Конкурс Бабушка. Обзор Марии Марковой

Большая Стихирская Энциклопедия
Мне было очень приятно перечитывать и разбирать некоторые тексты. Было и так, что я не знала, как комментировать то или иное стихотворение.

Первая оценка – за художественное впечатление, вторая – за технику.

1. 11/11  Стихотворение не совсем по теме, не о бабушке, а о том, как человек (если я правильно всё поняла) спустя годы возвращается к родным корням (могилам), но ничего не находит. Бабушка упоминается косвенно. Тем не менее, текст хороший, крепкий, с интересной концовкой.
2. 14/11   Мне очень понравились эти стихи своей непосредственностью – детской, неутомительной, ненавязчивой. Любопытно начало первых двух строф, прекрасная концовка. Но есть строки, которые трудно читаются из-за ритмических сбоев. Эти строки затянуты. Возможно, что сознательно, но от этого пропадает первоначальная лёгкость.
3. 13/12   Начало показалось неудачным: осень рассыпает слитки невзначай, но, почему-то, от души. Замечательное описание низкой притолоки: «что-то сегодня рассеян, кланяйся – лоб расшибёшь!» Дом разговаривает и с пришедшим, и с читателем: дверь просит поклониться, скрипки половиц подают свои голоса. Но! Калитка – скрипнула, половицы – скрипнули. Повторение, которого можно было избежать. Хорош монолог (именно монолог, потому что «внучок» не отвечает) бабки, но он не закончен. Именно поэтому стихотворение завершается неоправданно резко, поспешно.
4. 14/13   Простое, грустное стихотворение. Удачно такое место, как «бисерные нитки огоньков». Вообще вся первая строфа хороша и невесома, а это важно – правильно начать стихотворение. За описанием трогательной бабушки, которая «из-под сухонькой руки» всматривается вдаль, укрывает чугунок с обедом одеялом (ждёт деда), совсем не видно трагедии. Но эта видимость обманчива, и даже лёгкость стихов работает на обман, и тем печальней – бесповоротней – последние строки.
5. 14/14   Певучее стихотворение, ладное, совсем не чувствуется его объём. Вторая и третья строфы – безукоризненно написаны. Понравились рифмовка и как обыграны слова в тексте («золотодушной, золотосердной»). Не знаю, оправдано ли употребление слова «вешний», если мы давно говорим и думаем «весенний». Я бы заменила, например, на «первый».
6. 10/10   Рифмы, на мой взгляд, слабые. Есть лишние многоточия (на два четверостишия их с избытком). Но старость, которая пахнет кукурузной мукой, и «снегопад качался» – это очень хорошо, не банально.
7. 14/13   Выигрышно смотрится на фоне остальных конкурсных текстов, потому что смешное. Бабушка становится персонажем захватывающих коротеньких историй: «пулемёт из погреба не достанет зря милая, любимая бабушка моя!» Это удивительно ёмкое, событийное стихотворение. Хорошо читается и легко запоминается.
8. 11/13   Такие стихи подходят для чтения самым маленьким. Простой язык, короткая строка, ласковая речь, много шипящих звуков и уменьшительно-ласкательных суффиксов. Многоточия, я считаю, тут не нужны. Это не убаюкивающая колыбельная, и стихотворение читается не шёпотом и достаточно быстро.
9. 11/10   Многие строчки (такие, как «что изломали её печь» или «и дом-то тот, да нет души») кажутся неуклюжими, неловкими из-за своего звучания. Так во втором примере близкие до-то-то-да частят и сливаются, «тотокают». Однако, интересна задумка с печью и газом. Бабушка получилась живая, зримая, осязаемая. Она говорит в стихотворении так, как мог бы сказать только пожилой человек, далёкий от всего нового, привыкший совсем к другим условиям жизни, к другим вещам вокруг себя. Эта правдоподобность замечательна.
10. 10/9   Опять злоупотребление многоточиями. Они расшатывают текст, делают его обрывочным, менее внятным. Некоторые многоточия можно было заменить тире. Дважды встречается рифма «ней». Я понимаю, речь идёт о сне, и знаки препинания здесь – приём, особенность данного текста, но читается тяжело.
11. 12/9   Внутренний размеренный разговор с самим собой – ровный, бесконечный. Даже быстрое и внезапное «Птица, с возвращением!» – не прерывает его. Но именно в последних словах стихотворения заключается какая-то надежда – неуловимая, птичья. Дважды встречаются слова «птица» и «счастье», но это не портит текста.
12. 10/12   Стихотворение небольшое, и, возможно, поэтому не раскрылось до конца. Мне не понятно, что предстоит герою или что с ним случилось, какие испытания ему выпали: не блокада – это было с его бабушкой и дедом – точно. И ещё не знаю, как такой стол (первые четыре строки) увязать с блокадной памятью, если она – голод.
13. 10/12   Не знаю почему, но мне воспоминание о бабушкином доме показалось неправдоподобным. Лирическая героиня два раза смотрит в окно. Первый раз после истошного петушиного крика, который, почему-то, «качнулся звоном» (не могу связать воедино звон и истошность). А второй – после смеющегося солнца. Картинка разваливается, хотя само стихотворение написано хорошо.
14. 10/9   Всё стихотворение отталкивается от первой строки, но эта строка, за исключением одного слова, написана Горбовским, и я не думаю, что нужно было переносить её из эпиграфа в текст. Парная рифмовка хорошо звучит, «поднимает» стихотворение, и это мне нравится. Люблю смежные рифмы.
15. 9/8   Где-то видела такую фразу: «Не кричи на меня ШРИФТОМ!» Слова, выделенные таким образом, действительно, кричат. Здесь и восклицательных знаков хватило бы для большей эмоциональности. И первая строка второго четверостишия: чей последний день, лирического героя или бабушки, не ясно.
16. 9/9   Смущают некоторые неточные рифмы. После первого ладного четверостишия идёт изменение ритма, что немного сбивает. Пропадают заданные простота и лёгкость. Слово «сударыня», вокруг которого всё строится, не вытягивает стихотворения.
17. 10/8  Кажется, что стихотворение написано ребёнком, так наивно оно в своей простоте и неряшливости. Много неточных рифм, есть сбои ритма. Нет ничего, что задерживало бы взгляд. Но стихотворение очень искреннее, и это чувствуется сразу. И такая своеобразная концовка, эмоциональная, категоричная, что радует.
18. 14/8   Меня удивило, что автор плохо обращается с рифмами, почти не знаком с ними. А рифма – с детства – это игра, это легко. Ритм, а потом и рифма – это первое, с чем знакомится ребёнок. Потом дело остаётся только за содержанием. Что же касается данного текста, то это добрые, искренние стихи. Вот какая бабушка: всё по очереди расписано, ясно и просто. Так дети от большого чувства, не умея ещё выразить его по-другому, отвечают на вопрос: «А за что ты любишь этого человека?»

К публикации рекомендую стихотворения за номерами 5, 4 и 7. Именно к ним с удовольствием возвращаюсь мысленно.