кн. Заповедник басни

Виктор Корнилов
Виктор Талгинский

ЗАПОВЕДНИК
(басни)

г.Махачкала 2015г.


Оглавление
 
Кобыла....
Паук......
Ипостась...
Шеш- беш...
Древо жизни...
Гризли....
Меч заклания...
Баран.....
Босс......
Серенький козлик...
Скала....
Гордость коммунаров...
В защиту медведей.....
Неврология медведей...
Дидактика медведей....
Показуха.....
Заповедник...
Сговор.......




КОБЫЛА
ЭФИЛОЛОГУ Ж. .АБУЕВОЙ

ОДНА ИЗВЕСТНАЯ КОБЫЛА,
ПОРОДЫ ЗНАТНОЙ,БЛАГОРОДНОЙ,
ЧТОБ ВЫГЛЯДЕТЬ ПРАВДИВОЙ,ЧЕСТНОЙ,
В ГАЗЕТЕ ЮНОШЕСКОЙ, МЕСТНОЙ,
ЛЯГНУТЬ ШАКАЛА НЕ ЗАБЫЛА -
ШАКАЛ-ТО БЫЛ,ВИДАТЬ,БЕЗРОДНЫЙ,

ПРИБЛУДНЫЙ ИЛИ,ДАЖЕ,БЛУДНЫЙ -
НЕ ВИДЯ РАЗНИЦЫ МЕЖ ЭТИМ.
(КОБЫЛА,ВПРОЧЕМ НЕ ФИЛОЛОГ,
ХОТЬ ХВОСТ КОБЫЛЫ ОЧЕНЬ ДОЛОГ!),
НО,ВСЁ РАВНО,КАКОЙ-ТО НУДНЫЙ
И КРИТИКАНСТВОМ ЯВНО МЕТИМ.

(КОРОЧЕ,ТАК СКАЖУ ВАМ СРАЗУ,
ЧТОБ НА ДУШУ НЕ БРАТЬ ПРОМАШКИ :
« СО СМЫСЛОМ ЭТОЙ ИДИОМЫ
ОНА ЛИШЬ ПО ВЕРХАМ ЗНАКОМА!»
ТЕПЕРЬ ПРОДОЛЖУ ПАРАФРАЗУ,
НЕ ДОЖИДАЯСЯ ОТМАШКИ.)

ШАКАЛ,КОНЕЧНО,ТИП ПАСКУДНЫЙ :
НА ЛЬВА И ВОЛКА КЛЫК ИМЕЕТ,
ДА ИЖЕ С НИМИ, ВСЕ ТУХУМЫ
РУГАЕТ, БУДТО НКВАМЫ - НКРУМЫ,
ТАКОЙ ВОТ ОБЛИК ОЧЕНЬ ТРУДНЫЙ.
ДА КТО ЖЕ ЛЬВА РУГАТЬ ПОСМЕЕТ !

ВЕДЬ « ПАПУ» (ИЛИ ДАЖЕ «ДЕДА»)
НИКАК НЕЛЬЗЯ РУГАТЬ ШАКАЛУ -
ЧУЖАК! НЕ СМЕЕТ ВЫТЬ ОТРОДЬЕ :
«ЯВАШ-ЯВАШ !!!»-ВОТ КЛИЧ ПОРОДЬЯ !
НЕ МОЖЕТ В ТОЛК ВЗЯТЬ ДАЖЕ СЛЕДА-
НЕВЕЖДА - ВИДНО ПО ОСКАЛУ.

НУ,КАК ЖЕ ТРОГАТЬ «ПАПУ-ДЕДА» ?
ОН- ЛЕВ !ТАК ПО ДЕЛАМ ВСЕМ ЛЁВАМ !!
ПУСТЬ ДАЖЕ ЯЗЫКОМ ЭЗОПА
ПРОЙДЁМСЯ ПО ИХ ЖИРНЫМ ЖОПАМ.
(ГНУСНЕЕ НЕ ЧИТАЛ Я БРЕДА
В ЖИТЬЕ СВОЁМ ТАКОМ ХРЕНОВОМ).

