Не различайте, люди, индивидумов по крови

Лев Постолов
НЕ РАЗЛИЧАЙТЕ, ЛЮДИ, ИНДИВИДУМОВ ПО КРОВИ.

Скажу по совести:
           по мне не стоит грОша,
КТО различает индивидумов
                по крОви*,
А не по их делам, поступкам
                и по совести.
Прав анекдот -
              "Не важно, что китаец,
А важно
       чтобы человек ты был хороший ".
Ведь для ТАКИХ,
         кто им не брат по крови, -
За человека даже
                почитать не стОит.

-------------------------------------------
* - см. нижеприведенные Приложение 1 и Приложение 2.

Приложение 1:

     Марк ШТЕЙНБЕРГ
 (Дата опубликования: 20.04.2008).

      ВСЕСИЛЬНЫЙ ЕВРЕЙ АНДРОПОВ
             или
  КАК ОПРОСТОВОЛОСИЛАСЬ ВСЕСИЛЬНАЯ
  АНТИСЕМИТСКАЯ СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА.


                " 55. Марксизм и Ленинизм вожди
                Учили, да не знали,
                А речи длинные свои
                С шпаргалок нам читали.

                56. С трибун провозглашали "А",
                Но "Б" в уме держали
                И внаглую вершили "В",
                Хоть мы об этом знали.

                57. Андропов начал тормозить,
                Но оказалось, - поздно:
                Уж тень развала над страной
                Давно нависла грозно. "

                Лев ПОСТОЛОВ,
                "Крестный путь Руси к порядку",
                http://www.stihi.ru/2009/06/12/1949

 
               

    Да, все мы смертны, хоть не по нутру
    Мне эта истина, - страшнее нету.
    Но в час положенный и я умру
    И память обо мне сотрет седая Лета...
                (Из стихов Ю.В. Андропова).

