Разбор венка сонетов Григория Горнова Молчание

Натали Никифорова
Григорий Горнов "Молчание" Венок сонетов   http://www.stihi.ru/2011/01/24/4291
 

Вчера присутствовала на семинаре Бориса Лукина, на котором состоялся подробный разбор  венка сонетов Григория Горнова «Молчание».  К сожалению, сделанная мною запись слишком велика. Придётся её обработать.   Но моё мнение не совпадает с мнением многих участников семинара: поэта Бориса Лукина,  писателя  Ильдара Абузярова, студентов филологов, поэтому расскажу о своём понимании этой работы Горнова.

 

На семинаре подробно было разобрано это творение поэта. Сделано много замечаний. Особенно по форме.  Довольно полно аналогичные  замечания отражены в рецке , которую написала Мария Антоновна Смирнова:

Вообще-то mEmentum...
Сам замысел грандиозен и интересно воплощён. Но сонет - твёрдая форма, требующая если не строгого канона (он просто неинтересен, на мой взгляд), то строгого единообразия в пределах венка, чёткой стопности (у Вас колеблется от 4- до 6-стопного ямба), максимально точной рифмы (старости/астарта - где-то и сойдёт за рифму, но не в сонете), отсутствия ритмических перебоев (насчёт галактик). БОльшей правильности требует пунктуация. Я бы при в целом положительном отношении к Вашему венку отметила бы разное качество отдельных его частей - от полного восторга (очень хорош магистрал!) до полного отторжения. Вообще-то сказала бы, что со второй половины Вы набираете силу.

Гриша очень хорошо  ответил на это:

Momentum more - мгновение смерти (момент смерти) но не mementum more (помни о смерти) А все перебои, растяжки и стяжки, неточные рифмы - сознательны, т.е. подченены определённным законам, а не хаотичны. Т.е. если и-РНК (читатель) не считает 1% ДНК (стих) может всё развалится в итоге. А в коде ДНК главное сокрыто не в математической его части, но в пространственной. И именно поэтому (пространственные ориентации рационального и иррационального) мне больше нравится начальные сонеты. В конечных же преобладает иррациональное. Хотя ничего "искуственного, устаревшего, несюжетного" из отзыва Б. Кутенкова из литинститута, нет ни там, ни там. Я никогда не занимаюсь экспериментами ради экспериментов. Но это всего лишь слепой взгляд автора, влюблённого в своё произведение (вызвать отклик в душе того у кого давно уже не надеялся вызвать отклик дорогого стоит). Спасибо за рецу, мне правда было очень приятно читать.

Поэтому останавливаться на рифмах и точках, которые в отличие от обычного стихотворения в сонете должны быть идеальными, не буду,  остановлюсь на образности и смысле.

Когда Григория спросили на семинаре: «Почему такое название? Молчание».  Он ответил: «Молчание – это высшая форма любви!»

Ответ очень глубокий, но глубина образов характерна для этого молодого, очень молодого и очень талантливого, в этом я с Лукиным полностью согласна, поэта. Грише 21.

Любить, молча, может только человек, постигший высшую форму любви.  Которая позволяет обходиться без общения, одним сознанием того, что этот человек есть на земле, и он живёт своей жизнью.  И это главное. Сознание того, что он есть. И даже если не на земле, он просто где-то есть.  Не на земле, значит в другом месте.   Конечно, любящий желает общения, ждёт его и надеется на его возможность, но…  Согласен молча ждать даже дольше, чем длится жизнь.

Я попробую поговорить о Гришиных образах. Возможно,  моё видение отличается от видения автора, но не это главное. Главное, что я вижу Гришины стихи, вижу и чувствую образы, рождённые Гришиным сознанием. Возможно,  вижу в другой плоскости, под другим углом. Возможно,  они высвечивают для меня совершенной отличные от вложенных в них Гришей смыслы, главное, что они пробуждают во мне ответное понимание мира, рождённого стихом.

Первое четверостишие просто в понимании, поэтому не буду на нём останавливаться. Дальше :
Понтических держав промокла пелена.  За эту строчку Григорий получил по ушам от Лукина.

Я же не вижу в ней ничего странного. Трактовать её можно разно. Мне видится, что поэт грустит о  державах, лежащих около Понта,  Чёрного  моря.  Думаю, что это Украина. И хотя первый сонет можно отнести к пейзажной лирике, думаю, что здесь переплетаются два плана. С одной стороны дождь, с другой слёзы.