А ПАПА-ДЕД ДАЁТ НАГРАДЫ,
К ТОМУ ЖЕ  ПРЕМИИ, МЕДАЛИ
ВСЕЙ ШАТИИ ПЕРОДЕРЖАЩИХ,
ХВОСТОМ ВИЛЯЮЩИХ, ПРОСЯЩИХ -
ВСЕ ТЯВКАТЬ ЗА ПОДАЧКУ РАДЫ.
ШАКАЛУ Ж НИЧЕГО НЕ ДАЛИ.
                *              *                *
МОРАЛИ НЕ НАБРАЛ НА ТОМ* :     -КНИГА
«-И ПРАВИЛЬНО! ДАВАТЬ ШАКАЛАМ -
ТОГДА, КАК КУРВА С КОТЕЛКОМ,
САМ ПО-МИРУ ПОЙДЁШЬ ПО ШПАЛАМ !
УЖ ЛУЧШЕ ПОМЕСТИ ХВОСТОМ.»
И КРЕПКО Я СТОЮ НА ТОМ* :      –ПОЗИЦИЯ

РАСКРЫЛСЯ ЗДЕСЬ КОБЫЛИЙ НРАВ-
ШАКАЛ-ТО, МЕЖДУ ПРОЧИМ ,ПРАВ !
ЭЗОП БЫЛ, ВИДНО, НЕ ДУРАК-
НЕ ЗАРЫВАЛ ТАЛАНТ В ОВРАГ,
НЕ ПЯТИЛСЯ, КАК РОБКИЙ РАК,
НЕ ИЗБЕГАЛ ПОТЕХИ - ДРАКИ,
А НАНОСИЛ УДАРЫ В СРАКИ.

ПАУК

Я БАСНЮ РАССКАЖУ ВАМ, ДРУГИ,
ОТ СКУКИ.
И БУДЕТ ВАМ ОНА ВСЕГДА В УКОР-
ПОЗОР:
ЖИВЁТ СРЕДИ ОРЛОВ И ГОРДЫХ  ГОР
ЖАДЮГА- ВОР
« ДОЦЕНТ » ВСЕХ МЕРЗО-ПАКОСТНЫХ НАУК- ПАУК.

НРАВ ЭТИХ ЧЁРНЫХ ПАУКОВ ТАКОВ :
ВСЁ ПОД СЕБЯ  «ДОЦЕНТ»- ПАУК ГРЕБЁТ, СОСЁТ.
И НЕТ ЖИТЬЯ ОТ МИРОЕДА-
СОСЕДА:
УЖЕ ОПУТАЛ СЛАВНЫЙ ГОРОД ВЕСЬ
И ВЕСЬ.

РАЗВЁЛ ВЕЗДЕ ТОТ АРАХНИД
ВШЕЙ, ГНИД-
И ВСЕМ- ТО МРАЧНО ОН ВРЕДИТ-
БАНДИТ!
ТАКОЕ ДЕЛО ПОДЛОЕ ИДЁТ ВПЕРЁД.
ВОТ- ВОТ ДОЙДЁТ ДО КРАСНЫХ ПЕТУХОВ- ГРЕХОВ.

СВЯТОЕ ДЕЛО ДЛЯ МУЖЧИНЫ
ОТНЫНЕ:
СОБРАТЬ ВСЕХ ПАУКОВ ТЕХ В БАНКЕ-ТАНКЕ,
ЧТОБ БЫЛО ЧИШЕ ЖИЛИЩЕ,
ДА ОПУСТИТЬ  ИХ ЗАОДНО НА ДНО.
ПУСКАЙ СИДЯТ СЕБЕ НА ДНИЩЕ-
ДРИЩУТ.
СОЖРУТ ТОГДА ДРУГ ДРУГА В СЛАДОСТЬ-
О, РАДОСТЬ!