Автор этих строк оказался неправ. Сейчас, через 20 лет
после его смерти, имя Андропова, его деятельность, стали объектами
самых  ожесточенных дискуссий на всех уровнях и системах российских СМИ, да и
  в  научных кругах. Особого накала споры приобрели теперь, ко времени 90-й
годовщины со дня его рождения. И, прежде всего, они - о происхождении
этого человека.
  КАКОЙ ОН КРОВИ?
Невольно вспоминаются слова Гоголя: «Темно и скромно
происхождение нашего героя». Все справочные издания согласны лишь в
одном, что родился он 15 июня 1914 года в семье железнодорожника на
станции Нагутская Ставропольского края. Об имени, происхождении и
возрасте отца, о наличии братьев, сестер и других родственников ничего
сколько-нибудь определенного не сказано и в официальных его
биографиях, которых опубликовано немало.
И еще одна графа в них осталась так и незаполненной: о
его национальности. Даже когда в «Правде» появилась официальная
биография Андропова уже в качестве генсека, то и там о его
национальности не сказано было ни слова. Естественно, это породило
множество слухов и спекуляций, и до самого последнего времени они не
иссякают. Кроме непонятной таинственности, их подогревают ярко
выраженные семитские черты лица Юрия Андропова, особенно в детском и
юношеском возрасте.
Впрочем, исследования последнего десятилетия, пожалуй,
впервые дали возможность назвать точные этнические корни этого
загадочного человека. Тем более что сегодня раскрыты некоторые архивы
Лубянки, а уж там о национальности своего шефа знали доподлинно. И
понимали, почему он предпочитал не фиксировать внимание на этом
аспекте своей биографии. Более того, предпринимал вполне серьезные меры, чтобы
скрыть свое национальное происхождение. Потому что был Юрий
Владимирович чистокровным евреем, а уж об отношении в СССР к представителям этой
национальности, думается, нашим читателям рассказывать излишне.
Хотя о еврейских корнях Андропова еще в советские
времена писали эмигрант А. Авторханов, диссидент Рой Медведев. Но уж
после крушения «империи зла» вышло множество публикаций, где об этом
говорится вполне откровенно. Назову книги В. Болдина «Крушение
пьедестала», Ю. Дроздова и В. Фортычева «Юрий Андропов и Владимир
Путин», М. Калашникова «Сломанный меч империи», О. Платонова «Терновый
венец России», С. Лихова «Призрак Агасфера», публикации И. Черняка, Н.
Петровского, И. Зевцова, Е. Батуевой, А. Игнатьева и многих других.
Но самыми, пожалуй, полноценными исследованиями этого
вопроса являются книги Сергея Семанова и недавняя обширная публикация
Валерия Легостаева «Гебист магический».
Суммируя генеалогические исследования этих, да и
других,  неназванных здесь, биографов Андропова, можно вполне достоверно
констатировать, что появился он на свет в еврейской семье. Отца его
звали Вэлв (Владимир) Либерман, мать - Геня (Евгения) Файнштейн.
Личностью отца немало занимался публицист А. Игнатьев. Но и он никаких
документов о нем или его фотографий не отыскал. Выяснил лишь, что
работал он телеграфистом на станции Нагутской и умер от сыпного тифа в
919 году.
Это подтверждал и единственный, пожалуй, свидетель
некоторых фактов биографии Андропова - бывший первый секретарь
Краснодарского крайкома КПСС Сергей Федорович Медунов. Вот что пишет
Валерий Легостаев: «Медунов в одном из интервью рассказал, что его
собственный отец работал на железнодорожной станции вместе с отцом
Андропова и хорошо его знал. Медунов-старший говорил, что того звали
Вэлв Либерман, и по национальности он был польский еврей, а жену -
Пеней, и она тоже еврейка». Кстати, судя по всему, именно знание таких
деталей родословной шефа КГБ стоило самому Медунову крушения карьеры и
других крупных неприятностей.
Евгения Файнштейн после смерти мужа перебралась с
6-летним сыном в Моздок, где вскоре вышла замуж за грека Андропуло,
который и усыновил Юрия. Впрочем, как утверждает большинство
исследователей, отчим вскоре умер, и от него у будущего генсека
осталась лишь фамилия, усовершенствованная на русский лад, и сводная сестра
Валентина.
В Моздоке мать работала в фабрично-заводской
школе-семилетке учительницей музыки и, по сравнительно достоверным
данным, умерла от туберкулеза в 1932 году. Никаких документов об этом
не сохранилось, как и о месте ее захоронения. Нет сведений и о сестре
Валентине. Лишь намек на ее существование дает Ю. Тешкин в книге
«Андропов и другие», которую он назвал документально-художественным
повествованием и где трудно отличить факты от авторского вымысла.
Впрочем, у этой книги есть и немалая ценность. В ней -
собранные автором фотографии Андропова с юных лет и до 42-летнего
возраста. Остальные общеизвестны, но не нужно быть специалистом в
вопросах антропологических (не сочтите за каламбур!), чтобы узнать
ярко выраженные семитские черты лица будущего шефа КГБ и генсека КПСС.
Такие черты не часто встретишь и у вполне документированных евреев, особенно
в молодом возрасте.
Итак, сегодня не возникает сомнений, что человек,
занимавший в прошлом столетии в течение 15-ти лет сакраментальнейший
пост шефа КГБ, а затем вознесенный и на вершину власти в Советском
Союзе, был этнически чистокровным евреем. Проследим же, хотя бы весьма
лаконично, его восхождение к этим высотам.
КАРЬЕРА АНДРОПОВА
В 16 лет, имея за плечами ту самую школу-семилетку,
где
преподавала его мать, Юрий уходит из дому на заработки. Работал
киномехаником, рабочим на телеграфе, матросом на волжском буксире.
В 1934 году он поступил в Рыбинский техникум речного транспорта, который
окончил в 1936 году. Последний год Юрий был комсоргом этого техникума.
При выпуске он получил назначение на Рыбинскую
судоверфь  в качестве штурмана 1-го разряда речного парохода. Однако уже в
следующем году Андропов становится освобожденным секретарем
комсомольской организации судоверфи, а в 1938 избирается 1-м
секретарем Ярославского обкома ВЛКСМ и через год он - 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ в
Карело-Финской республике. Такая ошеломляюще быстрая карьера
объясняется не столько выдающимися способностями молодого человека, сколько
обстановкой обвальных репрессий того времени, создававших ежедневно
множество вакансий во всех эшелонах партийного, комсомольского и
другого руководства, которые заполнялись теми, кто, как говорится, оказался
под рукой.
Но, в данном случае, под рукой оказалась личность
вполне энергичная и талантливая, и Юрий Андропов за три года, уже к началу
Великой Отечественной войны, заработал репутацию опытного
комсомольского вожака самого высокого уровня.
В годы войны он служил, не имея воинского звания, в
штабе Карельского фронта, занимался вопросами подпольной работы в тылу
противника. Кстати, только Карельский фронт немцы и финны так и не
смогли особенно потеснить за всю войну. Есть в этом и некоторая
заслуга Андропова, который был, пожалуй, единственным человеком в штабе
фронта, носившим цивильную одежду. В его функции входила подготовка
комсомольских работников для партизанских отрядов и
разведывательно-диверсионных подразделений Карельского фронта.
После освобождения Петрозаводска Андропов становится
2-м секретарем горкома, а с 1947 года - и обкома партии в этом городе. Там
же заочно оканчивает местный университет, куда поступил, не имея и
среднего образования. В 1951 году он перебирается в аппарат ЦК КПСС.
Стартует на должности инспектора, но в следующем году он уже зав.
подотделом. А с 1953 года - на дипломатической работе. Его направляют
послом в Венгрию, и в его бытность там происходит восстание против
советских марионеток - венгерских правителей, в подавлении которого
есть немалая заслуга Юрия Андропова.
Затем его карьера продолжается в ЦК КПСС, где он
становится заведующим отделом, а с 1962 года - секретарем ЦК. Но
великий перелом в его судьбе произошел в 1967 году, когда Юрия Андропова
назначили на пост Председателя Комитета госбезопасности. В мои задачи
не входит анализ служебной или партийной деятельности Андропова. Скажу
лишь, что такой длительный срок - 15 лет - на этом весьма и весьма
скользком месте не усидел никто. В январе 1982 года Андропов снова
секретарь ЦК вместо умершего Суслова, а через десять месяцев он
становится Генеральным секретарем, на этом посту и умирает в феврале
1984 года.