Герой грустит о покинутой державе, поэтому промокла пелена, то есть видение, воспоминание.

(С  падением Римской империи в период средневековья название "Понт Эвксинский" постепенно вытесняется названием "Черное море" (есть основание предполагать, что оно иранского происхождения), которое сейчас используют все народы).

Борису очень не понравилось выражение «телами антизвуков».

«И песни птиц, оставшихся на юге,
Зеркальный воздух утренний дробя
Сплетаются телами антизвуков».

Но это логичное завершение воспоминания.  Герой вспоминает оставленный край, грустит, видимо, лёжа в кровати поутру.  Антизвуки  - имеется в виду не противозвуковая изоляция.:)

Это скорее антиподы. Звуки,  раздающиеся за окном другие не те, что герой слышал в краю далёком, но он ловит отзвуки тех звуков в звуках города. Находит что-то похожее и наполняет им своё воспоминание.

Смыслы перетекают один в другой.  От пения птиц и стрёкота цикад падаешь во взаимоотношения.

Теперь телами антизвуков сплетаются крик младенца и, возможно,  плач оставленного мужчины.  Антиподы – рождаются друг в друге,  ментально являются зеркальным отражением друг друга.

Далее рисуется картинка, наполненная какой-то обречённостью.  Умолкший орган и  колокол наводят на мысль об утрате веры.

Умолк орган в единственном костёле,
И колокол заутрени умолк.

Далее намёк на одиночество:

Вокзал стоит в подгорной глубине.
Таксист в такси усаживает друга.
С проводниками поезд в тупике

То есть герой хотел бы ехать, но не может,  и поезд стоит в тупике, хотя готов к отходу, даже проводники на месте.

Логическим завершением стихотворения становится разлука. Всё нарисованное до этого обретает более чёткие контуры.  Разлука с любимым человеком и невозможность встречи,

Далее образ поезда  переплетается с образом лирического героя.  Он сам становится тем поездом, готовым к отправке, но поездка невозможна,  и  он превращается в металл. Чтобы смочь сдюжить эту висящую в воздухе разлуку.

Третий сонет прост в понимании, поэтому останавливаться не буду.  Главная мысль сонета:

И встречи в небесах – как встречи на земле.
Всегда похожи, в сущности – одно.
И ты, не чая новость эту, млей.

Единственно, что можно отметить новое, почерпнутое из этого сонета. Становится ясно, что  ожидание встречи обоюдно.

В четвёртом сонете стоит остановиться на следующем:

Нам открывались тайны, их узор
Нас вёл в галактиках, бывших формой,
Того, что в нас обмакивает корни:
Так расцветает нами неба взор.

Третья сточка ничего общего с пошлостью, за которую ругал Лукин Горнова, не имеет.  Речь идёт о Боге или Высших силах, которые  произрастают из человечества.  Человек является начальным этапом бога, его  колодцем, из которого пьёт Бог. В который обмакивает свои корни и растёт. Немного странный образ растущего Бога. Но если рассматривать его как некое существо, не может же оно быть неизменным. Всё течёт, всё меняется. Можно предположить, что  Бог тоже растёт и меняется. Мало того.  Можно предположить, что Бог это определённый этап развития. Меня с детства мучил вопрос:  Как может быть Вселенная бесконечна?  А дальше что?   В одном из своих эссе я предположила, что наша Вселенная – одна из многих. Тогда наш Бог – Бог в этой Вселенной. Вселенная расширяется, а Бог растёт. Достигнув определённого возраста он переходит на новый этап.  Но пока это постичь не дано, может после того, как воссоединимся с Богом?

От этого появилась мысль. Хотя поэт описывает определённое место на Земле, возможно даже определённого человека, тоскует он по Богу- женщине, возможно виденной раньше до рождения здесь, а сейчас вновь обретённой здесь на Земле в облике определённого человека.  Возможно , поэт подсознательно понимает это, говоря о возможной встрече за пределом времени.

Пятый сонет.

Пятый сонет говорит о переходе всей нашей планеты, которая в данное время находится на самом начальном развитии, на дне, на более высший уровень.  Здесь я опять окунаюсь в придуманную мной версию развития мира.

