За дымкою лет

Вера Аксенова-Соснина
ЗА    ДЫМКОЮ    ЛЕТ

      Белый вихрь ворвался в её маленький, замкнутый мирок, оторвал от земли, понёс далеко-далеко, к мерцающим звёздам. Она с восторгом смотрела на пролетающие мимо кометы с огненными хвостами, на Луну, которая ласково улыбалась ей из-под опущенных век, как давней знакомой. Всё восхищало её - и летящие навстречу мириады звёзд, и тёмный бархат ночного неба. Но вдруг она почувствовала, как незримые крепкие нити появились неизвестно откуда, натянулись и... мешают свободному полёту. Что это? Земля держала её, не отпускала от себя. Значит, что-то ещё она не сделала в своей жизни, что должна была сделать. Ей страстно захотелось вернуться. Волна нежности захлестнула её, заставила остановиться, открыть глаза.
      У изголовья кровати слабый огонёк ночной лампы, на столике негромко тикает будильник. Всё как всегда. Но нет. Что-то изменилось. Что-то изменилось в её внутреннем мире. Но что?

* * *

Синеглазая ночь опустилась на крыши.
Я, вселенская дочь, голос вечности  слышу.
Забываю о сказочных снах и страданьях,
А в душе тишина и покой мирозданья.

Надо мною Пегас распростёр свои крылья,
Свои вечные тайны мне звёзды открыли.
И летит над землёй серебристой кометой
Огонёк голубой – отблеск лунного  света.

А в далёких мирах на просторах Вселенной
Кто-то пишет стихи и поёт вдохновенно.
Чьё-то сердце кричит о любви  и печали.
И о слове грустит – том, что было вначале.

И горят в вышине незнакомые звёзды.
А в глазах – от волнения сладкие слёзы.
Эту песню так хочется слушать и слушать.
И душа понимает Вселенскую Душу.

* * *               

               
       - Девочки, лёд тронулся! Пошли на речку, посмотрим!   
      - Некогда. К экзаменам готовиться надо.
      - Да. А  то  оставим  на  последние  дни,  а потом будем
ахать да охать, что ничего не знаем.
      - А я слышала, что если кто-то заболел во время экзаменов   или немного раньше, то им разрешают не сдавать экзамены, а просто выставляют годовые отметки?
      - Я тоже это где-то слышала.
      - Ну,  тогда бежим. Может, искупнёмся да заболеем?
      - Конечно! А почему бы нет?
      Лёд на реке почти уже прошёл, во всяком случае, льдин  было не так уж много. Девчонки быстро разделись, поглядывая  друг на друга и не решаясь первыми войти в воду. Но вовремя поняли, что лучше скорее окунуться и, выскочив на берег, набросить на себя пальто, чем стоять вот так под холодным весенним солнышком и дрожать. Нет, дело было не в экзаменах. Просто ни одна из шестерых не хотела показать себя трусихой. Взглянули друг на друга и… дружно бросились в ледяную воду. А потом, замотавшись в полотенца, которые предусмотрительно захватили с собой, и, набросив на себя пальто, прыгали по берегу и, смеясь, долго возбуждённо обсуждали только что произошедшее событие…
      Экзамены пришлось сдавать всем. Ни одна не заболела. Но не это было для них  главным. Они проверили себя на прочность и были довольны этой проверкой, хотя понимали всю нелепость случившегося.

* * *

Весенний день. На берегу Читинки
Собрались стайкой несколько девчонок.
По две - по три плывут по речке льдинки,
Морозный свежий воздух чист и  звонок.

Чудесный день. Подружкам – по шестнадцать.
Ждут впереди открытые дороги.
- А ну, девчата, кто не трус – купаться!
Долой пальто и шапки! Стынут ноги,

Горят от стужи плечи и колени,
Но все мы улыбаемся, храбримся…
Апрельский день. Шальное воскресенье.
Не думая, что скоро разлучимся,

Бежим вперегонки по комьям снега,
Девичьи шутки тишину взрывают.
И – кто вперёд? – бросаемся с разбега
В объятья волн, о страхе забывая.

А лет так через тридцать или сорок
В весенний день под музыку капели
С улыбкой  вспомним свой  любимый  город
И то купанье в ледяной купели.

