Конкурс Бабушка. Обзор Людмилы Свирской

Большая Стихирская Энциклопедия
Прежде всего я хочу поблагодарить всех авторов, приславших свои стихи на конкурс. Все стихи оказались замечательными - теплыми, трепетными, проникающими в сердце. Впрочем, иных стихов о бабушке, наверное, и не бывает: ведь бабушка - это детство, это самые светлые и добрые воспоминания, греющие нас всю оставшуюся жизнь...


Мне показалось, что стихи, присланные на конкурс, можно условно распределить по нескольким группам. Первая, самая значительная по количеству представленных стихов, может быть названа "автобиографической". Стихи этой группы посвящены главным образом детским впечатлениям авторов, описаниям конкретных событий собственной жизни, дорогим душе воспоминаниям, ощущению невосполнимости утраты. Это стихи авторов:

1. "Покаяние". - Глубокое и горькое в своей запоздалой(как это всегда бывает) мудрости стихотворение. "Круто замешано бабушкой тесто, да забродила закваска во мне" - совершенно великолепно. Чуть напрягли "житейские основы" - как -то простовато для такого стихотворения, но это мелочь, конечно. 15/15.   (-1) 29

2. "Бабушка Оля и цыплята" - Изумительно светлое стихотворение. Несколько вольное обращение автора с рифмами и ритмом как следствие доверительно-интимной, разговорной интонации придают особый шарм стихотворению. На глагольных рифмах чуть спотыкаешься, хотя и понятно, что "так и надо". 14\14.  (-1) 28

      4 "Бабушка стояла у калитки" - просто дух захватывает от этого стихотворения. Главный прием автора здесь - виртуозное владение временами: грамматическим и историческим. Плавное перетекание прошлого в настоящее и будущее и наоборот воистину завораживает. Плюс 1 балл за "высший пилотаж". Итого: 15\ 16.  (-1) 30

      6 "У бабушки" - всего 8 строк, но каких! Сколько деталей - емких и выразительных - автору удается "пропустить" через свое стихотворение(икона, кот, голубь, кукурузная крупа, золотой ключ)! Только рифмы чуть небрежны(зима-волна и т.д.), но это мелочь. 14/14.   (-1) 27

     9 "Печь" - пожалуй, единственное стихотворение, где о бабушке говорится в настоящем времени. Зато в прошедшем - о печи, с которой связаны все детские воспоминания автора. Здесь не взаимопроникновение времен, как у автора 4, а конфликт, впрочем, закончившийся благополучным примирением. Несколько напрягли инверсии, на мой взгляд, не совсем оправданные: "ту русскую большую печь", "печи давно той больше нет". Тяжеловатой получилась строчка: "...что изломали ее печь...". 13\13.  (-1)  25

 10 "Молодая картошка с укропчиком" - удивительное ощущение глубины и сокровенности воспоминаний, которые так трудно выплеснуть на поверхность! Многоточия создают эффект недосказанности: понимаешь, что в душе автора еще множество светлых воспоминаний, которым больно оформляться в словесную форму. Понятное чувство, очень. И просто вкусное стихотворение! 15\15.   (-1) 29

13 "Бабушкин дом" - очень теплое стихотворение. Ощущение давно прошедшего времени создает изысканная, книжная лексика: услада, лампада, истома, мадонна, а также наторопливая, даже эпическая интонация. Несколько смазали впечатление рифмы: "окошко-немножко", "меня-заговорят" и "стоит-стучит"(тем более - в последней строфе). 12\13.   (-1) 24

14 "Свет мой керосиновый" - великолепное стихотворение. Собственно, о бабушке здесь
говорится косвенно, в связи с домом, где читали Пушкина. Но ясно, что бабушка, детство, Пушкин - все взаимосвязано. И над всем этим чудом реет мотив любви. "Я Вас любил" - это о нас обо всех в детстве... Изумительный прием! 15\15.   (-1) 29

15 "Помню" - сколько силы душевной и боли непреходящей в этом стихотворении! Убедительно и всепобеждающе звучат бабушкины заповеди и для автора, и для нас, читателей. Пафос и момент морализаторства оправдан, конечно. 15\15.    (-1) 29


Вторую группу я бы назвала "экзистенциальной". Здесь главным для авторов является вечный конфликт жизни и смерти - к сожалению, неразрешимый. А еще каждое стихотворение этой группы представляет собой срез целой эпохи - тоже ушедшей в прошлое. Подробнее:

3 "Старуха". Здесь есть все: и образ ушедшего детства, и ностальгия по прошлому, но главное - страшное ощущение преддверия смерти, постепенного ухода человека из жизни. Человек предчувствует это. Он еще здесь, но уже готов к уходу, он уже мыслит "нездешними" категориями, удивляя, а подчас и раздражая своих близких. Почти все стихотворение - монолог старухи: мастерский прием! Ибо уходящим людям собеседник уже не нужен, они разговаривают с теми, кто ждет их ТАМ. Поклон автору. Плюс 1 балл за худ впечатление. Итого: 15\16.   (-1) 30