ДРУЗЬЯ, ВСЁ ЭТО БЫЛА СКАЗКА-
ПОДСКАЗКА,
А ШЕВЕЛИТЬ ВАМ НАДО СВОИМ ЛБОМ
С УМОМ!
Р.S. Написано в 2008г., а сейчас в 2014г. этот паук под следствием, но свидетели боятся давать показания.

ИПОСТАСЬ

С ромашкой спорила мимоза:
«Что есть любовь: Добро иль грех?»
Средь них аритром стала роза,
Не допустил б никто огрех.

Аптечная ромашка, зная
Рецепты от всего и вся,
Талдычит,что любовь - месть злая
Богов всем сметным сгоряча.

И потому, войдя в доверье,
Хитрила, что любовь есть грех,
За пустулат беря поверье,
Что аскетизм излечит всех.

Ей оппонентка отвечала,
Стыдливо лик прикрыв листком,
«Любовь – энергии начало !»
Что смело выступит истцом.

Добра, даруя всепрощенье
Усердно служащим любви.
И, вызывая восхищенье,
«ЛЮБОВЬ-ЕСТЬ БОГ!» - звучит в крови.

Тут роза, подводя итоги,
Уверенно прочла вердикт:
«БОГ- ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!» арбитром строгим
Был утверждён завет - реликт.

А ПРИСТАВ МОЛОЧАЙ БЛЕСТЯЩИЙ,
ГРОЗЯ ШИПАМИ, ХМУРЯ БРОВЬ,
ИЗРЁК ПАРАГРАФ НАСТОЯЩИЙ:
«ЛЮБОВЬ-ЕСТЬ БОГ, БОГ- ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!

И РАЗУМЕЕТ ВСЯКИЙ «HOMO»*                *- ЧЕЛОВЕК (ЛАТЫНЬ)
АНАЛОГ ВЕЧНЫЙ БЫТИЮ,
КОЛЬ У НЕГО ВСЕГДА ВСЕ ДОМА,
ЛЮБОВЬ КАК ИПОСТАСЬ СВОЮ.»

ПОЮ ЛИШЬ ЧУВСТВЕННОСТЬ СВЯТУЮ,
МАЛИНОВУЮ СЛЫША НОВЬ:
«ЛЮБОВЬ-ЕСТЬ БОГ!»- ПАРОЛЬ СМАКУЮ.
И ОТЗЫВ ВСЛУХ: «БОГ- ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!»

ПЕРЕСТАНОВКА, ОТ КОТОРОЙ
МЕНЯЕТСЯ ИТОГ И СМЫСЛ!
ЗНАКОМ С ЭРИСТИКИ *  КОНТОРОЙ?         *- ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ СПОРА
ПОСТИЧЬ ПОПРОБУЙ ЭТУ МЫСЛЬ.   
               
ШЕШ- БЕШ

Совет давали мне Муса, Мурад:
-Пиши ты басни или прозу.
Стихам, как "МАЧЕХА", мильон преград!
-Друзья, снести такую
дозу
Сарказма вряд ли буду рад.

-Хотя не всем понятен басни стиль,
Без риска схлопотать расправу
(И гонорар тотчас начнет расти!)
Газете даст тираж и
славу-
В купюры можно все перевести!

-Я понимаю, что Эзопа речь
Властям приемлема, приятна.
Ведь это не тротил и не картечь,
Не на мундире крови пятна-
Они мечтают кресла под собой сберечь!

-Нужна сегодня види
мость борьбы
И критики! Но, чтоб была легка.
-Напоминает правила игры
В ШЕШ- БЕШ, когда из- под тишка
Народу МАРС готовят без пальбы.

Я устарел, чтоб грех на душу брать,
-Сильна под стягом СМИ Эзопов рать.

ДРЕВО ЖИЗНИ

Летела как- то вдаль сорока,
Решила отдохнуть до срока.
Вдруг древо жизни на пути-
Присела, словно, Августин.

И слышит спор промеж ветвей,
Что соками питаются корней
Пра-пра-религии родной
Единой истинной одной.

Те ветви, что новей, моложе,
Пеняют тем, что старше, строже
(На север смотрят, как
компАс),
Возвыся свой визгливый глас:

"- Вы устарели, бестолковы,
Лишь мы достойны и толковы,
Чисты, как Божие сыны,
А вы, ну словно,
кабаны!

