Работы членов независимого жюри ДУША И ПЕРО

Конкурсы Музыка Души
1. Оценки финальных работ ТЕРЕЗЫ ШАТИЛОВОЙ:

1-АЯ ГРУППА:

1)"Кенгурёнок" - 5 баллов;

2)"Стихи имеют пламенную стать" - 5 баллов;

3)"Три просьбы" - 4 балла;

4)"Время течёт, тает..." - 4 балла;

5)"Утопают могилы в цветах..." - 4 балла;

6)"Зачем ты говоришь, что Бога нет?" - 5 баллов.

2-АЯ ГРУППА:

7)"Туман рассветный кутает звезду" - 4 балла

8)"Прощанье с осенью" - 4 балла;

9)"Люди зачем-то..." - 4 балла

10)"Осеннее" - 4 балла

11)"Как мало стало в жизни важных слов" - 4 балла

12) "Подарок свыше..." - 4 балла.


2. Оценки финальных работ САМОГО ЧЕСТНОГО РЕЦЕНЗЕНТА:

1-АЯ ГРУППА:

3)"Три просьбы" - сильное произведение, особенно особенно из-за последнего катрена. Автор сумел в нём поднятся до обобщения и соединения земного с небесным, а это всегда сильно. Это удача. Но первые две строфы, гораздо слабей по смыслу чем последние, они ничего нового и своего не содержат.
Из-за них - 4 балла.

1)"Кенгурёнок" - 2 балла.

2)"Стихи имеют пламенную стать"
- По смысловой нагрузке мало нового, но попытка есть и она в последней строке.
Но к сожалению, эта строка слабо связана с остальным содержанием.
За "свежие образы" - 3 балла;

4)"Время течёт, тает..."

- Слишком много пафосных, высоких слов, но все они
"заезжены" - как слова, так и образы (время течет, пить ветер,
писать кровью). Не совсем ясно иногда о чем идёт  речь: "Сбросить свои тайны?" - Что за тайны, куда и зачем их надо сбрасывать? - 2 балла.

5)"Утопают могилы в цветах..." - очень распространённая тематика - 2 балла;

6)"Зачем ты говоришь, что Бога нет?" - 2 балла.

2-АЯ ГРУППА:

8)"Прощанье с осенью"

-Очень неплохо: и техника и смысл, и свой взгляд на "затертую" тему осени - 4 балла;

9)"Люди зачем-то..."
- И техника и смысл на должном уровне - 4 балла.

7)"Туман рассветный кутает звезду"
- "попытка сделать красиво" - в этом и заключается "перебор" - 2 балла;

10)"Осеннее"
- Слабое по силе воздействия на читателя и технике - 2 балла.

11)"Как мало стало в жизни важных слов"
-Смысл глубокий, но техника "не дотягивает" до этого смысла - 2 балла.

12) "Подарок свыше..."
- Задумка неплохая, но исполнение слабое и мелкое - 2 балла.


3. Оценки и комментарии КРИСТИНЫ ВЫСОЦКОЙ:

1-АЯ ГРУППА:

1)"Кенгурёнок"

– 5 БАЛЛОВ. Выдержан размер, рифма, смысл. Читается легко, легко воспринимается.)


2)"Стихи имеют пламенную стать"

- Немного сбивает мысль первое четверостишие. С первого прочтения не воспринимается уход поэта «в мир печали» и «то  умолкают  те,  кто  огорчали, – поэту  из  могилы  не  восстать». Правда, после второго прочтения смысл понятен. И еще не понятна интонация. Судя по знакам, стихотворение читается достаточно ровно. Не хватает силы в первых строках четверостиший. Поэтому все же - 4 БАЛЛА


3)"Три просьбы"
- Очень понравилось! Каждая строка очень близка и понятна. Соблюдены все правила стихосложения - 5 БАЛЛОВ


4)"Время течёт, тает..."
- Это стихотворение надо прочувствовать - не прочитать и понять, а каждую строку душой ощутить. Однозначно - 5 БАЛЛОВ.


5)"Утопают могилы в цветах..."
 -  При чтении "спотыкаешься на 7-ой строке - чем-то скребет слух и язык, выбивается из общего ритма - 4 БАЛЛА.


6)"Зачем ты говоришь, что Бога нет?"
- Читаешь и "мороз по коже"! Однозначно - 5 БАЛЛОВ.


2-АЯ ГРУППА:

7)"Туман рассветный кутает звезду"
- Не очень впечатлило. Тяжеловато читается. 3 БАЛЛА.

8)"Прощанье с осенью"
- Аналогия. Обстановка в России – осень. Печально, но факт. Не раскрыто до конца. Чего-то не хватает -4 БАЛЛА.


