Беседа с Маэстро М. Броннером

Микаэль Михаил
В сентябре 2008, ТМ «Ежи» провела необычный конкурс – по музыке одного из самых  крупных композиторов современности Михаила Броннера. Он лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д.Шостаковича, Секретарь Союза композиторов России,Член Правления Московской композиторской организации.

Вот одно из авторитетных мнений, весьма уже давнее: "«...Михаил Броннер - выдающийся композитор России. Он обладает высоким профессионализмом, тонким ощущением театра. Это позволило ему написать оперы и балеты, которые идут в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича - Данченко и в Музыкальном театре для детей имени  Наталии Сац, пользующиеся большим успехом у публики. Особенно хочется отметить балеты «Укрощение строптивой» по Шекспиру и «Оптимистическая трагедия» по Вишневскому, блестящая и выразительная музыка которых всегда меня восхищала. Кроме музыки для театра, М.Броннером написано много музыки симфонической, камерной, музыки для детей, произведений  для разных инструментов,  которые находятся в репертуаре известных исполнителей.
(Композитор Т.Н.Хренников Лауреат Ленинской  премии, Лауреат Государственных премий,Народный артист СССР".

Композитор выступил на конкурсе «верховным и единственным судьей» – выбрал стихи-победители.  В связи с конкурсом я взял интервью у Маэстро. Мне кажется, что выдержки из этой интереснейшей беседы следует опубликовать отдельно…..

МИХАИЛ БРОННЕР Сайт
http://bronner.ru/

________________________________ Михаил Микаэль


…Ты спрашиваешь, как я пришел к мысли писать эту музыку, на стихи Китса? Видишь ли, сказать тебе ничего. Автор рассматривает творчество, как вид незаразной болезни, и не может объяснить возникновения тех или иных идей. Выбор у меня ничем не определяется, кроме желания – заказы редки, если они есть, то возникают какие-то рамки… направление. Это сочинение написано абсолютно «от фонаря». ..

- Как я попал на Китса? У меня есть книга стихов Китса, и Блейка, скажем, разные книги. Я листал, остановился на стихотворении, где о смерти, потом Сонете… Мне вполне подходят переводы Маршака – они простые и внятные, что очень удобно для композитора. Это был вокальный цикл из восьми стихотворений Китса, на сайте есть…

… Хорошие стихи, а для вокального цикла следует выбирать по принципу контраста. Разнообразные…

… Что ты так удивился, ну да – восемь. Я сказал, что два? Ну да, эти два я запомнил более остальных. Особенно о смерти. Потом прошло много лет, около десяти, и мне почему-то захотелось, пришло в голову делать музыку для квартета. Опять-таки – ни заказа, ничего – вот, захотелось… Да, ты прав, в то время, когда я писал «Лестницу Иакова», не особенно знал и увлекался Библией. Движение мысли ты правильно определил – я отталкивался от слова «Ангел». Они поднимаются и опускаются, осуществляют связь земли с небесами. Так и появилась «Лестница». История Иакова мне была известна, хотя внимательное чтение Библии с комментариями, пришло годами позже…

…Да, музыка первоначально связана с образами этих двух Ангелов, но вот Ангел Печали – я сначала хотел назвать его Ангелом Смерти, потому что «печаль» и «смерть» здесь синонимы, но Смерти – не хотелось называть. Мне очень интересно, что это появилось в стихах на конкурсе. Многое, из того, что я прочитал здесь, показалось мне чрезвычайно любопытным.

Ты интересуешься, где «Лестница Иакова» исполнялась? Много играли, в Загребе, в Армении... Интересно, что это как бы несложная музыка. Иногда играют чудовищно плохо, а некоторые квартеты – это квартетная музыка, вполне, но по разному. Мне нравится как многие играют, те исполнители, которые меня не знают… Интересная проблема в том, что музыкальный текст, он, в отсутствии композитора, представляет известную сложность для исполнителей, нельзя точно указать характер сочинения, существует множественность прочтений. Бывает удачно, бывает нет…
… Исполнение музыкального произведения, в смысле идентификации, штука сложная. Потому что сами по себе эти черненькие и беленькие значки, они как бы ничего не означают. И композитор человек зависимый, потому что его мысль транслирует исполнитель. Текст у поэта, писателя зафиксирован, интерпретируется читателем, передаточного звена нет. Нотная графика немногое означает. Требуется исполнитель. Он может понимать или (тяжелый вздох) ничего не понимать. Объясняю ли им? Объясняю. Но я заметил - тому кто чувствует твою музыку, можно и не объяснять, а тому, кто не совпадает с тобой, по психодинамике, например – не объяснишь… Объяснения помогают, но не слишком сильно…