* * *               
               
         Девчонки спускались по лестнице со второго этажа школы, где только что окончились занятия драмкружка. Они готовили сцену из «Молодой гвардии» А. Фадеева и сейчас обсуждали, у кого из мальчишек лучше получается Олег Кошевой, а у кого – Сережка Тюленин. И вдруг все притихли и остановились у дверей учительской. Оттуда доносились звуки прекрасной музыки. «Лунная соната», – шепнула Вера. Однажды она слышала её по радио и запомнила на всю жизнь это непередаваемое словами сочетание звуков. Ей хотелось тогда слушать и слушать чарующую музыку, но звуки смолкли, а она не знала даже названия. Вскоре она снова услышала её и не могла оторваться от радио, пока не стихли последние  аккорды первой части сонаты, и даже на урок опоздала из-за этого. И вот сейчас «Лунная соната» Бетховена звучала так близко!
      Вера приоткрыла дверь. В учительской никого не было, кроме учителя по труду. Эдуард Васильевич сидел за пианино и играл. Девочки молча стояли в дверях и слушали. Учитель перестал играть, взглянул вопросительно.          
      - Можно, мы послушаем? – спросила Вера.
      - А что бы вы хотели услышать?
      - «Лунную сонату» сыграйте, пожалуйста, ещё раз!
      - А я думал, «Черный кот» вас интересует, - улыбнулся учитель. – Ну, входите.
      Девочки расселись – кто на диване, кто на стульях – и притихли…

*  *  *

Простое сочетанье звуков,
Но как мелодия чиста …
Летят над клавишами руки
И возникает Красота.

Лицо в порыве вдохновенья
Прекрасней лика божества –
Светло до самоотреченья,
До колдовства, до волшебства.

Горят невидимые свечи,
И явь сливается с мечтой.
Холодный день сменяет вечер
Загадочною чернотой.

Всё исчезает вдруг куда-то,
Дымят сожжённые мосты…
И только «Лунная соната».
Мечта. И свечи. И цветы.

*  *  *

     Она очень любила читать. В те годы читали все. Телевидение ещё не дошло до того провинциального городка, где жила Вера. Кино и книги были окном в большой мир. Однажды в библиотеке она взяла книгу про своих сверстниц. Название помнит и сейчас – «Дорога уходит вдаль». А вот автора забыла. Почему спустя много лет она не забывает об этой книге? Вероятно, потому, что те девочки очень похожи были на них – на Веру и её одноклассниц. Девчонки из книги решили издать рукописный журнал. Назвали его почему-то «Незабудки». А на  обложке написали с ошибкой «Незабудудки». Так вот эти «Незабудудки» подвигли и наших девочек на подвиг, вернее, на нелёгкий писательский труд. Тем более что какой-то маленький опыт в этом у них уже был. Стихи Веры не раз печатались в областной молодёжной газете «Комсомолец Забайкалья». А ещё раньше они с девочками придумали и сделали небольшую библиотечку из книжек – малышек. Сами сочиняли небольшие рассказы и сказки, записывали их в самодельные блокнотики небольшого формата. Перед каникулами набралось около  пятнадцати таких книжек. Но когда девчонки вернулись в школу, то обнаружили, что тайник вскрыт и книжки – малышки исчезли. Было очень жаль своего труда, своих наивных детских книжек. Но девочки не сдались. На очереди был рукописный журнал, с иллюстрациями одноклассников,               
       
 со стихами, рассказами, сочинениями на вольную тему и даже с фотографиями авторов. Получилось очень даже неплохо. Решили сделать второй выпуск, а этот на выпускном вечере подарить своей учительнице литературы. Каким-то образом об этом узнала журналистка молодёжной  газеты, пришла в школу и попросила у девочек их рукописный журнал, пообещав очень скоро вернуть его. Время шло, но ни журнала, ни журналистки не было. Перед выпускным вечером девочки пошли в редакцию, но никого не застали – все были на субботнике. Девчонкам и в голову не  приходило, что тетрадку свою они больше не увидят. На торжественной линейке они во всеуслышание объявили, что дарят рукописный журнал своему классному руководителю, преподавателю литературы Алле Петровне. А в это время три подруги снова были в редакции, но то, что они услышали, повергло их в смятение и недоумение. Оказывается, та журналистка уже уволилась и уехала. А что стало с журналом – плодом труда всего класса, заочно подаренного учителю? Забрала его легкомысленная девушка с собой или просто оставила где-то, и теперь остаётся загадкой. А девчонкам из класса Аллы  Петровны стыдно до сих пор, стыдно за ту журналистку и за  не подаренный подарок, за невыполненное обещание, данное учителю на торжественной линейке перед всей школой.