9)"Люди зачем-то..."
- 5 БАЛЛОВ. Стройное, смысловое, сильное.


10)"Осеннее"

- Очень резкий и внезапный переход с осени в карнавал, а потом в белый цвет зимы…  Но написано хорошо - 4 БАЛЛА.


11)"Как мало стало в жизни важных слов"
- С глубоким смыслом. Рифмы не идеальны, но в общей картине – гармоничны -  5 БАЛЛОВ.


12) "Подарок свыше..."
- Последняя строчка как-то все испортила. Идея замечательная, размер приятный для чтения - 5 БАЛЛОВ.



4. Оценки и комментарии ГАЛИНЫ КАРТАШОВОЙ:

1-АЯ ГРУППА:

1) "Кенгурёнок"

- 5 баллов. Несколько раз перечитывала, стих вызывает самые тёплые чувства. Растут детки, оставаясь для матери малышами. Казалось бы, ничего особенного нет, но нежная трогательность покоряет.


2) "Стихи имеют пламенную стать"
- 4 балла. Вроде неплохое стихотворение, но нет в нем какого-то стержня, не остается оно в памяти. Не первый раз читаю подборку, но это стихотворение каждый раз вижу заново, нет элемента узнавания, не запомнилось.


3) "Три просьбы"
- 3 балла. Хорошая тематика, но не впечатлило. Одинокий «колокольчик в цвету» - не оправданный глобализм. Последний катрен противоречит предыдущему. Кто «добрые люди», если до этого шёл призыв не верить? Сожалею.


4) "Время течёт, тает..."
-5 баллов. Содержательное стихотворение, ритмичное. «Много ли, кто может пальцами дождь гладить» - бесподобно.


5) "Утопают могилы в цветах..."
- 4 балла. Не сказанные вовремя слова близким, ушедшим в мир иной, тяжкое осознание непоправимости – нет в этой теме новизны, практически у каждого автора есть нечто подобное. И, берясь за такую тему, во всяком случае для конкурса, необходимо поразить каким-нибудь оригинальным оборотом, здесь этого не отмечается. Технически грамотное произведение.


6) "Зачем ты говоришь, что Бога нет?"

4,5 балла. К рифмам, к ритму претензий нет. Никаких замечаний нет. Но вот желания занести это стихотворение в список избранных тоже нет. Такие вот одолевают сомнения.


2-АЯ ГРУППА:

7) "Туман рассветный кутает звезду"
- 5 баллов. Космос – притягательная загадочность вселенной. Кто мы, откуда пришли в этот мир? Почему наши взоры так притягивают холодные далёкие звёзды? Не потому ли что между ними и нами существует неразрывная связь, память о которой утеряна давно и безвозвратно. Понравилось.

 
8) "Прощанье с осенью"
- 4 балла. «Целует сухими листьями меня» хорошо, образно. Подтекст не ясен, почему осень уходит навсегда, а не на год.


9) "Люди зачем-то..."
- 5 баллов. Очень сильно написано. По-моему, в минуты глубоких переживаний или просто неважного настроения, но даже физически ощущается внутреннее напряжение.


10) "Осеннее"
- 5 баллов. Превосходно. Оригинальный текст, хорошие рифмы.


11) "Как мало стало в жизни важных слов"
- 4 балла. Тема затёрта, поэтому не является глубоким откровением, потрясающим душу. Буквально вчера читала у одного из авторов: «слово советский теперь отменили и т.д.» Рифмы банальны, нет какой-то авторской изюминки, чтобы захотелось вновь перечитать. Нормальное хорошее стихотворение, но не выдающееся.


12) "Подарок свыше..."
- 4 балла. Легко читается, несмотря на то, что размер нарушен. «Бережно ваяла» и «Прежнее лепила, видно, в кураже» - не увязывается одно с другим. Не поддерживающие друг друга характеристики действий.

 

5. Оценки и комментарии ПАВЛА ЧАГОВСКОГО:

1-АЯ ГРУППА:

1)"Кенгурёнок" (+5 баллов)

Ты смотришь с восторгом опять в темноту
И тянешься к звёздам ладошкой,
Потом засыпаешь, прильнув к животу
Заботливой мамочки… Крошкой
Ты был еще, кажется, только вчера
Мой маленький, мой кенгурёнок!
С безоблачной мыслью, что жизнь – лишь игра,
Ты мне улыбнёшься спросонок…
Смотри: там по небу летят облака,
Меняя свои очертанья…
Рассвет им лениво румянит бока…
Какие смешные созданья!
Одно – как кораблик плывет голубой,
Другое – точь-в-точь, как конфета,
А самое быстрое – схоже с тобой,
Мечтательный мой непоседа!
Ты так же когда-то отправишься в путь,
Покинув уютный кармашек.
…Мы страх расставания пьём по чуть-чуть
Из двух одинаковых чашек…

+5 Пять баллов. Очень милое, трогательное стихотворение, я бы сказал, с какой-то обволакивающей энергетикой. Прекрасно подобрана интонация. Здесь хороша и непосредственность автора, и техника исполнения. Такому прощаешь даже не слишком благозвучное (особенно в стихах для детей!): "какораблик" и "какконфета".


