Мифология поэтических символов

Александр Абрамов 1
     Мифология лежит в основе культуры и, в том числе, литературы. Россия воспринимала древнегреческую и древнеримскую мифологии двояко. Во-первых, через Византийство и через Христианство, а во-вторых, непосредственно с Запада. Раньше в России в учебных заведениях преподавали латынь и греческий язык. Поэтому поэты и прозаики XVII – XIX веков в отличие от писателей советского времени прекрасно ориентировались в легендах и сказаниях древнего мира. Мне хочется кратко представить некоторые такие мифы, связанные с понятиями и именами, имеющими отношение к поэзии. Более полные сведения любой желающий может получить из Интернета и, в частности, из Википедии, откуда взята большая часть приводимого ниже материала.
     Римляне, когда завоёвывали другие страны, часто перенимали мифы и богов у завоёванных народов. Поэтому мифы и боги древних греков, которые в культурном отношении были выше римлян,  оказались и у римлян, хотя и под другими именами. Гермес (в римской мифологии – Меркурий) был сыном нимфы гор Майи и великого Зевса (у римлян – Юпитер). Едва родившись, Гермес замыслил свою первую проделку. Выпрыгнув из пелёнок, он пробрался к выходу из грота, где его нянчила мать. У самого грота он увидел черепаху, поймал её и из щита черепахи и трёх веток сделал первую ЛИРУ, натянув на неё сладкозвучные струны. Спрятав лиру в гроте, он быстро, как ветер, помчался в Пиэрию. Там он похитил 15 коров у сребролукого Аполлона.
После долгих перипетий Аполлон с помощью Зевса заставил Гермеса отдать его коров. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около неё на камень и заиграл на лире. Изумлённый Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру коров. С тех пор солнечный бог никогда не расставался с любимым инструментом. А Гермес изобрёл ещё свирель, любимый инструмент греческих пастухов.
    Впрочем, по другой версии свирель или сирингу сделал впервые великий бог Пан. Сиринга (Сиринкс) — персонаж древнегреческой мифологии. Это Наяда из нонакринских гамадриад, дочь Ладона, речного бога из Аркадии, спутница Артемиды. В неё влюбился Пан и преследовал её, поэтому она превратилась в болотный тростник. Из тростника Пан сделал себе (многоствольную) флейту, отсюда пошла традиция называть такую флейту флейтой Пана или сирингой. Звук этой флейты напоминает жалобный стон бедной наяды, преследуемой Паном.
    Лира же стала любимым инструментом поэтов, которые под её звуки обычно напевали свои лирические произведения.
    По другой версии, Гермес подарил свою лиру близнецам Зету и Амфиону, правителям Фив, а те использовали ее при возведении городских стен: пока силач Зет, сопя от натуги и обливаясь потом, таскал каменные глыбы, его более искусный брат, не любивший особенно утруждать себя, наигрывал на лире, и тяжелые камни, повинуясь чарам волшебной музыки, сами собой укладывались в стену.
    Орфей, самый выдающийся мифический певец и музыкант, столь виртуозно играл на лире, что творил с ее помощью еще и не такие чудеса. Стоило ему пробежаться пальцами по струнам, как вся природа замирала в восхищении: цветы, боясь пропустить хоть одну ноту, вытягивали к Орфею свои прекрасные венчики; кровожадные дикие звери превращались в сущих агнцев и следовали за ним по пятам; и даже стремительные реки, заслушавшись, застывали на месте. Однажды, проплывая вместе с аргонавтами мимо острова сирен, великий певец посрамил сладкоголосых хищных птиц своим искусством и тем самым спас товарищей от неминуемой гибели. Когда Эвридика, любимая жена Орфея, умерла от укуса ядовитой змеи, отважный музыкант, не раздумывая, отправился за ней в Царство Мертвых. Ужасный трехглавый пес Цербер беспрепятственно пропустил его туда: внимая чудесной музыке всеми шестью ушами, он семенил за Орфеем до самых палат Аида, словно комнатная собачонка. Представ пред грозным владыкой преисподней, несравненный музыкант дал такой концерт, что даже злобные эриннии зааплодировали от восторга, а растроганный до слез Аид согласился выполнить неслыханную просьбу певца — отпустить Эвридику в мир живых.
Трагическую смерть Орфея, павшего впоследствии от рук безумных менад, оплакивала вся природа: звери, птицы, насекомые, растения и даже бесчувственные обычно камни. Божественную лиру Орфея унаследовал его лучший ученик Мусей, а после него — МУЗЫ:  Эрато – муза лирической поэзии  и Терпсихора – муза танца.