   ЖЕНЫ И ДЕТИ АНДРОПОВА
Еще в бытность свою в Рыбинском речном училище Юрий
Андропов влюбился в длинноногую волейболистку Нину Енгалычеву, свою
сокурсницу, и в 1935 году они поженились. Через год родилась дочь,
которую назвали Евгенией в честь Юриной матери. Кстати, сына,
родившегося вскоре, назвали тоже согласно традиции - Владимиром.
Судьбы этих людей сложились по-разному, но в общем не
слишком-то счастливо. Нина Ивановна всю жизнь прожила в Ярославле, где
и  умерла в 1994 году. Евгения Юрьевна поступила там же в мед-институт и
осталась работать, теперь она на пенсии и живет в Ярославле. Владимир
же  пошел по дурной дорожке, попал в блатную компанию, воровал, сидел. К
23 годам имел уже две судимости. После освобождения уехал в Тирасполь,
сильно пил и умер там же от цирроза печени в 35-летнем возрасте.
Скорее всего, в несчастной судьбе сына и в не
больно-то завидном бытии жены и дочери трагическую роль сыграло то, что когда
Юрия Андропова перевели в Карелию, он нашел там вторую и главную женщину
своей жизни - Татьяну Филипповну Лебедеву, сошелся с ней и женился,
разведясь с Ниной. В 1941 году Татьяна родила сына, названного Игорем,
а спустя пять лет - дочь Ирину.
Ирина окончила филфак МГУ, вышла замуж за известного
артиста Михаила Филиппова, работала редактором в издательстве «Жизнь
замечательных людей» и в журнале «Советская музыка». После смерти отца
она разошлась с артистом, сейчас на пенсии, живет крайне замкнуто.
Иная судьба у ее брата Игоря. Окончив престижный
МГИМО, он стал, как и полагается его питомцам, дипломатом. Поднимался успешно
по карьерной лестнице, вершиной которой стала должность посла в
Греции.
Там, обнаружив супружескую измену, запил, набедокурил и был отозван. С
женой развелся, женился на известной актрисе Людмиле Чурсиной, но брак
вскоре распался. Игорь вернулся к первой жене, с которой и живет
сегодня, работая в российском МИДе послом по особым поручениям.
В преддверии 90-летия со дня рождения Юрия Андропова в
России идут жаркие дискуссии по поводу того, что сделал он для страны
на двух главных постах, где царил в последние 17 лет жизни. Вторая же
тема этих дискуссий звучит вполне в аспектах сослагательного наклонения:
что было бы со страной, да и с планетой тоже, кабы генсек Юрий Андропов не
умер так скоропостижно.
   ПРОЕКТ «М»
Так называют сегодня андроповский «Мобилизационный
проект», неизвестно, реально ли существовавший документ. В общем виде
под таким названием подразумевают план Андропова, направленный на
мобилизацию всех усилий советского общества, политического руководства
страны для того, чтобы создать новую эффективную систему экономики.
Созданная им команда, еще до того, как он стал
генсеком, разработала предложения, чтобы спасти СССР от распада. Эти предложения
сводились к устранению КПСС от руководства страной и передаче ее
функций некой «силовой структуре». Экономика должна была стать гораздо более
эффективной и продуктивной за счет введения элементов частной
собственности, рыночных принципов. Планировалось ввести значительную
самостоятельность предприятий потребительского сектора,
ельскохозяйственных форм, сделав упор на кооперативных.
Такое «осторожное реформаторство», не затрагивающее
стратегических основ советской государственной системы, было призвано
не допустить коллапса СССР, который и произошел в 1991 году. По этому
поводу выдающийся политолог, профессор Калифорнийского университета в
Беркли Кен Джавитт Робсон пишет: «Если бы Андропов не умер так скоро,
то мы и сегодня жили бы еще при Советском Союзе. Конечно, он не распустил
бы КПСС, а круто начал бы реформы, посадив за решетку коррупционеров и
приведя к власти молодых технократов. Сакраментально, что бывший
пекинский генсек Цзян Цзэминь неоднократно высказывался в том смысле,
что Китай пошел именно по андроповскому плану и благодаря этому
избежал кономической и социальной катастрофы».
Однако гораздо более многочисленна в России группа,
которая отстаивает диаметрально противоположные мнения.