2)"Стихи имеют пламенную стать" (+3)

Стихи  имеют  пламенную  стать.
Когда  поэт  уходит  в  мир  печали,
то  умолкают  те,  кто  огорчали, –
поэту  из  могилы  не  восстать. 
Не  запретить  бесплотные  стихи.
Они  с  годами  гуще  и  весомей,
и  громче  звук   у  жизни  на  изломе,
и  порох  их  содержится  сухим.
А  всё  из-за  простых  обычных слов,
уложенных  в  особенном  порядке,
записанных  в  истрёпанной  тетрадке,
но  крепче  корабельных  парусов.
Поэт  давно  за  гранью  бытия.
Убить  нельзя.  Достать  нельзя.  Не  выслать.
И  в  поисках  заложенного  смысла
у  мира  с  ним  пока  ещё  ничья.

- На мой взгляд, в произведении содержится большое количество ложного пафоса. Мне кажется, что трагическая сама по себе тема, еще не делает стихотворение удачным. Первое, что бросилось в глаза - непродуманное композиционное решение: "Стихи имеют пламенную стать"...

- После такой пафосной первой строчки, читатель, чисто психологически, ожидает разговора о поэзии. Он уже мобилизовал свое образное мышление. Но, увы, беседы так и не происходит. Автор переключает внимание, внезапно бросая своего читателя в водоворот нового замысла, и там обрушивая неожиданный трагизм:

- "Когда  поэт  уходит  в  мир  печали,
то  умолкают  те,  кто  огорчали, –
поэту  из  могилы  не  восстать".

- Хорошо, но я не могу понять, как же это соотносится с тем, что "стихи имеют пламенную стать"? По моему - никак. Правда, хочу отметить, что в принципе такие "обрывы внимания" могут смотреться очень эффектно, но только, если они подготовлены специально...

"Не  запретить  бесплотные  стихи.
Они  с  годами  гуще  и  весомей"...

- Здесь я хочу попросить у Вас прощения за свой цинизм и за вторжение в личностное мировосприятие, но мне опять кажется, что слишком много пафоса. Не "загустевают" стихи с годами и даже не "засахариваются". В них только то, что есть, было и будет всегда. Когда Цветаева писала знаменитое:
"Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед."

- Мне кажется, она всего лишь надеялась, что-когда нибудь ее поймут... А не на то, что сами стихи вдруг станут "гуще и весомей".

Далее:

"Поэту  из  могилы  не  восстать". Совершенно верно, однако... не только поэту.

"но  крепче  корабельных  парусов" - Интересно, есть ли другие? Я не встречал, но чем черт не шутит.

"И  в  поисках  заложенного  смысла
у мира  с  ним  пока  ещё  ничья".

- Последние строки честно говоря, мне непонятны. Выходит ни мир, ни поэт этого смысла не нашли? Или напротив, оба нашли? Во всех случаях - ничья. И потом смысла чего? Стихов? Видите ли в чем дело, если мир не видит смысл стихов это трагично, довольно маловероятно, но еще можно понять и принять. Но если сам поэт не видит смысла собственых же стихов, то...
Впрочем, может это какой то общемировой вселенский смысл? Глобальный?


3)"Три просьбы" (+3)

Простите, высокие травы,
прости, колокольчик в цвету,
двуногих, присвоивших право
хватать и топтать красоту.

Не верьте, наивные звери,
призывам на том берегу -
под берегом сети, а берег
в капканах на каждом шагу.

Оставьте мне,  добрые люди,
последние крохи стыда
за время неправедных судей,
за немощь земного суда.

- В общем то, довольно неплохое грамотное стихотворение. Но вот что меня по-настоящему здесь обескуражило, так это окончание:
"Оставьте мне,  добрые люди,
последние крохи стыда."

- Попрообуем разобраться. Мне почему-то кажется, что стыд это настолько личная, интимная категория, что никакие добрые, или даже весьма недобрые люди отнять его просто не в состоянии. Есть такая поговорка: "В грязь нельзя столкнуть, в грязь ступают лишь сами" Поэтому и просить добрых людей: "оставьте мне каплю стыда" , совершенно излишне. Никак не получится у них Вас ограбить...