…Да, давай сменим тему. Об этих стихах? Мне любопытно, когда они совпадают с моими ощущениями. В некоторых случаях совпадения поразительные. И мне, в данном случае, проще фиксировать те из них, которые ближе к моей музыке…

…Очень интересно ты говоришь о плотности, яркости поэтического текста, современной плотности… Конечно, вы пишите стихи, я музыку… Что общего? В смысле писать от эмоционального образа?. Да! В этом смысле, мне кажется, большинство авторов на конкурсе пишут сходно со мной, эти стизи мне близки – они, при владении всеми техническими приемами, идут от образа, а не вслед технике письма…

…В поэзии, и в музыке есть радикальные течения, там все подчинено технике – я к ним не имею отношения. В этих стихах, я полагаю, как и у меня, есть образный ряд, который идет от подкорки, и он, этот ряд, ведет стихи…

… Что же, если то, что ты говоришь о современной плотности поэтического текста, и есть одна из проблем, которую вы обсуждаете, то это мне очень близко, если проблемы такого типа. Но в музыке двадцатого века все гораздо хуже. Эта музыка ушла в авангард… Поиск новизны уходит в схему…

… Авангардные направления очень далеки от моей музыки. И в поэзии достаточно авангардных направлений. У нас много музыки, когда инструменты не извлекают нормальные звуки, они делают что угодно, только не играют. Или композитор задает формальную схему, бывает – мне очень интересно, но я такую музыку не пишу…

…Скажем, главное достижение 20-го века, Нововенская школа, которая придумала додекафонию. Это предельная механизация – ряд звуков, которые переставляют определенным образом. И эта ткань становится музыкальной тканью…

… Запрограммированная последовательность звуков… Шонберг, Веберн, Берг – крупнейшие композиторы, но мне интереснее искать образные вещи. И то, что я встретил здесь, мне близко – люди работают с образом и словом, я с образом и звуком…. В принципе, ты прав, наши методы совершенно одинаковы – от образа, плотность, эмоциональное интуитивное начало…

.. Ты знаешь, такие понятия как плотность, цветность – мне очень нравятся. ..

О том как я сочиняю? Ближе всего образ маленького ребенка, который подбирает мотивчик, который у него в голове. Он не знает нот, садится к фортепиано и тыкает пальцем в разные ноты, пытаясь подобрать мотивчик, который звучит у него в голове. Если у ребенка есть слух, то он, не зная нот, просто тыкая пальцем, мотивчик находит. Иногда он ошибается, и никак не может подобрать верную ноту. Абсолютно тоже самое происходит и со мной. Что-то там изначальное есть внутри. Музыка какая-то. Я также тыкаюсь, пытаюсь ее нащупать – и также часто слышу, что не попадаю. Не могу найти…

…На самом деле, это такое, горькое чувство, потому что, как и ребенок, я чувствую – что-то не то…

…В некотором смысле, это борьба с подкоркой, когда технический момент вторичный, а первоначальный – на уровне ощущений, осознание того, что то, что ты ищешь, где-то есть. Оно есть, ты его слышишь. Но блекло, стерто. Для меня здесь важно интуитивное, именно борьба с подкоркой.

…Так и не спросишь о планах? Сам скажу. Я хочу написать «Изгнание из Рая», надеюсь, что напишу. Но вот, подступаюсь с разных сторон, на это физически уходит много сил, времени… Попадаешь, нет… Академическая музыка по временным затратам очень значительна…

… Написаны к исполнению две вещи – «Вавилонская башня», где ты мне помог в интерпретации текста, и «Трансформация души» - концерт для солирующего инструмента и камерного оркестра. И в этих сочинениях видно, что я стремлюсь писать максимально разнообразную музыку….

____________________________________________________ 2008 г.