Река, Древо и ни то ни сё...

Борис Пинаев
...Мифологическая культура изображала вселенную в виде
Древа. Это Бытие – то, что ЕСТЬ, вечное настоящее. Есть такой термин – "Мировое Древо". А текучая вселенная изображалась в виде Реки. Это Становление (не-бытие). Наши предки (в отличие от нас) прекрасно понимали, что нет покоя без не-покоя (движения), нет бытия без не-бытия (становления), нет правого без не-правого (левого), нет орла без не-орла (решки) и т.д. Вот попробуйте выделить правое само по себе… Правое само по себе (без левого) тут же исчезнет – и останется НИ ТО НИ СЁ. Точно так же и левое.

Гегель и некоторые прочие диалектики полагали, что если один из парных терминов "зачеркнуть", то другой перейдёт в собственную противоположность. Эту особенность гегелевой диалектики собирались использовать коварные марксисты, упраздняя рынок. Им казалось, что государственная плановая экономика, оставшись без своей рыночной пары, в кратчайшие исторические сроки сама по себе исчезнет и станет супер-рыночной... На радость Ротшильду.
 
…Мифологический разум понимал вселенную структурно. И структура её такова: небо – земля – подземный мир. Таково вселенское Древо: небо-крона, ствол-земля, корни-подземелье. Когда же речь идёт о становящейся вселенной, о Реке, то структура её тоже трёхчленна: исток, река, устье.

Впрочем, следуя евангельской традиции, можно назвать царство небесное неким семенем, зерном ("горчичное зерно"). И тогда сама древесная структура обретет аспект развития: семя – крона/корни = древо. Река течёт, а древо растёт. Река – неживая природа, а древо – живая. Не-дерево – это река, а не-река – это дерево. Не-бытие (не-Древо) – это не какое-нибудь сумрачное ничто, но обыкновенное становление, течение. Точно так же не-стул – это не какая-то пустота, а просто-напросто некий другой предмет: стол, кушетка, кровать, крокодил и т. д.

Вот этот алгоритм "семя – крона/корни = дерево" можно обнаружить
даже и в нашем человеческом языке. В самом деле, сначала в русском языке не было никакого начала, но был "КОН". Что такое "кон"? Это сразу и начало (искон), и конец. Любой этимологический словарь это подтвердит. Да и у Владимира Даля: "Кон: начало, предел, межа; // рубеж, конец". То есть в форме антиномии, когда один и тот же субъект наделён противоположными предикатами: 1) кон есть искон, 2) кон есть не-искон (конец).

Искон и конец соотносятся – и результатом этого соотнесения становится третье слово: искон/конец = покон (обычай). Что противоположно обычаю? Писаный закон: конец/искон = закон (после инверсии двух парных терминов возникло новое понятие). Закон как внешняя сила приходит тогда, когда увядает внутренне присущий обществу обычай-покон и неслыханно умножаются преступления.
Можно показать ещё и такие формулы:

мораль/право = нравственность,
право/мораль = принуждение (насилие?).
Когда на главной позиции утверждается не религиозная мораль, но право – торжествует закон и царствует принуждение… Государство приближается к распаду, потому что не может стоять на голом принуждении… В этих формулах нет ничего необычного, в той же физике из двух терминов тоже получают третье слово (понятие): пространство/время = скорость.
Сегодня предстоит понять лишь вот такой пустяк: время/пространство = инерция.

Скорость царствует там, где свет (наверное, он будет одеждой души потом, когда мы отправимся туда...) 
Инерция царствует там, где вещество, наше сегодняшняя телесность, противостоящая свету.