Но сейчас многие говорят о предполагаемом переходе. Упоминается 2012. Есть утверждения, что переход уже начался.  Варианты перехода тоже предлагаются разными авторами разные. Видимо,  будущее ещё не определено. И многое зависит от нас.

Но смерти взор: пленительный и томный
Открылся в небе, звёзды унося.

Величественный тот водоворот
Для ярких звёзд опасней, чем для мелких.

Смею предположить аналогию.  Переход предстоит и звёздам и людям. Помните у Кедрова:

расстояние между людьми заполняют звезды
расстояние между звездами заполняют люди
любовь - это скорость света
обратно пропорциональная
расстоянию между нами,
расстояние между нами,
обратно пропорциональное скорости света, -
это любовь.

Так вот, звёзды не только заполняют расстояние, звёзды и люди сливаются в Гришином  стихе в одно. 

Для ярких звёзд опасней, чем для мелких.

Это можно отнести и к людям.

Под звёздами с купания народ

Идёт по протяжённому проспекту.
И выход предлагает нам Господь:
Молчание замена тьме и свету.

Это можно объяснить более широко нежели просто идущий с купания народ.  Мы все идём по жизни к одному концу, к переходу на более высокий уровень. Жизнь бесконечна. Так считает религия, так считают философы. Отрицает это только наука. Но наука  -это человек. А человек не абсолютная истина.  Он несовершенен, а значит может ошибаться.

Народ искупался в чувствах на Земле и  идёт к Богу.

Почему он предлагает молчание? Пока не знаю.  Звёзды молчат. Думаю, что там общение происходит на другом уровне. И молчание в нашем понимании не соответствует тому, что предлагает нам Бог.

Шестой сонет.

Идёт продолжение темы  перехода.

Всеобщее, всеправое прощенье.
И радуются ангелы как дым.
И не найти далёкому отмщенью,
Того что ниц ложится перед ним.

Лукину не понравилась вторая строчка.  Всё относительно.  Можно радоваться тому, что растёшь деревом, тянешься ветками к нему. Но… ты обречён на неподвижность.   Налетит ветер,  поиграет ветками, вот и всё движение.  Если наделить дерево душой. Даже сознанием. Чувствами.  Оно чувствует свою неподвижность, прикованность   к  месту.  Оно мечтает летать, как птица. И вот дерево срубают и кидают в костёр. Это смерть?  Да, но для оболочки. Душа, сознание, чувства переходят в дым. А дым обретает свободу и радуется ей.  Мало того, что он, наконец,  летит и летит к  небу, к тому небу,  к которому он тянулся ветками, он ещё и становится всем миром, постепенно рассеиваясь в воздухе и продолжая чувствовать каждой частицей себя.   Вот как-то так становятся звёздами, наверное.  Сначала планетой всей.

И оказывается, что дарованное Богом молчание на самом деле это всезвучие.

Всезвучие апостолствует где-то

Седьмой сонет.

Становится ясным  образ «щёки гор» .  Став всем, горы можно осознать щеками.   Главное, что осталась любовь.

Сонет девятый.

Если мы вечны и приходим на Землю учится, совершенствоваться,  возможно,  мы приходим сюда не однажды. А возвращаемся, но уже другой личностью, на другом уровне.

Поэт обращается к своей героине, которая, видимо, раньше была Цветаевой.

А ты, когда Цветаевой была
Носила то же и дрожала так же,
Во сне своем оказываясь в саже,
Когда в объятьях вечности плыла.

Посмотрим, что же говорит автор.  Героиня спит в объятьях вечности.  И во сне видит себя Цветаевой.  (Вспомнился фильм «Вспомни всё», там герой путешествует во сне)

 Нам указывают на схожесть образов. Цветаевой и современной героини.  Возможно это сны, кого-то третьего?  Того, кто плывёт в объятьях вечности. То есть то сознание, или душа, которая пришла сюда и воплотилась сначала в Цветаеву, а потом в  возлюбленную нашего героя.

Во сне она попадает в мир зла, тёмный мир, на это указывает сажа. . К сожалению, это наш мир. И хотя я его тёмным не считаю, всё относительно. Возможно, дальше будет светлее. Не даром говорят возвратившиеся из клинической смерти, что видят очень яркий свет , идущий из коридора.  Это значит, что тот мир значительно ярче и светлее нашего.