5 "Золотоноша" . Давно знаю это стихотворение и люблю его. Вот как раз в нем - целая эпоха, жизнь нескольких поколений в маленьком городке Полтавской области. Автор виртуозно обыгрывает название:
Золотоноша - бабкина доля.
Нет, не бывала она золотою
С тою войною, с тою бедою.
Все стихотворение - как скрученная спираль, как роман, пересказанный в нескольких строфах. Богатейшие интонации, великолепная образность. Плюс 1 балл за худ. впечатление. 15\16 и браво автору.   (-1) 30

11. "Баба Маня" - это целая эпопея, изложенная в 5 строфах: с завязкой, кульминацией, развязкой. Динамичность каждой строфы обусловлена событийностью жизни героини: от любви - к отчаянью, от горестного молчания - снова к счастью, ибо жизнь продолжается и подрастают внуки. И жизнь убитого под Берлином деда продолжается тоже. Апофеоз жизни и любви. 15\15.  (-1) 29

12. "Только сам" - небольшое стихотворение, но сколько в нем! За одной-единственной строчкой - "Здесь блокадная память и много еды" - судьба целого поколения. Осторожный, закономерный переход от ушедших в прошлое детских деликатесов к вечному космическому бытию, от телесной пищи - к духовной. И последняя строчка - как заклинание: "Ты на этой меже только сам, только сам". 15\15.  (-1) 29


Стихи авторов 7 и 8 стоят особняком, принадлежат к третьей группе: немножко игры и юмора. Оба великолепны, каждое в своем жанре и роде. Оба - просто чудо! 15\15 обоим.

По 29

 
16. "Как люблю слова я старые!" - великолепное, былинное стихотворение. Приблизительность рифм только усиливает впечатление "старинности", просторности, величавости. И образ бабушки - "лебедушки", "сударыни" - живой и зримый. 14\ 14.  (-1)   27

17. "Дорогой бабушке" - теплое стихотворение, очень душевное. На мой взгляд, несколько затянутое, что, конечно, обусловлено его эпичностью, раздольностью. Напряжение  сохраняется не везде, кое-где "провисает". 13\12.  (-1) 24

___________________________

18. Это стихотворение трудно оценивать, зная возраст его автора. Разумеется, над рифмами и ритмом надо поработать, а вот оценку за худ. впечатление я ставлю высшую - 15 баллов. Мне очень понравилось это стихотворение!


И некоторые замечания о том, как бы это стихотворение можно было бы поправить технически.

***
Для мамы - мама, для дедушки - жена,
А для меня - бабушка. Так кто же она?
Наша любимая, бабушка Рая!
Самая лучшая и дорогая! - Отличное начало, душевное и многообещающее.

Отдает всю себя мне,
Маме и дедушке Юре. - Тут рифмы нет. Может быть, как-нибудь иначе: "...мне, маме - то есть всей семье"( Это неудачно, но подобие рифмы хоть есть).
                В доме моет и чистит - убирает,
                Кушать готовит, нас опекает,
                Выращивает разные фрукты и овощи (Эта строка - не в лыко. Рифмы нет, да и длинна: может, так: "Сад огромный поливает" 
                Вкуснятиной нас угощает.

А если болеем мы - нас бабушка лечит:
Ставит компрессы, ноги нам парит,
Делает растирки, своим теплом нас согревает,
А ещё - с учёбой мне помогает.(Тут все хорошо, кроме "лечит": надо, чтобы рифма была к слову "парит" или, наоборот, к "лечит" надо рифму подобрать, допустим: "А если болеем - нас бабушка лечит: ставит компрессы и банки весь вечер" - так как-нибудь)

Бабушка - мой лучший друг,
Мастер на все руки.
Всему научит и подскажет,
Сделать все поможет. - Тут тоже нет рифмовки. Может быть, отказаться от этой строфы, тем более что эта мысль о том, что бабушка - мастер на все руки и во всем поможет, уже раскрыта в предыдущих строфах?

Моя бабушка бывает и строгой:
За то, что по дому без тапок хожу,
И, если в школе с оценками плохо,
Или за то, что маму не слушаю. - Последняя строчка выбивается из ритма, да и рифму к слову "хожу" надо подобрать: "И, если в школе с оценками плохо, Маму не слушаю, где-то брожу" - это только пример, разумеется).

Любит природу моя бабушка:
Растения, животных и солнышко,(Вот над этими двумя строчками бы чуть поработать, так как-нибудь чтобы было: "Бабушка любит деревья, цветы, солнце, что светит на нас с высоты"
А еще - любит читать,
Смотреть телевизор и рисовать.
Наша любимая, бабушка Рая!
Самая лучшая и дорогая!
Нет тебя дороже и родней!
Живи подольше, не болей! Замечательная концовка!

Очень теплое, искреннее стихотворение. Автору удалось самое главное: рассказать нам о своей замечательной бабушке простыми, человеческими словами. Хочется пожелать ей здоровья, а автору - успехов в школьных науках и стихосложении!