       ПЛАН ВСЕСИЛЬНОГО ЕВРЕЯ
Именно так называет андроповский план «М» московский
публицист Сергей Кирьянов, обвиняя его в подготовке крушения
Советского Союза. Приведу несколько цитат из обширной публикации Валерия
Легостаева:
В современной России и на Западе есть немало
влиятельных лиц и организаций, кровно заинтересованных в сокрытии того бесспорного
факта, что многолетний председатель всесильного КГБ по национальности
был евреем.
Национальная принадлежность Андропова, в силу
определенных российских традиций, вроде бы и не давала ему поводов для
особенных амбициозных планов, а потому упрощала проблему партийного
контроля за деятельностью КГБ. Вот эта иллюзия и оказалась самой
катастрофической. Со временем она вышла боком и триумвирату Брежнев -
Косыгин - Подгорный, и всему советскому обществу. В этом очерке
изложены основные мнения об Андропове как о государственном деятеле. Хотелось
бы дополнить рассказ некоторыми характеристиками его как человека, потому
что скромность Юрия Владимировича поражала даже его коллег по ЦК и по
КГБ. Когда он умер, родственникам не осталось практически ничего,
кроме личных вещей. Вот уж кто действительно жил на одну зарплату, которую
до гроша и отдавал жене.
Жил он в скромной для такого лица квартире, в которой
одна из комнат была отдана охране, а вообще полжизни провел в
деревянной двухэтажной даче на Москве-реке. Все подарки пунктуально сдавал
государству. Категорически отказывался от присвоения ему воинских
званий. Когда же, по прямому указанию Брежнева, ему присвоили генерала
армии, то всю генеральскую долю зарплаты он перечислял в один из
детских домов, сохраняя это в тайне от коллег по Политбюро.
То, что Андропов писал стихи, известно стало лишь
после его смерти. Между тем некоторые из них он опубликовал при жизни - под
псевдонимом. Завершим очерк его четверостишием:

           Мы бренны в этом мире под луной,
           Жизнь - только миг, небытие - навеки,
           Кружится по Вселенной шар земной,
           Живут и умирают человеки...



Приложение 2 :

      "НАШ ДОРОГОЙ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ"** ХРУЩОВ
       И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ В СССР.            
          ( Публикатору имя автора Приложения 2 не известно).

                "На нашей Украине нам не нужны евреи".
                (Из беседы Первого секретаря ЦК КП(б)У
                Н. С. Хрущева с еврейкой М. Хельминской
                в Киеве в 1949 году ).


В пьесе Евгения Шварца "Дракон" один из прислужников убитого дракона кричит: "Я не виноват, меня (так) учили". "Всех учили, отвечают ему, но зачем ты оказался первым учеником, скотина этакая?". Н. С. Хрущев не был первым учеником, но, безусловно, входил в первую пятерку сталинских учеников вместе с В. М. Молотовым, Л. М. Кагановичем, Л. П. Берия и Г. М. Маленковым. Все они, включая еврея Кагановича, выросли на зверином сталинском антисемитизме.

С конца 1943 года и далее, за исключением короткого периода 1947-48 годов, когда его сменил Л. М. Каганович, Н. С. Хрущев был первым секретарем ЦК КП(б)У и председателем Совнаркома. Выступая в Киеве в марте 1944 года с речью о страданиях народа в годы оккупации, он ни единым словом не упомянул о евреях (Г. Аронсон, "Еврейский вопрос в эпоху Сталина"). Стоит ли этому удивляться, если даже в сообщении Совинформбюро от 7 мая 1945 года об освобождении узников Освенцима евреи не были упомянуты. [У главы Совинформбюро Соломона Лозовского в Освенциме погиб брат Григорий (Г. Костырченко)].

