Псырс Глава 1

Антон Шумак
 

 

      Светлане Плехановой посвящается

 

 



 

      Так... Одна проблема решена. Вся группа внизу. Уже стоят две палатки. Сейчас, наверное, ставят и третью. Это для нас: меня и последних ребят, спускающихся с ледника. Теперь – вторая проблема, мысль о которой я от себя постоянно отгонял. Как спуститься самому, оставшись без страховки?

     Я – руководитель группы. И, как капитан гибнущего судна, должен уходить последним. Я и был последним. Связав все верёвки, я спустил группу вниз. И тут только понял, что без страховки нельзя сделать и шагу по леднику…

     Всё будто бы складывалось отлично. Мы вышли на вершину перевала Псырс около пяти вечера. Оставалось часа четыре светлого времени. Я сверху уже присмотрел площадку для бивака. Дал команду на спуск всем связкам, а таковых было четыре. Определил траекторию движения, последовательность спуска, меры безопасности. Сам спускался в последней связке со Светланой, контролируя сверху все действия спускающихся альпинистов.

     Проблемы начались почти сразу. Предпоследняя сверху связка (в ней были Наташа и Володя) видела, как чётко работают четверо внизу. Чуть расслабились и... срыв! Наташа страховала партнёра, надев петлю верёвки на воткнутый в фирн (твёрдый снег) ледоруб. Одна небольшая ошибка чуть не привела к трагедии. Держа руку на древке ледоруба, Наташа должна была петлю прижать к снегу. А верёвка оказалась сверху руки. Я заметил это, и уже было раскрыл рот, чтобы сделать ей замечание. Но горы не прощают ошибок. Именно в этот момент Володя, поскользнувшись, уже катился по снежно-ледовому склону. Он пытался остановиться. Не получилось… Ледоруб вырвало из рук, и он болтался на темляке, только мешая правильно падать. Страхующая Наташа была обречена. Неправильно надетая на ледоруб петля сводила на нет страховку. Её сорвало со склона так, словно она прыгала с парашютом в открытый люк самолёта и её сносило потоком воздуха. Даже сейчас, много лет спустя, я слышу её крик: "Мама!..". Так кричат обречённые на смерть люди. Связку уже нельзя было ничем остановить. Четыреста метров такого скольжения с нарастающей скоростью и выброс падающих на нагромождение камней, которые ледник двигал веками. Я был в роли статиста. Смотрел сверху и ничем не мог помочь...

http://avantyra.ru/