Вдруг смерч обрушился на древо.
Не тронув тех, что помнят чрево,
Толсты, не презирают труд,
Сломал всю поросль, словно, прут.
МОРАЛЬ :
Коль вы моложе и свежее,
Не значит истинней, мудрее.
Не подвергай, любя Отчизну,
Сестер и братьев остракизму.
И помни корни- мать, родню
И не пори, собрат, фигню!

МЕЧ ЗАКЛАНИЯ

К Медведям с буйной перепевки в хвойный лес
Забрёл Козёл хормейстер- баянист из Коми
(Попутал же беднягу наглый, подлый Бес!)-
Он первым Президентом леса был доволен.

Он видел, как тот драл по десять шкур с Козлов
Свободно, под шумок капелл, не слыша стонов,
Придумал клятву- гимн для держиморд- Ослов,
Чтоб помогали драть те шкуры с автохтонов.*

Да эпитафию* составил, словно Лис,
Когда тот Президент почил с горячки в бозе,
Хоть меч заклания над ним уже завис,
Но не содрали с него шкуру на морозе.

МОРАЛЬ:
Поэт, чтоб шкуру нежную сберечь,
Рисуй Медведям эпитафии да нимбы!
А, если об Ослах заходит где- то речь,
Пиши для них скорей восторженные гимны!

Так пишется ХВАЛА- презреннейшая повесть
Апологетом власти, потерявшим совесть.

*-  то же, что абориген, коренной житель
 -  надгробная надпись
коренной житель
 -  надгробная надпись
 -  то же, что абориген, коренной житель
 -  надгробная надпись

БАРАН
       
"Хороший баран на шампуре"
 (Восточная поговорка)

Вчера на личную страничку
Забрёл нечаянно Баран:
Занёс иэ Азии Шайтан,
Как желтогрудую синицу.

И начал там Баран ругаться,
Моих читателей бранить:
Коль имя у него Валид,
Ему должны все подчиняться.

Желая так добиться славы,
Он, от безвестности устав,
Продиктовал нам свой устав,
Подробно разъясняя главы.

Я за стихирцев заступился.
Он и хозяина боднул-
На честь владельца посягнул!
Чтобы агрессор удалился,

Пришлось, как чабану, взять кнут,
Унять его апломба зуд-
Пресечь словесный наглый блуд.
А к вам не забредал сей плут?

МОРАЛЬ:

Чтоб не забрёл баран к вам на беду,
Повесьте срочно кнут тот на виду!

БОСС

Медведь — угрюмый воевода
Над всем сообществом в лесу
Для блага местного народа
Назначил быть судьёй Лису.

Известно, что судейский статус
Морали — этике не люб:
Судья — любитель «брать на лапу»,
К тому ж частенько очень груб.

А кто не грубиян во власти?
И, коль назначил сам Медведь,
Пришлось зверью захлопнуть пасти:
Стонать, кряхтеть, но не реветь!

И, чтоб облегчить себе участь,
Таясь за кустиком, как все
Людские прецеденты* учат,
Зверьё бакшиш* несёт Лисе.

Лиса покорностью смиренной,
Бакшишем очень польщена,
Но скрытностью зверей чрезмерной
Она была возмущена:

-Ну, что вы прячетесь, как папы!
Скажите всем, что я «беру» -
Передаю Медведю в лапы-
Он тоже очень рад добру!
    *    *    *
Для тех, кто борется с коррупцией,
Морали здесь на Гулькин нос:
Лиса чихает на инструкции,
Когда Медведь над нею босс! 

*- случай для примера, оправ-дания (лат.)             - взятка,подарок (персид.)