В годы войны Илья Эренбург написал более полутора тысяч статей. Среди них всего несколько - о евреях. Все эти статьи были опубликованы в выходившей на идише газете "Эйникайт"("Единение"). Вот что он писал 4 ноября 1943 года в статье "Немецкие фашисты не должны жить":

"Эта земля (земля Украины С. Д.) была для евреев не заезжим домом родиной. Кто может себе представить украинские и белорусские города и местечки без евреев? Я видел эту пустыню, эти страшные руины. Под ними море крови. Я должен произнести страшные слова. Пусть все их читают. Пусть никто не посмеет отвернуться от них. Пусть никто не может забыть до последнего дыхания: на Украине нет больше ни одного еврея. Немцы сделали свое дело. Излишне считать убитых. Я повторяю: в живых не осталось ни одного еврея".

Об этом же - и тоже на идише - в той же газете "Эйникайт" писал Василий Гроссман 25 ноября и 2 декабря 1943 года в статье "Украина без евреев".

"Все злодейски убиты, многие сотни тысяч, миллион евреев на Украине".

Естественно, Хрущев не читал этих статей, но и без них он прекрасно знал, что на Украине нет больше евреев. И, надо полагать, был этим очень доволен, ибо сказал в 1949 году: "На нашей Украине нам не нужны евреи".

Об этом рассказал Леон Ленеман в книге "Трагедия евреев СССР" (Франция, 1956 г.):
До начала мировой войны (польская еврейка) М. Хельминская отсидела несколько лет в польской тюрьме за коммунистическую деятельность. Во время оккупации Киева она выдавала себя за полячку и была связана с подпольем, а после освобождения Киева была принята на работу в секретариат Н. Хрущева, с условием, что ее анкетные данные будут уточнены позже. После реального заполнения анкеты она была уволена. Потрясенная разъяснениями знакомых, что, согласно негласному указанию, на Украине предполагается ограничение приема евреев на ответственные должности, Хельминская обратилась к Хрущеву лично. Их разговор носил напряженный характер. Хельминская разрыдалась, на что Хрущев сказал ей:
"Я понимаю, что вы как еврейка рассматриваете этот вопрос с субъективной точки зрения. Но мы объективны: евреи в прошлом совершили немало грехов против украинского народа. Народ ненавидит их за это. На нашей Украине нам не нужны евреи. И, я думаю, для украинских евреев, которые пережили попытки Гитлера истребить их, было бы лучше не возвращаться сюда... Лучше бы они поехали в Биробиджан. Ведь мы здесь на Украине. Понимаете ли вы? Здесь Украина. И мы не заинтересованы в том, чтобы украинский народ толковал возвращение советской власти как возвращение евреев...".

Что же это за грехи еврейского народа перед украинским? Может быть, это те, о которых писала газета "Украинское слово" вскоре после расстрела 100 тысяч евреев в Бабьем Яру в течение 5 дней, начиная с 29 сентября 1941 года? Она писала: "Жиды организовали Голодомор, разрушили сельское хозяйство, закрыли украинцам путь к высшему образованию, уничтожили интеллигенцию, развалили науку" (А. Бураковский "Бабий Яр сегодня: Война символов?", "Форвертс", 375, 2003).

Уж не это ли имел в виду первый секретарь ЦК партии Украины и будущий первый секретарь ЦК КПСС? Неужели забыл, что писал Сталин в 1930 г. (газета "Пролетарская правда"): "...уничтожение социальной базы украинского национализма индивидуальных крестьянских хозяйств одна из основных задач коллективизации на Украине". Не напомнить ли ему слова первого секретаря ЦК КП(б)У Станислава Косиора: "Крестьянин применяет новую тактику. Он отказывается собирать урожай. Он хочет сгноить зерно, чтобы удушить советское правительство костлявой рукой голода. Но враг просчитался. Мы покажем ему, что такое голод!". Читатель также может вспомнить, что на третьем Московском процессе в 1938 г. вина за голод на Украине в 1932-33 годах была возложена на наркома земледелия Чернова. Добавим, что в течение 1946-1947 годов именно с Украины были отправлены в Биробиджан 6000 евреев.

В своих мемуарах Хрущев многократно подчеркивает, что Сталин был отъявленным антисемитом. Став первым секретарем ЦК КПСС, он продолжил его антисемитскую политику. В знаменитой речи на ХХ съезде партии в феврале 1956 года, говоря о сталинских репрессиях, Хрущев ничего не сказал о евреях. А ведь по числу погибших в ГУЛАГе евреи идут на втором месте сразу за русскими. Ничего не сказал он и о расстреле 12 августа 1952 года лидеров Еврейского Антифашистского комитета. А вот что он сказал о "деле врачей": "Давайте также вспомним о "деле врачей-вредителей". На самом деле не было никакого "дела", кроме заявления врача Тимашук, на которую, по всей вероятности, кто-то повлиял или просто приказал (кстати, она была неофициальным сотрудником органов государственной безопасности) написать письмо Сталину, в котором она заявляла, что врачи якобы применяли недозволенные методы. Для Сталина было достаточно такого письма, чтобы прийти к немедленному заключению, что в Советском Союзе имеются врачи-вредители. Он дал указание арестовать группу видных советских медицинских специалистов" (Жорес и Рой Медведевы, "Неизвестный Сталин" М., "Фолио", 2002).

