Святки

Анна Хорватова
                ...не  оглянешься — и  Святки,
                после — промежуток   краткий,
                смотришь — там  и  Новый  год. 

                Б. Пастернак


         Этот  эпиграф,  как  ни  странно,  применим  и  к  нашему  времени,  если  иметь  в  виду
 Старый  Новый  год, который мы  сейчас  и  празднуем.   Праздник  как  раз  и  приходится  на  середину  Святок  -   времени  от  Рождества  до  18  января — крещенского   сочельника.   В  Святки  отменялись   постные  дни,  возбранялись  обильные  алкогольные  возлияния  и  не  игрались  свадьбы.
         В  эти  дни  ходили  «со  звездой»,  заводили  игры,  хороводы,  ездили  в  гости.  А  еще  -  пели  колЯдки.   Ведь  и  Святки  в  языческую  старину  назывались  «КолядОю»  -  от санскритского  «коло» (круг),  иначе — круговой  хоровод  во  славу  солнца.   Так появился  и  бог  Коляда, дающий солнце, тепло, радость.  Да, раньше  это   было «привязано»  ко  дню  солнцеворота.   С этого  дня  зима   делалась  лютой,  « ходила   в  медвежьей  шкуре»,  а  солнце ,  как  бы  вновь  зарожденное,  было  слабым.   Зима  могла  «задать   ему  карачун  -  дух,  убивающий  жизнь».   Поэтому  и  должно  солнце  являться  в   маске,  переряженное,  чтобы  его  не  узнали.
         Отсюда  -  начало  «ряженым»  и  маскарадам.  Покрой  свое  лицо  -  и  веселись  от  души! Естественно,  что дни  Святок   связаны  с разными обрядами, поверьями,  приметами  и ... гаданьями.   В  основе  всех  их  -  одно  желанье:  начать  с  благословения Богов  новую  жизнь, полную  здоровья,  радости,  довольства. 
         Святки  -  время  веселое.   Я  помню  рассказы  бабушки,  как  она в  молодости   уезжала  на  эти  дни  к  родным,  в  Ярославскую  губернию,  близ  Ростова  Великого.  Как  подарил  ей  и  сестрам  отец  на  Святки  по  ротонде*  на  лисьем  меху... Как   катались  они  там  каждый  день  с  утра  до  обеда  на  санях,  розвальнях,  играли  в  снежки,  а  вечером  ждали  «ряженых».   Те  ходили  по  всем  дворам  с  песнями  и  плясками,  и  угощались. 
         Начинали  -  с  колядок:

                Мы  ходили,  гуляли,  колядовщики.
                Коляда!
                Мы  искали,  пытали  богатого  двора.
                Коляда!
И  дальше  шло  прославление  хозяина. 
     А  потом  начиналось  представление...  Наряженный  медведь,  коза  -  символ  богатства -  и  поводырь.  Медведь  в  вывороченном  тулупе  топтался  и  рычал,  коза   щелкала  деревянными челюстями,  приделанными  к  палке,  и  уморительно  приседала.  Поводырь  -  сыпал  прибаутками и  подзадоривал  их.   А  потом  к  ним  с  плясками   присоединялись  и  прочие  парни  и  девчата   в  разных  костюмах...
          И  во  всех  домах  девушки   гадали  по  вечерам  на  суженого.  Бросали  в  воду  обручальное  кольцо  или   капали  туда  растопленный  воск.  Ловили  петуха,  приносили  в  комнату  и клали  перед  ним  хлеб,  уголь, кольцо и блюдце с водой:  куда потянется  --  таков  и  муж  будет (  богач,  бедняк  или  пьяница).  А  самое  страшное  гадание  -  на  зеркалах  со  свечами...Сквозь свечу  в зеркале, как считалось, можно было узнать суженого... Но иногда мог появиться и неведомый призрак! Нужно было отпугнуть его возгласом : «Чур меня!»...
          Вот  и  у  нас  сейчас  в  разгаре  Святки.   И  праздник -  двойник  Нового  года.  Но, как  писала  Надежда  Тэффи,  «  ...Мы,  русские, -  народ  сговорчивый.  Мы  и  стиль  нувО  отпразднуем,  и  своего  не  забудем.  Даже  жалеем,  что  мало  Новых  годов .  Мы  бы  и  наш,  и  ваш,  и  ихний,  и  евОный,  и  Ейный.  Мы  -  покладистые.   А  к  тому  же,  надо  признаться,  изрядно  сбились  с  толку.   А  кто  виноват?»    Так  будем  веселиться за всех!

* Женский приталенный тулупчик.

               
                14  января  2011 г.