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЛИК
(НЕДЕТСКАЯ БАСНЯ)

ЖИЛ-БЫЛ У БАБКИ КОЗЛИК САН-ДАЛО,
С ОТАРОЙ ЖИТЬ СЧИТАЯ ЗА ПАДЛО,
ИЗ ГОРСКИХ МЕСТ, СВОБОДОЙ ОПЬЯНЁН
ИЛИ КАПУСТОЮ ЗЕЛЁНОЙ ОХМУРЁН,
СБЕЖАЛ,ОБИДЕВШИСЬ НА ДОВОДЫ КНУТА,
ТАКАЯ ВОТ СВЯТАЯ ПРОСТОТА!

ЗАБРЁЛ В СОСЕДНИЙ ЛЕС-ШАКАЛЬЮ РАТЬ,
ПРИВЫКШУЮ ЛИШЬ КРАСТЬ ДА ЖРАТЬ,
ДА ВЫТЬ НОЧАМИ НА ЛУНУ.К НЕМУ
ТАМ ОТНЕСЛИСЬ С ВНИМАНЬЕМ.ПОТОМУ
РЕШИЛ ШАКАЛЬЕЙ ПОДПЕВАТЬ СЕМЬЕ.
НО ПОЛУЧАЛОСЬ ТОЛЬКО:МЕ-МЕ-МЕ…

ВОСПИТАННИК ЛИТИНСТИТУТА
ВСЕМ КО ДВОРУ ПРИШЁЛСЯ ТУТА.
ВЕДЬ СТАИ ЭТОЙ ВОЖАКИ
ИЗ ТЕХ ЖЕ СТЕН ВЫПУСКНИКИ.
КОЛЛЕГИ СПЕЛИСЬ В УНИСОН,
ПРОГНАВ У ВСЕХ ПОКОЙ И СОН.

ХВАЛЕБНЫЙ СОЧИНИВ КУПЛЕТ,
ЗАВОЕВАЛ БОЛЬШОЙ АВТОРИТЕТ-
ОТ ВОЖАКОВ В НАГРАДУ ПИСТОЛЕТ,
ЧИН ИДЕОЛОГА,В ПРИДАЧУ –ЭПОЛЕТ.
И ТАК ПРОЖИЛ ОН В СТАЕ МНОГО ЛЕТ
ПОД ЗВОН БОКАЛОВ,ЦОКОТ САН-ДАЛЕТ.

НО,ВДРУГ ОБЛАВА НАЧАЛАСЬ НА НИХ
С СОБАКАМИ,ФЛАЖКАМИ-ЛЕС ЗАТИХ,
ВСЕ РАЗБЕЖАЛИСЬ КТО-КУДА.ТОГДА
ПОБРЁЛ КОЗЁЛ,ГДЕ ЗА БУГРОМ СТАДА
ПАСУТСЯ НА ЛУЖАЙКАХ ТРАВЯНЫХ,
БЕЗ ПЯТЕН БУРОВАТЫХ,КРОВЯНЫХ.

НО ВЫЛОВИЛИ СТАРОГО КОЗЛА
ИЛЬ НОСТАЛЬГИЯ СТАЛА ОЧЕНЬ ЗЛА:
РЕШИЛ ПОДАТЬСЯ В МИЛЫЕ МЕСТА,
БЫТЬ МОЖЕТ,НИША ГДЕ-НИБУДЬ ПУСТА
И ПРИЮТЯТ ТАМ СЫНА БЛУДНОГО
(ИЗ МИЛОСЕРДИЯ),ПАСКУДНОГО.

ЗА ЗАБЛУЖДЕНЬЯ И БЛУЖДАНЬЯ
ОТВЕТ ДЕРЖАТЬ ВЕЛЯТ СОЗДАНЬЮ.
ПОКА ТАМ «СУД ДА ДЕЛО»,
В ЗАЩИТУ ПЭН-КЛУБ ПИШЕТ СМЕЛО.
В ГАЗЕТЕ НЕБОЛЬШОЙ,НО МЕ-МЕ-СТНОЙ
БЫЛ ОЧЕРК ОЧЕНЬ ДАЖЕ ЛЕСТНЫЙ:

"НЕ ОППОНЕНТ,НЕ ДИССИДЕНТ,
А ПРОСТО МИЛЫЙ РЕЗИДЕНТ,
НУ,СЛАВНЫЙ СЕРЕНЬКИЙ ТАКОЙ
РУЧНОЙ У БАБКИ СТАРЕНЬКОЙ.
ОН ХОТЬ И СЕР,НО ДАЛ ЗАРОК.
С КОЗЛА ЖЕ ПРОК-ЛИШЬ ШЕРСТИ КЛОК.