Разумеется, Хрущев прекрасно знал, что "дело врачей" не было инициировано этим письмом, что письмо Тимашук находилось в архиве с 1948 года. Но не эта его ложь поражает. Поражает, что он не сказал ни единого слова о смысле всего "дела врачей" о готовившейся Сталиным расправе над всем еврейским народом.

[Отметим, что вскоре после окончания ХХ съезда, 22 марта, Лидия Тимашук обратилась к Хрущеву с письмом, прося снять с нее обвинение в клевете на врачей. Ее вызвали в ЦК и объяснили, что, как пел А. Галич, правда, по другому поводу, "не подходит это дело к моменту". И до сих пор умершая в 1983 году Лидия Тимашук остается главным советским доносчиком рядом с незабвенным Павликом Морозовым].

В этом же 1956 году, выступая в Варшаве, Хрущев говорил: "Даже посредственный Ковальский значительно полезнее первоклассного Розенблюма... И вообще у вас здесь слишком много абрамовичей" (C. L. Sulzberger. "The New York Times", July 9, 1956). Дома в Москве (август 1956 г.) в беседе с делегацией канадских коммунистов Хрущев защищал сталинское решение не устраивать в Крыму еврейской республики: "(Крым) не должен стать центром еврейской колонизации (выделено мной С. Д.), так как в случае войны он был бы превращен в плацдарм против Советского Союза" ("Социалистический вестник", 5, Н.- Й., 1957).

Десталинизация избавила евреев от готовившейся Сталиным депортации. Однако 5 графа в паспорте попрежнему ставила евреев в особое положение внутренних врагов советской власти, одновременно препятствуя ассимиляции. В сознании Хрущева евреи остаются потенциальной "пятой колонной". Нужно ли удивляться тому, что сталинский выдвиженец 20-х годов продолжил антисемитскую политику тирана, хотя, разумеется, не в масштабах "окончательного решения". И даже объяснил свои действия в беседе с французскими социалистами (май, 1956 года): "В начале революции у нас было много евреев в руководящих органах партии и правительства. Евреи были образованнее, может быть, революционнее, чем средний русский. После этого мы создали новые кадры... Если теперь евреи захотели бы занимать первые места в наших республиках, это, конечно, вызвало бы неудовольствие среди коренных жителей"("Социалистический вестник", 1, Н.- Й., 1961). Как перекликаются эти его слова со словами, сказанными Сталиным Риббентропу в 1939 году: "...когда в СССР будет достаточно своей интеллигенции, с засилием евреев в руководстве будет раз и навсегда покончено" (выделено мной С. Д.).

В марте 1958 года Хрущев принял корреспондента газеты "Фигаро" Сержа Груссара и поведал ему, что "евреи не любят коллективный труд, групповую дисциплину. Они индивидуалисты... Я отношусь скептически к возможности создания прочного еврейского общества" (Le Figaro, 1958, 9 avril).

В стране по-прежнему сохраняется процентная норма для евреев при поступлении в вузы. По их окончании евреев, как правило, отправляют в наиболее отдаленные районы страны с неизбежной потерей старой прописки. Полагаю, что многие евреи моего "потерянного поколения" еще не забыли той наглости и подлости, с какой топтали нас на устных экзаменах при поступлении во многих ВУЗах страны, какие зачастую огромные усилия предпринимали экзаменаторы, чтобы провалить победителя олимпиады по математике, физике, химии, какую радость и чувство выполненного долга испытывали они, провалив.

               
"И это всё в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось".
                Давид Самойлов.

Вот данные о числе еврейских студентов в ВУЗах страны: 1962-63 годы 2,68%, 1963-64 2,53%, 1969-70 2,22%, 1972-73 1,91%. Приводя эти данные, А. И. Солженицын объясняет снижение числа еврейских студентов в 1972 году началом репатриации в Израиль ("Двести лет вместе", ч. II М., "Русский путь", 2002). Действительно, в том году в Израиль выехали почти 32 тысячи евреев. Но среди них было сравнительно немного представителей интеллигенции в силу необходимости выплачивать драконовский налог на высшее образование и еще меньше молодежи. Очень многие евреи оказались в отказе.