4)"Время течёт, тает..." (+3)
 
Время течёт, тает...
Много ли кто может
Сбросить свои тайны,
Небо вдыхать кожей,
Лёгкими пить ветер,
Пальцами дождь гладить,
Сердце сжигать в пепел
Вечной любви ради,
Чувства писать кровью,
Чёрное слить с белым,
Память смирить с болью,
Душу сроднить с телом?..
Много ли кто может
Жизнь измерять раем?
Может не быть "позже"..
Время течёт, тает...

- Сумели уложиться в короткую строку.. Это достаточно сложно, но Вам удалось. Несомненный плюс.
Но много штампов, в том числе убийственных: "Чувства писать кровью", "Черное слить с белым" (Получим серое, а зачем?). Я понимаю - построенно на противоположности, - пусть, но этого мало.
И здесь ощутил, некоторый обрыв мышления: после строчки "время, течет, тает", ждешь иного развития.


5)"Утопают могилы в цветах..." (+3)

    Утопают могилы в цветах,
    Громоздятся надгробные плиты,
    Вроде верно - "ОНИ не забыты",
    Только всё-таки что-то не так...

    Позвонить забывали порой,
    И на занятость часто ссылаясь,
    Всякий раз в гости лишь собираясь,
    Мы на близких махали рукой.

    А теперь носим кипы цветов
    Сколько в жизни ОНИ не видали.
    Только как же мы все опоздали,
    Не найдя для родных добрых слов!..

    Вы с живыми делитесь теплом,
    Не скупитесь на каплю вниманья,
    Навсегда пропадут расстоянья
    Под тяжёлым могильным крестом...

- Я могу только повториться. Много пафоса. Слишком много. И он сильно вредит. Трагедия, по сути, не равнозначна пафосу, напротив - он ее обедняет. А зарифмовано, меж тем, очень неряшливо: порой-рукой, ссылаясь-собираясь, цветов-слов, видали-опоздали, теплом-крестом, вниманья-расстоянья.
- Кипы цветов... Кипа это нечто, уложенное слоями... Охапка - да, но не кипа.


6)"Зачем ты говоришь, что Бога нет?" (+3)

Зачем ты говоришь, что Бога нет,
Когда его дыхание повсюду,
И всё, что было, есть и дальше будет –
Всевышнего неугасимый свет…

Мы – часть его. Крупицы бытия.
В ветвях берёзы, надо мной склонённой,
Взгляд листьев, неразгаданно зелёных,
И каждый – это ты… а может, я.

И Бог во всём! Поверишь? Мы – во всём!
В травинке малой и в большой планете,
Идём, за руки взявшись, словно дети,
Под звёздным нескончаемым дождём.

А Бог – не старец с белой бородой,
Не тот, кому повсюду строят храмы…
Сейчас ты слеп, но поздно или рано
Поверишь в то, что ОН всегда с тобой.

- Посоветую бежать от псевдопоэтического мышления: "неугасимый свет" и шаблонных рифм: "дети-планете". А взгляд листьев неразгаданно-зеленых чем-то понравился.


2-АЯ ГРУППА:

7)"Туман рассветный кутает звезду" (+3)

Опять не спится, запалю свечу,
И прошепчу короткую молитву.
К ночному затихающему ритму
Прислушаюсь, и в небо помолчу.
Мерцает зябко в выси россыпь звёзд.
Взгляд устремился к яркой, самой ближней.
Вне времени и вне реальной жизни
К ней перекину невесомый мост.
Под шалым ветром по нему пройду,
Сиянием небес заворожённый.
Погас огонь свечи дотла сожженной.
Туман рассветный кутает звезду.

- Очень неплохо. Двойная рифмовка смотрится эффектно, завораживает. Правда, обнаружил довольно опасный звуковой сдвиг: вне реальной жизни может прочитаться как "в нереальной жизни".


8)"Прощанье с осенью" (+3)

..И вновь среди притихших сосен
Брожу по собственным следам.
Мой милый друг, уходит осень,
Но не на год, а навсегда.

Не удержать её ни силой,
Ни покаяньем, ни мольбой.
Уходит в никуда Россия -
Моя последняя любовь.

Иду, слепой, напропалую,
И осень, холодком звеня,
Всё чаще, всё больней целует
Сухими листьями меня...

- Стандарта много. Но... Осень целует сухими листьями - да! Отход от привычной заштампованности, зачаток собственного образного мышления.


