфганга впрягли
В повозку с черным покрывалом.

А он не отравлял. Он слепнул
От часа, впрягшего навек
Его в легенду и навет
На дьявольских колесах сплетни.

А он не отравлял. Он гордо
За пультом в опере парил,
Надев сияющий парик
На пряди, белые от горя.

А он не отравлял. Окрест
Глядел он замкнуто и жестко,
А в каждом жесте дирижерском
Был утопающего жест.

А он не отравлял. И, спрятав
Страданье, мстил тебе, молва,
Учеником со взглядом льва,
Таящим “Аппассионату”.

Но есть, бессмертное, увы,
В тупом топтании по травме
Расположенье к старой травле,
Инерция людской молвы.

И в землю бьет молва, как молот,
А он в земле, из-под плиты,
Лишь правды, а не доброты
У каждого столетья молит.

*******
*****
***

Михаил Ромм
http://www.stihi.ru/avtor/rommnaumych

В поезде

Поехал столб, деpевья, лица,
и следом тpонулся вокзал.
И поезд в сеpдце застучал,
мешая плакать и забыться.
Я знал, что еду в никуда,
всем говоpя - "в стаpинный гоpод"...
Но все лила звенящий холод
не отстающая звезда.

Гpустили штоpки на окне
в купе необычайно тесном,
вагон стучал ночным оpкестpом,
сливаясь с музыкой во мне.

И лесополоса неслась,
и музыка pвалась из тела,
и обещала, и звенела,
что не обманет в этот pаз...

Музыка неизвестности

Хорошо быть неизвестным никому,
В полумраке слушать тишину,
Эту, неподвластную уму,
Звуков фантастических страну.
Вот они накатят, как волна,
Оживет за окнами зима,
Будет жизнь значения полна,
Как морозная на стеклах хохлома.
И не серебро на волосах –
Суета, как антитеза сна,
Если слышишь славы голоса,
Сразу умолкает тишина.

*******
*****
***

Черная Лиса
http://www.stihi.ru/avtor/lisiya

Ноты

Мне уже не дано, оказавшись со временем вровень,
Перемысливать слух, переслушивать мысли в словах.
Осень стукнет в окно… Мне приснится оглохший Бетховен
О семи головах, о прекрасных семи головах.

Их по-прежнему семь, этих нот, этих идолов звука,
На пяти проводах между ними – моя голова
Без ушей и без глаз. Осень, что же ты делаешь, сука?
Отпеваешь меня. Только я-то ещё не мертва.

Горстка пепла в ладони, и снова рождается птица,
Учит сердце летать, распевается – где-то внутри…
Мне дано умирать, но уже не дано приземлиться,
Чтоб за каждую смерть всё смиренней любить сентябри.

Когда есть музыка

Когда есть музыка, и больше ничего…
В аккорды сочленяемые звуки
Парят, – ты полагаешься на руки? –
О, да! Ведь это – кровное родство!

Какое мимолётное «потом» –
Воскреснуть, всплыть куда-то на поверхность…
Нет, не сейчас… И кто-то, неуместно
Застывший – навсегда – с открытым ртом.

Не навсегда? А важно ли теперь,
Что время есть, или что есть пространство?
Нет ничего, и минимальны шансы
Найти, поскольку музыка есть дверь

В иное что-то. Вышел, – и забудь
Дорогу. Да, с закрытыми глазами
Сложней… И только руки знают сами,
По клавишам летя, – каков их путь.

*******
*****
***
Богатова Наталья
http://rifma.ru/avtor/user/1018

Мусоргский

Чугункой, в карете, на дрожках,
путем и совсем без пути
опасливый скоморошенька
желает к роялю пройти.

Смешно угнездится меж клавиш,
взлетев, что петух на насест.
- Mon cher,
ты о страшном играешь,
ты нам непонятен, Модест!

И тот, отвлекая от ноты,
как Богом забытый монах,
расскажет забавное что-то
о тайных, иных именах.

Он даме перчатку поднимет.
И бровь шевельнется: - О, oui!
вы, Модинька, тайное имя
скажите в молитвы мои.

Но он перекрестит колени,
слегка улыбнется, смолчит...

Он - гений, сударыня, гений.
Как все в петербургской ночи.
***

То ведьма, властолюбица, блудница,
Ушедшая в религию -
ну что ж.
Модест напишет, чтобы не напиться,
О блудной Марфе, сдерживая дрожь.

А человечку и темно, и пусто,
Душа смятенна и черна слеза.
Питейный гений русского искусства
Озвучит золотые образа.

И пропоет сквозь снег, суглинок, жижу,
Сквозь сирых мужичков и пьяных баб:
- Глазами безалаберными вижу -
я жив в тебе, последний Божий раб.

И лишь одно у Господа спроси я:
Простишь кого? -
грехов-то много ить,
услышу: виноватая Россия,
но больше-то и некого любить.

*******
*****
***

Наталия Иванова
http://www.stihi.ru/avtor/ivanovanata

Фуга. Часть первая. Пятое время года

Памяти Frank-а

…Облетит календарь от задумчивой трели фагота,
И осыплются стрелки, оставив немым циферблат.
Мне сыграет оркестр фугу Пятого времени года,
Чтоб на вечном пути отдохнуть от потерянных дат.

Там утихнет жара и просохнет осенняя слякоть,
По дороге забвения музыка сфер уведет.
Станет старый кларнет в си-бемоле пронзительно плакать,
А печальная флейта расщедрится россыпью нот.