Огромные трудности претерпевали евреи при устройстве на работу, при переходе на другую работу. Дирижер Юрий Аранович вспоминает (журнал "Новый век", 1, 2003), что, когда в 1964 году ему предложили должность главного дирижера Всесоюзного радио и телевидения, министр культуры Фурцева воскликнула: "Как мы возьмем на радио человека с такой фамилией?" На это Тихон Хренников, председатель Союза композиторов, заметил: "От частого употребления фамилии перестают считаться еврейскими. Привыкли же к Ойстраху и к Когану, привыкнут и к Арановичу".

Действительно, привыкли. Но это было исключение, а правило гласило: никаких еврейских фамилий. "Понимаете, Аркадий и Гриша, - сказала начинающим писателям редактор всесоюзного радио, - если я объявлю по радио, что авторы интермедии Аркадий Штейнбок и Григорий Офштейн, меня просто уволят с работы. Поэтому быстро идите в коридор и придумайте себе псевдонимы". Так появились писатели- сатирики Аркадий Арканов и Григорий Горин (из интервью Аркадия Арканова. "Еврейский мир", 850, 4 - 11 сент. 2008).

В разговоре с Лией Могилевской, знаменитым концертмейстером Большого театра, Давид Ойстрах сказал: "Евреи (в СССР) делятся на 3 категории. Тот, кто зарабатывает 100 руб. в месяц, - просто жид пархатый, тот, кто зарабатывает 200 руб. - еврей, а тот, кто, как я, получает 500 - есть гордость русского народа". (Марк Зальцберг в сб. "Русские евреи в Америке", кн. 3. Иерусалим-Торонто-Санкт-Петербург, изд. "Гиперион", 2009).

В 1961 году министр обороны СССР, маршал А. А. Гречко и президент Академии наук СССР М. В. Келдыш получили указание ЦК КПСС разработать график освобождения армии и науки от засилия евреев. Гречко обещал выполнить указание в несколько лет (это при том, что к 1953 году все генералы-евреи и около 300 полковников были отправлены в отставку, согласно Краткой еврейской энциклопедии, т. 1 Иерусалим, "Кетер", 1976). Келдыш заявил, что ему потребуется не меньше 10 лет (М. Дектор. "Статус евреев в Советском Союзе". Журнал "Foreign Affair", January 1963).

Вот пример. Выдающийся советский математик И. М. Гельфанд (1913-2009), создатель всемирно известной математической "школы Гельфанда", стал членкором АН СССР в 1953 году, получил две сталинские премии. Сталин не скупился на награды работающим на бомбу евреям. Но при Хрущеве и Брежневе его дальнейшее продвижение было полностью заблокировано. Его, члена 10 ведущих Академий наук мира, трижды прокатили на выборах в действительные члены АН СССР. Каменной стеной на пути встали слепой математик академик Л. Понтрягин (известный как "слепой антисемит") и зрячие антисемиты академики И. Виноградов, А. Тихонов и др. Всё же избрание Гельфанда состоялось 32 года спустя, в 1985 году, а еще через четыре года он и почти вся "школа Гельфанда" покинули Союз. Среди 94 членов отделения математики АН США 8 иммигрантов - членов "школы Гельфанда".

Как расправлялась ВАК (Высшая аттестационная комиссия) с диссертациями евреев, успешно прошедших защиту в ученых советах институтов, полагаю, мои современники еще не забыли. Вот некоторые данные И. Домальского (М. Байтальского) из его очерка "Новое в антисемитизме" ("Евреи в Советском Союзе". Библиотека "Алия", 24 1979):




Число евреев-аспирантов равнялось в 1973 году 3456, что в 8 раз меньше по сравнению с числом докторов и кандидатов наук (29957) очевидное и безусловное "свидетельство выполнения М. В. Келдышем и его преемниками директивы партии по очистке науки от засилья евреев". Евреев снова "потеснили"(как "элегантно" выразился А. И. Солженицын).

Наконец напомню о кампании против "экономических преступлений", начатой Н. С. Хрущевым в 1961 году. Она носила откровенно антисемитский характер. Процессы над валютчиками, взяточниками, расхитителями государственной собственности очень часто сводились к процессам над евреями. Их было не менее четырехсот. (М. Дектор. "Статус евреев в Советском Союзе").

Некоторые из подсудимых были приговорены к расстрелу за действия, совершенные ими еще в то время, когда закон не предусматривал высшую меру наказания смертную казнь за эти преступления. Хрущев потребовал издать Указ Верховного Совета, позволяющий выносить смертные приговоры даже ретроактивно! Один из таких случаев получил очень громкую огласку в стране и за рубежом.