9)"Люди зачем-то..." (+3)

Ливень, как будто голодный спрут,
Город в объятьях душит...
Люди зачем-то всё время врут...
Топчут друг другу души.

Люди зачем-то стирают в пыль
То, что нигде не купишь...
Люди так любят играть в слепых..
и превращаться в кукол.

Тот, кто стремится достичь высот,
В кровь разобьёт колени...
Люди не пустят его вперёд,
будь он хоть трижды гений.

Люди теряют красивость лиц
и начинают падать...
Что значит "жить", вспоминают, лишь
чувствуя соль приклада.

Ливень пытается счистить грязь,
Город купая в лужах..
Только, наверное, это зря...
Он никому не нужен.

- Автор всерьез задумывается о технике. Мне говорит об этом прежде всего небанальная рифмовка: падать-приклада, лиц-лишь, купишь-кукол.

- "Чувствуя соль приклада" - Боюсь показаться невыносимым буквалистом, но вряд ли кто пробовал приклад на вкус...


10)"Осеннее" (+3)

Я замираю каждой осенью...
Мечты, как листья обрываются,
И вместе с птицами уносятся
В страну, где лето не кончается.

А там, в какой-нибудь Бразилии,
Простая радость карнавальная,
Цветы и фрукты в изобилии,
И ритмы только танцевальные.

Как экзотические бабочки
Кружатся в танце пары томные,
И впишется картиной в рамочке
Луна в просвет стекла оконного...

Но посреди цветной феерии
Вдруг жизнь такой пустой покажется...
Пусть звоном колокольным с севера
Пречистый белый цвет уляжется,

Пусть не того у бога просим мы,
Любовь и счастье спутав с выгодой,
Но распахнется небо осени
Моей душе, дождями вышитой.

- "Простая радость карнавальная"... Мне кажется слово "карнавальный" не очень сочетается со словом "простой". Энергетика первого слишком претендует на оригинальность и даже на некоторый эпатаж.. Вы это прекрасно почувствовали здесь:

"Как экзотические(!) бабочки
Кружатся в танце пары томные". - Образ до предела прост, но он работает логически и психологически.

- Думаю, что слишком контрастирует стилистически и церковное слово "пречистый". Но я не исключаю, что такой контраст - намеренный прием. Тем более, что где-то рядом колокольный звон.

"Вдруг жизнь такой пустой покажется"... - увы, инверсия. Я бы поставил "жизнь" на 1-ое место.


11)"Как мало стало в жизни важных слов" (+3)

Как мало их осталось,  важных слов,
Тех, что спасут, согреют и поддержат...
До дыр затерта бедная "любовь",
Вздох «нежности" нам слышится все реже...

А "дружба" потеряла смысл и суть,
Легко друзьями назовем полмира...
Сиянье  тем словам хочу вернуть,
Что наша жизнь забвением накрыла...

И " родина" теперь уж не в чести...
Ругательство почти... До слез обидно.
И речь, и душу можно нам спасти...
Пока ещё, ну, хоть немного, стыдно...

- Позвольте немного порассуждать. Нет, суть Вашего стихотворения мне ясна, боль вполне понятна . Но... "Как мало их осталось,  важных слов". Мне кажется, не бывает слов "важных и не важных". Слова остались те же, разве это их вина, что люди извратили смысл?


12) "Подарок свыше..." (+3)

Подарили глины на скульптуру счастья.
Мол, бери, не бойся, благодарной будь!
Вылепишь очаг свой - вечность не погаснет,
Но не трать сверх меры, лучше по «чуть-чуть».

День и ночь скульптуру бережно ваяла -
С искренней надеждой годы напролёт.
Жаль, одних стараний оказалось мало -
Где-то допустила, видимо, просчёт.

Раскололось счастье, хрупкая скульптура,
Мелкие осколки не собрать уже.
Новое творенье я ваяю... Дура!
Прежнее лепила, видно, в кураже.

- Неожиданная и... ненужная экспрессия в конце. А я, например, абсолютно уверен - автор не дура. Дуры вопросов не задают, размышлениями не болеют, стихов не пишут. Зачем же себя так обижать? Ради рифмы? Поверьте, не стоит такое делать даже ради рифмы.


ВЫРАЖАЮ СВОЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМУ СОСТАВУ НЕЗАВИСИМОГО ЖЮРИ ЗА ОТЗЫВЧИВОСТЬ И ПРОДЕЛАННУЮ РАБОТУ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РАБОТ ВСЕХ ФИНАЛИСТОВ КОНКУРСА "ДУША И ПЕРО"!!!
БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!

С Уважением ко Всем!
Организатор конкурсной страницы, Маша.