Эти звуки взлетят над безвременьем, тянущим в бездну,
Перепутает такты, сбивая шаги, репетир.
Лето, осень, зима и весна, растворившись, исчезнут,
Оставляя на память растрепанный ветром клавир.

Снег падёт на июль - вспыхнут пенные кисти сирени,
А капель в октябре заморозит стекляшки клепсидр.
Захлебнется оркестр в недописанной Временем теме,
Капельмейстер уйдет, унося серебристый пюпитр.

Зачехлив инструмент, разбредутся во тьме музыканты,
Двери хлопнут бесстрастно, разрезав узлы бытия.
Время, вздрогнув, проснется - и с боем старинных курантов
Жизнь вернется. И снова все встанет на круги своя.

Фуга. Часть вторая. Бегство

«Найди другую форму выражения боли, как нашел это в музыке Бах…» (С.Шустов)

Эта боль нестерпимо терзает аккордами сердце,
По истёртым октавам карабкаясь к нервному вздоху…
Он услышал в себе настоящую тему – и бегство
Продолжается в музыку. Что же: начало неплохо...

……………
Улетать, загибая края горизонта в пространстве,
Рассыпаться в молекулах, слыша биенье Вселенной,
И, вдыхая до судорог запахи протуберанцев,
Камнем падать – рождая стаккато в развитии темы.

Распахнуться и выплеснуть всё зазвучавшее – разом,
(Пусть застонут кларнеты от острого приступа – фоном!)
До крещендо подняться, сорвав окончание фразы,
И построить гармонию, перечеркнув все каноны.

Нотный стан освещают пропавшего эха зарницы
И полярным сиянием входят в звучание хора…
Раствориться в пассажах, в дыхании листьев забыться -
Может, завтра. А может быть, очень и очень не скоро:

Пальцы клавиш коснутся едва – и проснутся октавы,
В чёрно-белой палитре откроется радуга звуков,
Тишину разорвав, мир наполнится криками «браво!»
Захлебнётся и вынырнет к свету, зажженному фугой.

……………
А пока он сидит у клавира, пытаясь согреться.
Высекает пером – на линейках отчаянья – ноты,
Но слабеют глаза, аритмией опутано сердце...
Лейпциг. Осень. Октябрь. Два часа пополудни. Суббота.

*******
*****
***
Никола
http://www.stihi.ru/avtor/nickola

Сопрано

Я тебя услышу, Сента -
Над фиордом из тумана
Вьётся шелковая лента,
Льётся по ветру сопрано,
Лёгким вымпелом на рее -
Повстречать лучи светила.
Голос выше и острее,
Струнка звонкая застыла.

Выше солнце - свет ложится,
Проявляются картины.
Видишь - гниль разъела кницы
И канатов паутины?
И борта в ракушках мертвых,
А на шканцах все скелеты -
Кто в кафтанах рваных, тёртых,
Кто-то в саваны одетый.

Пой со всей волшебной силой,
Пой, пока в моря не вышел
Твой холодный страшный милый.
Выше чаек. Выше... выше!..

Белым скомканным аккордом
Над умолкнувшим фиордом...

Подарок

... А нимб над головой у человечка,
У ангела в стеклянном сарафане,
Чуть тоньше обручального колечка -
В нагрудном левом внутреннем кармане.

Тянусь, да не погладить по головке -
Угнездился, дыша табачной пылью:
- Уж больно пальцы толсты да неловки!
Мало колечко и колючи крылья...

Ворочается маленький проказник,
Смертельная сердечная привычка,
Застывший в Верхнем "До" прозрачный праздник -
Мой лёгкий ангел, человечек - птичка.

*******
*****
***

Юлия Белохвостова
http://www.stihi.ru/avtor/julia05

Спроси меня...

Спроси меня - и я отвечу "Да",
Я вижу смысл в изящности вращений.
Апрель - знаток легчайших превращений -
Замедлив ход, зовет меня туда,

Где я сама - ожившая фигура,
В стеклянных гранях преломляю сон.
Мой композитор, ты открыл сезон
Пронзительной и сложной партитурой.

Я знаю партию весны - увы,
Волшебный голос выстужен ветрами,
И я безмолвно шевелю губами,
Не заглушая пения травы.

Переливаю шепот в звук шагов –
Переполняю чашу превращений, –
И этот звук скользит за мной по сцене.
Спроси меня – ответ уже готов.

Пьеса для двух роялей

Ноту за нотой, бережно, чуть дыша
Мы разбираем пьесу для двух роялей.
Я увлекаюсь - музыка хороша...
Я - дебютантка.  Вы так уже играли.

Я так давно училась читать с листа,
Что разбираю трудно, что будет дальше.
Я ошибаюсь - музыка непроста...
Но абсолютный слух не пропустит фальши.

Клавиши так покорны моим рукам -
Белое с черным снова слилось в союзе.
Музыка благосклонна к ученикам.
Вы - терпеливы к Вашей капризной музе.

Черный рояль вступает за белым в такт -
Тенью летит за облаком, ostinato,
И проступают звуки смолой сквозь лак
На деревянных крышках, живых когда-то.

Темп уже задан, сколько не ускоряй -
Стала игра дуэта предельно страстной.
Я уже знаю даже, какой рояль
Станет в финале пьесы как сердце - красным.