«Нам не унять предсказанного днём.»   Эта строчка говорит о предопределённости событий.  Вспомните убеждённость Лермонтова в   фатуме. Так как я предположила, что  основной участник событий спит, а спят обычно ночью, то значит,  бывает и день.  И моё воображение опять уносится в фильм «Вспомнить всё». Там герою предлагают на выбор путешествия, которые он совершит , находясь во сне.  То есть Этот основной участник составил программу пребывания на земле и отправился в путешествие во сне.

Когда ты в самой глубине антракта
(Пустынными рядами длился он)
Искала те же артефакты мрака.

Антракт скорее всего остановка развития. Отсутствие событий.  На это указывает вторая строчка.  Артефакты мрака – загадки, которые мы ищем в этом мире, пытаясь найти смысл существования.

Десятый сонет поднимает очень важные вопросы.  Нашего жизненного пути, нашего развития.

Искала те же артефакты мрака,
Нектар свой тратя и Парнас гневя:
Ты в каждом шаге тратила себя.
Тебя пленяли сны архипелага.

Идя по жизни мы растрачиваем чувства (нектар), порой выбирая не того.  Вспомните сказку , в которой герой попадает в царство морского царя,  и он должен выбрать любимую из ряда двойников.  Так и мы бродим по жизни в поисках любимых. Возможно, это такая игра, которую придумали те основные герои, которые спят и видят сны. Они должны найти друг друга в море человеческих двойников. На подсознательном уровне  мы знаем, что ищем, но не всегда можем правильно визуализировать. Не потому ли часто люди выбирают возлюбленных из людей похожих по типажу.

«Парнас гневя» - скорее всего это о стихах, которые не правильно излагают кусочки истины.

Из вереска я ткани тебе сплёл,
Но раздарил другим и это грех мой:
Для нашей встречи ставшее помехой,
Открыло предо мной другой простор.

Наш герой ищет свою возлюбленную в царстве двойников, но не найдя сразу верно , раздаривает себя другим.  Это происходит в большинстве случаев.  Но эти встречи открывают другие просторы, другие горизонты.  Они с одной стороны помеха, а с другой развитие.

И если для тебя иные жизни
Лишь вздор пустой и сор веретена.

Она же считает, что проживая жизнь в объятиях других – это напрасно потраченное время.  Нить судьбы, которая накручивается на веретено, по её пониманию, а вернее так считает он, не накручивается в это время.  Сор веретена   можно понять, как несостоявшуюся нить, сырье пошло в мусор, а не сплелось в ниточку судьбы. Скорее всего , герой ошибается, недооценивает её понимание. Думаю, что она также как и он понимает, ход жизни, но в большей степени желает сплести нить в совместный узор.


То для меня же наши души ближе,

Чем наши разобщённые тела.

Он понимает полнее нежели она, что душевная близость важнее общности тел.

 

Ты это поняла в житейской нише,
Когда отца над пропастью вела.

Эта строчка завершающая сонет слишком серьёзна.  Возвращаюсь к своей вышеизложенной идее о том, что Творец развивается вместе с нами.  И часто мы помогаем ему отвечать на какие-то высшие вопросы.

11 сонет указывает на то, что познав высшую форму любви, можно стать миром, не обращаясь в дым. И тогда:

И голос твой подобен стал капели,
И мрака расползалась пелена

И пелену проглатывало море.
И волны пели голосом твоим.

И тогда где бы ни находился любимый, или любимая, он будет рядом.  Мы часто слышим и говорим об этом, не догадываясь о глубинном смысле сказанного.  Постигнув любовь, становишься миром, а значит ты и он рядом. И  ветер,  постучавший в окно – это он. И песня, доносящаяся из радиоприёмника, это письмо тебе от него. И стихи о любви, которые пишут твои друзья своим возлюбленным, ты слышишь, как обращение его к тебе.

Появляется надсмысл всей жизни. Он за пределами жизни, поэтому над ней. Ожидание высшей встречи.

И разливая по сердцам елей
И дожидаясь вечного антракта.

12 сонет.

Учитывая всё вышеизложенное смысл следующих строчек совершенно понятен:

И дожидаясь вечного антракта
Ты спишь смиренно, будто бы змея –
Нагая и с открытыми глазами.