* * *
Укутав сопки звёздным покрывалом,
Приходит вечер.
Ты в кресле у окна сидишь, устало
Ссутулив плечи.

И, глубоко задумавшись, листаешь
Судьбы страницы,
Где длинной чередой плывут и тают
Родные лица.

Твои ученики под звон гитары
Поют о встрече.
С шипеньем  лёгким, с колдовским угаром
Сгорают свечи.

А на столе стакан с остывшим чаем
И стопка писем.
Сидишь ты, ничего не замечая,
И рвутся мысли.

В далёком - далеке твои рассветы,
Огни закатов.
И разбрелись-разъехались по свету
Твои ребята.               

У всех свои заботы и печали,
Своя дорога.
Но ты вела по жизни их вначале –
И это много.

Мир знаний ты дарила им. И радость
Несла с собою.
И память их, любовь их, как награда,
Всегда с тобою.
               
* * *
               

      Был смотр художественной  самодеятельности на английском языке среди школ области. Наши «англичане» ставили отрывок из пьесы «Синдерелла». Золушку играла Вера, а её близкая подруга Люда была Феей. Для такого случая мама купила новоявленной Золушке красивые белые туфли на высоком каблуке. Это были первые взрослые туфли, они очень нравились девочке. Одна из этих туфелек должна была стать потерянным хрустальным башмачком. Но потерялась не одна, а обе туфельки. Когда Фея дотронулась до Золушки своей волшебной палочкой, из-за кулис должны были появиться туфельки. Девочки ждали, но туфелек не было. И за кулисами не было никого. Надо было срочно спасать положение. И тогда Фея сказала Золушке, разумеется, на английском языке: «Сходи, девочка моя, переоденься. А я подожду». Вера побежала в раздевалку. Туфелек не было. Подружки перерыли всё вокруг, пытаясь их отыскать, но безуспешно. А Фея в это время ходила по сцене и говорила сама с собой: «Какая прекрасная сегодня погода! Хотя нет, не очень. Наверное, дождик пойдёт. А может быть, не пойдёт?»… Что ещё могла сказать на английском языке девочка-восьмиклассница в те времена, когда мало кто считал, что иностранный язык может когда-нибудь пригодиться? Но у девочек  была замечательная учительница английского языка, она сумела привить своим ученикам любовь к предмету. Им нравилось посещать               
кружок, играть в  спектаклях, петь песни и читать стихи
на английском языке. Это и выручило девочек во время смотра.   
       В ожидании Золушки Фея запела простенькую песенку о мышке:
                Little grey  mouse,               
                Where  is  your  house?
      Пела Фея, а в раздевалке в это время не прекращались поиски хрустальных туфелек. Наконец – ура! – был найден потерянный свёрток. Предыдущие «артисты», собираясь домой, затолкнули его за батарею отопления. Нечаянно? Или решили пошутить? Этого никто не знает.
      Золушка во всём своём великолепии, с растрёпанными волосами, но с торжеством победителя в глазах, с чувством выполненного долга выплыла на сцену. «Как же ты  долго, девочка моя!» – с ласковым укором сказала Фея, а глаза пылали возмущением. Но занятое первое место скрасило недоразумение. А немного позднее девочки и их подружки от души смеялись над незадачливой Синдереллой и её тётушкой  Феей, которой пришлось сильно напрячься, чтобы все свои познания в языке призвать на помощь в нелёгкой ситуации.

* * *

Только с чудом сравним первый выход в театр,
Где и золушки, будто принцессы.
А в фойе – отраженье огней в зеркалах,
Звуки музыки, мягкие кресла.

Входишь в зал, по ковровой дорожке идёшь.
Сцена. Занавес. Замок хрустальный…
Отступают проблемы, обиды и ложь.
Погружаешься в мир театральный.

И уходишь из плена безликих квартир,
Забывая о скуке и грусти…
Он пленил тебя, этот загадочный мир,
И уже никогда не отпустит.
   