ТАКИЕ СЛУЧАИ НЕ РЕДКИ:
ХОДИЛ В ЛЕСА ОН ДЛЯ РАЗВЕДКИ,
КАК ЗОРГЕ,НАПРИМЕР,И ВСЁ."
РЕШИЛ ШЕМЯКИН СУД: ЗА ВСЁ
(ВОТ ПРИГОВОР ЕГО ДОСЛОВНО)
«ДАТЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ УСЛОВНО».

И ОБЯЗАТЬ ПИСАТЬ СТИХИ:
В ГОРАХ ДЕЛА НЕ ТАК ПЛОХИ,
КАК ,СКАЖЕМ,В ПОЛЕ ИЛЬ В ЛЕСУ
ШАКАЛА ТРАВЯТ И ЛИСУ.
ТАК СТАЛ КОЗЁЛ МЕТАМОРФОЗНЫЙ
ФИГУРОЙ ОЧЕНЬ ОДИОЗНОЙ.

ПУСТЬ ЭТА БАСНЯ-БУДТО ЛОЖЬ,
НО ВЫМЫСЛА В НЕЙ НИ НА ГРОШ.
И В ЖИЗНИ ВСЁ КУДА КАК КРУЧЕ,
БЫЛ ВЗЯТ ОДИН ЛИШЬ ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ.
ДРУГОЙ КОЗЁЛ ХОТЬ ДАЛ ЗАРОК,
НО ВСЁ РАВНО МОТАЕТ СРОК.
          *               *                *
МОРАЛЬ ЧИСТА , КАК НЕБЕСА:
ПОД СТАРОСТЬ НЕ ХОДИ ,КОЗЁЛ, В ЛЕСА!

ПОКЛОН РЕДАКТОРАМ ГАЗЕТ
«В.С.»,»Н.Д.».КАК ТЕТ-А-ТЕТ,
ЧИТАЯ ИХ ,В СРАВНЕНЬЕ НАХОДИЛ
ВСЁ ТО, ЧТО В ЭТОЙ БАСНЕ ИЗЛОЖИЛ,
ДОМЫСЛИЛ ЧУТЬ,ВЕДЬ ,БАСНЯ –НЕ ДОСЬЕ!
ПАРДОН,МАДАМ!БОНЖУР,МЕСЬЕ!

СКАЛА

"В лесу нешуточные страсти:
лишился Лев законной власти..."
("Смена власти"  Леонид Дьяченко)

В Древней Греции Эзоп
жил, не лизывая жоп.
Вот и сбросили с обрыва,
чтобы не было порыва
всех и вся критиковать,
повалившись на кровать.
  *   *   *
А мораль видна здесь четко:
баснописец- не трещетка!
Смело, друг, держи свой курс,
все наматывай на ус!
Со скалы коль даже сбросят,-
хлеба, зрелищ люди просят!

ГОРДОСТЬ КОММУНАРОВ реца

"Я с детста в нём со взрослыми пахал..."
("Союз ещё разрушен не был" Василий Мордвинов)

Мы можем очень многое, Василий!
Оставим внукам все мечты, любовь.
Трудились мы без трескотни, идилий
И создавали КОММУНИЗМА новь.

Но в партактивах было много гнили.
Им перелили подло US- кровь. 
И клюнули на доллар простофили,
Предав могущество идей и слов.

Но, прорастает в нас самих сознанье,
Что нет на свете выше КОММУНАРА званья,
Дороже привилегий, яхт, дворцов.

И мы горды, что не продали совесть!
Об этом пишем на Стихире повесть,
Блюдём достоинство и честь отцов!   