Да и всё содержание этого сонета, учитывая мысли изложенные выше, понятно.  Души уже объединились, разделёнными остаются только тела, но это уже совсем не так важно, как раньше.

Душа у двух мятежников одна
(Теперь освобождённая), теперь

Звучит орган, звучат колокола.

Появилась новая вера. Вера в любовь. И вновь зазвучали колокола.

 

13 сонет.

Мы осознали себя и свою сущность в предыдущих сонетах. Увидели себя и своё отражение в настоящем свете.

«Жизнь – театр, а мы  в нём актёры» - эта фраза звучит по-новому, если принять эту версию происходящего.   Мы играем в жизнь, находясь во сне.  И ждём момента пробуждения, то есть  Momentum more.  Но как не хочется утром вставать с постели, прерывать снящийся поутру сон, так не хочется прерывать и жизненный сон. Сколько наслаждения несёт  сновидение, а ещё больше сон наяву – наша жизнь.

14 сонет.

Всю нашу жизнь на дне амфитеатра
Растут деревья и цветут сады.
Идут века и поднимают завтра
Не выше и не ниже головы.

Конечно, не выше и не ниже, это всё происходит в голове, мы же решили для себя выше, что это сон, а сновидение и все события сна происходят в голове.

Сама собой домысливая солнце
И на его надеется лучи.

Сначала мы придумываем солнце, а потом надеемся на него. Боже, как часто это случается в жизни!

Но хороший сон – это сон с хорошим концом.

Когда земли дотронешься рукой
В прекрасном том саду окажемся вдвоём,
И долгожданный снизойдёт покой.

И помня первый снег и первую любовь
В прекрасном том саду окажутся вдвоём:
Молчание моё, молчание твоё.

А значит,  встреча должна произойти ещё до пробуждения.  И об этом  говорит концовка 14 сонета.

Завершающий 15 сонет. Начало ставит в тупик. Но тупик кажущийся.

Молчание моё, молчание твоё
Сплетаются телами антизвуков,
И всюду в небе тянется разлука
Непройденных дорог льняное полотно.

Какая разлука? Встреча произошла. Да, но не забывайте.  Мы же решили, что это сон.  А значит  «встречаются не наши взгляды, тени».

И дожидаясь вечного антракта,
Мы поняли, что встреча нас ждала
Всю нашу жизнь на дне амфитеатра.

«И дожидаясь вечного антракта,

Мы понимаем,  красоту любви,

И переходим с Богом мы на ты,

И постигаем всю глубинность  акта.

Когда ж опустят занавес, увы,

Мы вновь увидим милые черты. » .  Это уже моё, а не Гришино.
На семинаре много говорили восторженного, но многое осталось и не понятым.  Писатель   Ильдар Абузяров  (Ильдар Абузяров — пресс-портрет )
 говорил о затянутости. Но Горнов поставил перед собой задачу освоить крупную форму, причём взялся, по моему мнению , сразу за самое сложное. Сонет – твёрдая форма, которая подчиняется множеству законов, некоторые Гриша нарушил, но…  считаю, что с задачей справился достойно. Затянутость , вернее её ощущение возникает только в случае, если человек не вслушался, не вчитался. Сюжет развивается по мере прочтения венка. Одно проистекает из другого.

Что касается формы тут Борис Лукин прав, многое не выполнено.  Но я считаю главным смысл, а он на высоте!

Многие восхищались магистралом. Думаю, что тут работает  схема работы внимания человека при просушивании и чтении стихов.   Наибольшее внимание отдаётся концовке, которая обычно содержит квинтэссенцию всего содержания. Так и в этом венке сонетов:

Молчание моё, молчание твоё
Сплетаются телами антизвуков,
И всюду в небе тянется разлука
Непройденных дорог льняное полотно.

И детства тени пеленают нас,
Молчание замена тьме и свету:
Всезвучие апостолствует  где-то,
И небо где-то опускает глаз.

А ты, когда Цветаевой была,
Искала те же артефакты мрака,
Когда отца над пропастью вела.

И дожидаясь вечного антракта,
Мы поняли, что встреча нас ждала
Всю нашу жизнь на дне амфитеатра.

Я не буду восхищаться  мадригалом. Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Я восхищаюсь всем венком сонетов.