*  *  *
               
     У подруг была небольшая  разница в возрасте – ровно месяц. День рождения Нелли и Светы – 26 июля, а вторая Света и Вера родились 26 августа. В те последние летние каникулы - перед десятым классом – девочки решили отметить сразу четыре дня рождения в один день. Но раньше день рождения отмечать нельзя, и они все четверо отмечали 26 августа.
      Именинницы сидели за столом, оживлённо беседуя в ожидании гостей. И вот дверь распахнулась, и девчонки ахнули. Они увидели – нет, не лица подруг, а благоухающее море цветов. Восторгу не было предела. Цветы расставили по всей квартире. Ваз не хватило, и в ход пошли обыкновенные стеклянные банки. Вся комната наполнилась очарованием, превратилась в цветущий сад. Девочки пили чай, непринуждённо разговаривали и смеялись.
      Пришла соседка, и они с мамой, чтобы не мешать молодёжи, уселись пить чай с пирогами прямо на кухне. Соседка спросила: «Варь, что у тебя за событие? Так много народу… и цветов».
      - Да день рождения у дочки и трёх её подруг, - улыбнулась мама.
        - А-а-а. Ну, тогда ладно. А то уж я хотела идти ругать-
ся.
      - А что случилось? – испугалась Варя.
               
      - Да представляешь? Доставала элитные семена цветов, чтобы  украсить ими   клумбу у кинотеатра – там, где я работаю, ты знаешь. А сегодня пошла с работы пораньше, по делам надо было. Выхожу – а они, как саранча, облепили клумбу. Даже если каждая по одному цветочку сорвала, и то вон какой урон!
      Мама покраснела. Она не знала, что сказать. Не хотелось портить девчонкам праздник, но и так оставлять нельзя было.
      - Да ладно, - улыбнулась тётя Галя. – Сами молодыми были, по соседским огородам из озорства лазили. Пусть веселятся, не говори им ничего. 
      Вечером Вера спросила:   
      - Мам, а тётя Галя чего приходила? Случилось что? Она же никогда просто так, на чай, не приходит. Всегда только по делу. 
      - Она тебе цветы подарила, - ответила Варя. 
      - Цветы? А где же они? – удивилась дочь. 
      - Да вон, во всех вазах стоят.

               
*  *  *

Мне впервые розы подарили.
Нежные прекрасные бутоны
Лепестки доверчиво раскрыли.
Я смотрю на них заворожённо.

Лёгкий трепет чистого восторга
Сопричастен музыке творенья…
Да, они завянут. Только долго
Будут жить в моём стихотворенье.

               
*  *  * 

   
        Девчонки быстро шли по улице.
      - Всё-таки лучше ехать в Находку, - сказала Вера.
      - А почему не во Владивосток? – удивилась Светлана.
      - В Находке, если не примут документы в морское училище, мы подадим в кинотехникум.   
      - Интересно, кого там готовят?
      - Ну, уж  конечно, не артистов,  -  улыбнулась Света.
      - Да мы и так артисты, без всякой подготовки, - засмеялась Вера.
           И вот уже поезд несёт их на Восток. Пересадка на станции Угольной. Около четырёх часов надо ждать поезд на Находку. Девочки прошли вдоль железнодорожного полотна сотню метров – и ахнули. Перед ними плескалось море. Они обе впервые его видели, хотя мечтали о нём с младенчества, как им казалось. В пионерском лагере жили в шестиместных брезентовых палатках, и каждая была капитаном в своей палатке. Учили с девчонками морские термины по книгам и кухню называли камбузом, повара коком, а туалет гальюном. Им нравилась эта игра. Всё больше они в неё втягивались, пока, наконец, не решили, что их призвание – быть капитанами. И хотя отлично знали, что девушек в моручилище не берут, всё равно после школы решили испытать судьбу, а заодно (а может, это и было истинной причиной поездки?) увидеть, наконец, море. И вот теперь оно плескалось у ног. Волны с шипением накатывались на берег и тут же отступали назад, как будто вовлекая девочек в какую-то доселе неизвестную им игру. 
         Конечно, документы в моручилище у них не приняли.   Но это было не так важно. Главное - они увидели море! И с этого момента оно вошло в их жизнь по-настоящему. Вошло навсегда.

*  *  *

               
Над вершинами сосен курится дымок,
От огня зарумянились лица.
Ключевая вода лижет камни у ног,
Лунным отблеском ночь серебрится.

Мы все вместе сидим у ночного костра
И мечтаем о будущей встрече…               
Как недавно всё было! Как будто вчера
Плыл тот ласковый памятный вечер.

Златогривым закатом сменялся рассвет,
Осень тихая шла за весною.
И сегодня, за дымкою призрачных лет,
Мой десятый, ты снова со мною.