В ЗАЩИТУ МЕДВЕДЕЙ реца

"Про медведя" Шеховец Валентина
"Как- то раз медведь сглупил" (Татьяна Соколова)

Вот те раз! А, что нельзя
"Ход налево", как ферзя?
Эти басни вы отбросьте:
Отдохнём все на погосте!
Жизнь даётся один раз:
Вот мой баснеписцам сказ.

НЕВРОЛОГИЯ МЕДВЕДЕЙ

"Есть у жинки тоже нервы..."
(ответ Татьяны Соколовой на 1694 В защиту медведей)

Пусть медведица потщится,
Чтоб в дальнейшем не реветь,
Коль она не рукавица,
Чтоб доволен был медведь.

Чтобы дома было клёво
И нигде на стороне
(Ни направо ни налево)
Не искал любви вдвойне.

А, имеет если нервы
(То неврологи поймут),
Что порой бывают стервы,
Как на мерине хомут.

Ублажать медведя надо,
Вдохновлять на тяжкий труд.
Ведь в берлоге лад- награда,
Нрав медведя очень крут.

Если ж он творец к тому же,
Вдохновляется, как взрыв,
Ищет пусть другого мужа,
А не плакает* навзрыд.

*- так говорит 5- летний внук

ДИДАКТИКА МЕДВЕДЕЙ

"И скажу вам напоследок
Про любовь- она важна!"
("реца на часть 1695" Татьяна Соколова)

О какой любви вы говорите?
Есть души сродство, либидо, секс, оргазм.
Школьный курс медведей повторите
И чему учили Павлов, Фрейд, Эразм.

Создан был "ЛЮБОВЬ"- венок сонетов.
Всесторонне в нём рассмотрен страсти пыл.
Он понятен даже для корнетов.
Изучив его медведь наш даже взвыл!

Ни к чему, скажу вам, здесь абстракции
И дидактика, и вздорный морализм.
Доведут они медведя до прострации...
Как с таким медведем строить коммунизм?!

И смотрите цикл "РАБЫ НЕ МЫ".
Верю я: МЕДВЕДИ НЕ НЕМЫ!

ПОКАЗУХА буриме
Виктору Сонкину 3

Начитавшись ваших басен
(Юмора фонтан опасен!),
Понял я, что мир прекрасен-
Враг не слишком уж опасен,

Если есть в поэтов сонме
Люди, как мой тезка Сонкин:
Когда бьёт он всем в печенки,
Постою пока в сторонке.

Пауки и воробьишки
По странице скачут слишком,
Словно славные детишки,
Давят на моё умишко.

Продолжайте в том же духе,
Не пришлось чтоб бедной мухе
Быть кумиром в показухе.
Тормознем на этом слухе...

ЗАПОВЕДНИК

 по материалам  "Узунаев.ru"

В одном из заповедников в горах,
Где Львы и Лисы в Книге Красной,
Там Зайцы носятся породы разной
И даже кое-кто в больших чинах.

У егерей уж не хватает пальцев
На четырех конечностях. (Таков
Рост популяций беляков и русаков!),
Чтоб перечесть нахальных зайцев.

Тогда был разрешен отлов- отстрел.
И Линч был приглашен для консультаций
Как без шумихи, без нотаций
Использовать старинный самострел.

В чем суть подобного процесса?
Заглядывай почаще в прессу!

Р.S. Вот путь  "Простых решений"-
Позорнейших свершений!
    *    *     *
СГОВОР
/ранее удалена/

Мы все читали пртчу о Коте
В творениях Эзопа и Крылова
И верили в "исвященной простоте"
Что в Белокаменной читают снова,

Где ныне двое питерских котов
В Кремле- пекарне жрут добро народа.
И каждый больше курс урвать готов-
Такая подлая котов порода!

Народ настигли беды, кости смерть!
Коты жируют, слушая лишь Запад.
Туда же гонят газ, алмазы, нефть
Как за лицензию на власть доплата.
    *    *    *
Мораль сей побасенки о сотах
И поварах- "радетелях народа",
По сговору на всех своих постах
Ворующих, что запасов природа.