Два "валютчика" - Я. Рокотов и В. Файбышенко - были приговорены к 8 годам лишения свободы, т.е к максимальному наказанию, предусмотренному законом. Хрущев потребовал пересмотреть дело, и новый суд почти удвоил срок, приговорив их к 15-летнему тюремному заключению. Хрущев просто кипел от жажды еврейской крови. На Пленуме ЦК партии он набросился на Генерального прокурора СССР Руденко: "Не думайте, что ваша должность пожизненна!". Напуганный Генпрокурор принес протест на "мягкость" приговора, вынесенного Московским городским судом, а несколько раньше, 1 июля 1961 года, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев подписал Указ "Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях". Получив протест Руденко, Верховный суд РСФР в течение двух дней приговорил Рокотова и Файбышенко к расстрелу за преступление, совершенное ранее, чем закон вступил в действие.

Напомню слова сталинского наркома юстиции Н. В. Крыленко: "Мы творим новое право и новые этические нормы" - и применяем их ретроактивно, добавлю я за него.

За период с 1961 по 1967 год в ходе процессов против реальных и мнимых нелегальных торговцев было вынесено 163 смертных приговора евреям и только 5 неевреям.
Вот что писала газета "Труд" 16 января 1962 года: "На скамье подсудимых из всей гоп-компании меламедов, рабиновичей, зисмановичей и других таких же выделяется один. У него картавая речь, крысиная физиономия, горбатый нос, один глаз косит, взгляд вороватый. Это Арон, кто же еще".

В 1962 году английский философ и общественный деятель Бертран Рассел пишет Хрущеву: "Я глубоко обеспокоен смертными казнями, которым подвергаются евреи в СССР, и тем официальным поощрением антисемитизма, который, по-видимому, имеет место". Хрущев цинично ответил: "Среди расстрелянных есть люди разных национальностей, и антисемитизм здесь ни при чем".

Вряд ли о судьбе романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" знала начинающая тогда писательница И. Грекова (профессор математики Елена Вентцель), когда передавала в 1962 году в журнал "Новый мир" свой роман "Свежо предание", целиком посвященный судьбе советских евреев. Ее действие было актом смелости, никак не меньшим, чем публикация А. Н. Радищевым "Путешествия из Петербурга в Москву". Как иначе можно оценить приведенные на последней странице романа слова Максима Горького: "Меня изумляет духовная стойкость еврейского народа, его мужественный идеализм, необоримая вера в победу добра над злом, в возможность счастья на земле. Старые крепкие дрожжи человечества, евреи всегда возвышали дух его, внося в мир беспокойные благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему" (Литературный сборник "Щит", изд. 2, М., 1916).

Вот лишь один фрагмент. Предварительно замечу, что итальянский математик Д. Пеано (1858-1932) построил непрерывную кривую, которая проходит через каждую точку квадрата, заполняя его целиком. А теперь фрагмент слова одного из героев романа, математика, профессора Николая Прокофьевича: "До революции была черта оседлости. Заметьте, черта кривая. Это была обычная честная кривая. По одну сторону от нее евреям можно было жить, по другую нельзя. Теперь у нас тоже есть черта оседлости. Только это не обычная кривая, а кривая Пеано. Она проходит через каждую точку территории. И ни в одной точке не ясно можно там жить (еврею) или нельзя".

Александр Твардовский опубликовал в том году "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына, но не рискнул печатать роман И. Грековой: писать о евреях в 1962 году было опаснее, чем о зэках! Роман увидел свет только через 33 года (Издательство Hermitage Publishers, 1995). Будь он напечатан вовремя, автора, безусловно, ожидала бы не меньшая мировая слава, чем А. И. Солженицына и, скорее всего, крутая расправа властей.

Отвечая Бертрану Расселу, Н. С. Хрущев заявил, что "политики антисемитизма не было и нет в Советском Союзе, так как характер нашего многонационального государства исключает возможность такой политики". (Л. Крейдлина, "Дорога в четыре тысячи лет"). "Нет сейчас и не было (!) антисемитизма, кричал Хрущев на встрече с творческой интеллигенцией. Не вызывайте к жизни эту замороженную бациллу" (Даниил Гранин, "Причуды моей памяти"). Неужели забыл свои собственные слова: "На нашей Украине нам не нужны евреи"? Впрочем, не только на Украине. Ленинградский профессор А. П. Филин рассказал мне, что прочел как-то в стенной газете в Новосибирском академгородке такие стихи:

    В одном кафе сидел семит
    И ел, что подороже.
    В кафе зашел антисемит
    И дал ему по роже.

------------------------------------------
** - Так назывался полнометражный документальный кинофильм,
    демонстрировавшийся в СССР в бытность Н.С.Хрущёва
    Первым секретарём ЦК КПСС.


         28 января 2011 года.