      Лира дала жизнь термину «лирика». Для лирических произведений искусства, воспроизводящих глубокие человеческие переживания, характерны элементы чувственности, эмоциональности, взволнованности и задушевности. В античной поэзии лирическими назывались стихотворные произведения, исполнявшиеся под аккомпанемент лиры. Лирическая поэзия родилась из древних культовых гимнов и народных песен. У греков получили развитие сольная и хоровая лирика. К первому виду относятся: ямб, сколион, элегия и эпиграмма, а ко второму — дифирамб, гипорхема, пеаны (религиозные гимны) и энкомии (надгробные плачи). Александрийские филологи прославляли 9 гениальных лирических поэтов Эллады (по числу муз): Алкея, Алкмана, Анакреонта, Вакхилида, Ивика, Пиндара, Сапфо, Симонида и Стесихора.
     В астрологии божественная семиструнная лира символизировала семь известных в древности планет, а двенадцатиструнная — небесный круг зодиака, состоящий из 12 знаков.
     В эмблематике лира служит популярным символом творческого вдохновения. Золотая лира — отличительная эмблема поэтов, певцов и военных музыкантов, а в первые годы советской власти она являлась также эмблемой просвещения.
Интересно, что в словаре русских синонимов среди других синонимов слова Лира есть и такой синоним, как Муза.
     Этимология греческого слова лира не выяснена, как не известно точно происхождение большинства слов. Согласно автору статьи «Лира» в Википедии: Лира — имя, появившееся у британцев («лира» — (брит.) богиня искусств). Поскольку слово lyre в неизменном виде присутствует в большинстве языков, имеющих индоевропейское происхождение, то можно предполагать существование такого корня в праиндоевропейском языке.
    Лира была предшественницей кифары, арфы и гитары. Интересно, что все эти инструменты формой напоминают талию женщины, тем самым напоминая, что они, как и женщины, предназначены для услаждения мужчин да и самих женщин тоже.
    ПЕГАС в древнегреческой мифологии — крылатый конь, любимец муз. По одной из версий, рожден горгоной Медузой от Посейдона. Выпрыгнул из туловища Медузы вместе со своим братом воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. По другой версии, его породила попавшая на землю кровь Медузы.Поскольку конь родился у истоков Океана, его назвали Пегасом (греч. «бурное течение»). Летал с быстротой ветра. По преданию, имел стойло в Коринфе; жил в горах, большее время проводя на Парнасе в Фокиде и Геликоне в Беотии. Геликон, услаждаемый пением Муз, стал расти до неба, пока по воле Посейдона Пегас не ударил копытом в его вершину и остановил рост. Пегас ударом копыта о землю мог выбивать источники. Так, в частности, на горе Геликон у рощи Муз возник источник Гиппокрена (Ключ коня), из которого черпали вдохновение поэты. Для набора максимальной скорости перед взлетом, Пегасу требовалось сделать несколько шагов по земле.
По одному рассказу, Посейдон дал его своему сыну Беллерофонту. По другой версии, Беллерофонт поймал его на водопое у источника Пирена, после того как коня обещала ему Афина во сне и дала ему золотую уздечку, и он воздвиг алтарь Афине-Всаднице, Афине Халинитиде.
     Благодаря Пегасу Беллерофонт смог с воздуха поразить из лука Химеру (другие мифы приписывают этот подвиг Персею), Пегас помогал герою в других подвигах до тех пор, пока тот не вознамерился достигнуть на крылатом коне неба (по другим версиям — взлететь на Олимп). Разгневанный святотатством Беллерофонта Зевс послал овода (или слепня), ужалившего Пегаса под хвост. Конь обезумел от боли и сбросил Беллерофонта вниз. Пегаса же Зевс подарил Эос. По другому рассказу, Беллерофонт пытался взлететь на небо, но взглянул вниз и от страха упал, Пегас же продолжил полет. Впоследствии Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста. Помещен на небосвод в виде созвездия Коня (однако у него нет крыльев), сейчас это созвездие называется Пегас.
Его статуи были в Коринфе. Тамплиеры помещали его на свой герб; он символизировал красноречие, славу и созерцание.
      По мнению ученых XIX века, родившийся от смертоносного чудовища на краю света и вознесшийся на сверкающие вершины Олимпа Пегас является символом связи всего живого.
     ПАРНАС — сын Посейдона и нимфы Клеодоры. Основатель древнего оракула Пифо, посвященному потом Аполлону. Его именем была названа гора Парнас.
Парнас — гора в Греции, в мифологии — пребывание муз, в античной и европейской культуре —символ поэзии, поэтического признания («занял место на литературном Парнасе», и т. п.)