Зерно-атом Души. К науке будущего. Ч. 1

Владислав Стадольник
                Е.И.РЕРИХ

                ЗЕРНО-АТОМ*

      Процесс зарождения (генерации) заключает в себе процесс или постепенное выявление массового сознания, которое развивается из минерального, растительного и животного царства в то, что служит душе проводником для её выражения; можно назвать это кладовою духоразумения, или знания души.

      Зародившись внутри изначальной сферы в силу усиленного тока космической энергии, оно развивается в то, что с течением времени выявит силу индивидуальной мысли.

      Но что же происходит в промежуточное время, когда двигательная система ещё не выявлена и чувство равновесия ещё не установилось?

      Внутри изначальной сферы, которая является Грандиозной Лабораторией, зерно-атом души отделяется от Божественного Целого, имею в виду здесь бесконечно малую искру Духа, которая является нуклеем существования души. Душа действует, как инертная масса в своей первоначальной стадии развития, извлекая своё питание из окружающего её элемента, который наделяет её питанием и стимулом к росту.

      Массовое сознание может быть приравнено к строению медовых сотов, внутри которых находятся индивидуальные души в зачаточной стадии существования, причём каждая поддерживается или питается тем, что она получает из окружающего её космического элемента. Такое сознание находится в состоянии постоянного восприятия и как бы самоокутывания. Таким образом, душа в течение более или менее длительного времени находится в состоянии спячки, медленно и трудолюбиво развивая в себе жизненные силы для поддержания равновесия.

      Можно сравнить искру души с тончайшим проводом внутри раскалённого шара, сам же шар со строением души. Но сходство в этой стадии продвижения (прогресса) заключается лишь в форме. В высшей степени эфирообразно и тонко то, что обозначаем, как душу. И окутывающая её ткань, которой предназначается путём эволюционного процесса стать индивидуальным сознанием, имеет в этой начальной единую или объединённую формацию.

      Бесчисленные души исходят из начальной сферы и с течением времени процесс размножения образуют целый вид.

      Закон роста однообразен. Импульс к постоянному усилию поддерживается и питается непрестанно, и в соединении со следствиями состояния спячки обеспечивается или утверждается рост души.

      Что же происходит, когда внутри сотообразного строения душа получает силу движения, постоянного усилия? Посредством процесса ассимиляции соединяющие стенки перестают объединять, и индивидальная душа с окутывающей её тканью сознания становится утверждённым фактом.

      Массовую зачаточную конгломерацию зёрен атомов в её беспрестанной деятельности можно сравнить с муравьиным царством.

Образование клетчатого строения.

      Как пламя является насущною частью свечи, так и зерно-атом является тем, что образует субстанцию души. Из бесчисленных клеточек сложено это строение, причем каждая из них проникает другую, будучи бесконечно малой и совершенной в своём строении. Дифференцировать то, что покрывает эти эмбриональные души, то же самое, что пытаться отделить каплю воды от её основного начала — океана, ибо каждое порождение исходит из созидательно творческой сферы, будучи тесно объединено связующим элементом, который снабжается массовым сознанием во время спячки или ибернации.

      Человек размышляет над отношением массового сознания к душе, стараясь найти  в этом то, что является основою для разума.

      Когда эмбриональная душа через умноженную силу космического элемента отделяется от Божественного Целого, массовое сознание, развертывающееся посредством космической энергии, которая оживляет и наделяет силою движения всю существующую материю, как мощное вместилище принимает эти бесчисленные единицы из Беспредельности, причём каждая получает или направляется в точную клеточку, которая предоставляет ей всё необходимое, и массовое сознание, разворачивая её, даёт ей то улучшение, которое питает её.

      Именно таким образом образуется душа из субстанции массового сознания, которое окутывает божественную и бесконечно малую искру. Окутанная внутри эфирообразного клетчатого (ячеистого) созидания Божественной Мудрости, медленными и неуловимыми стадиями, через процесс поглощения (абсорбции) формируется ткань души. И то, что в силу необходимости образует её внешнюю оболочку (отделённую, когда Дух вполне облачён) ибо самостоятельное и определённое создание предназначается служить необходимым добавлением к разуму, когда двоевидный процесс закончен.

      Таким образом мы видим, как бесконечная искра покоится в ячеистой ткани массового сознания. Находясь в состоянии ибернации, эта искра медленным и неуловимым процессом совершает своё окутывание и через процесс поглощения образуется строение души, снабжая таким образом внешним и нерушимым одеянием эмбрион-искру.

      "Что же тогда устанавливает процесс активного действенного образования основы разума?" — спрашивают скептики.

      Когда душа внутри своей оболочки образуется через вибрационное свойство космического элемента, тогда то, что представляет собою массу клетчатой (ячеистой) ткани, отделяется неуловимыми градациями от строения души и следующий длительный процесс заставляет ячеистые стенки соединиться, причём они образуют кругообразную оболочку, которая и являет эфирную ауру, окружающую душу.

Будучи разъединённой и получая таким образом возможность расширения, сознание растёт, и каждая индивидуальная душа получает своё дополнение, благодаря которому она в свою очередь должна развиться в действенный фактор.

      Высокая степень искусности явлена в этом процессе. Ибо он так сложен, что смертные могут лишь смутно улавливать этот процесс, благодаря которому душа получает рождение.

      По мере роста того, что наконец получает отпечаток мысли, душа постепенно получает способность вибрировать и начинает выходить из своей спячки и с течением времени приобретает двигательную способность вместе с равновесием для поддержания движения. Когда движение установлено, то это новое порождение, как действенное начало, исходит из начальной сферы и каждая его отдельная единица, ещё руководимая тем, что образует массовое сознание, действующее как бы в своей цельности (хотя и будучи раздельно) через процесс, уявленный космической энергией.

      Проследить это новорожденное поколение через раннюю фазу его существования значило бы нарушить закон, которым Великий Разум прикрывает эту стадию эволюции. Но в постоянном и вечно повторяющемся движении душа получает усовершенствованный проводник, через который она может проявляться, пока наконец она не выявится из сферы духовного измерения вполне вооруженной физическим организмом. До крайности примитивен этот ранний проводник души и служит видам, как средство размножения, усиливая с каждым новым рождением напряжение и расширяя свою окружность и получая большую лёгкость к передвижению и, в конце концов, выявляя способность к индивидуальной мысли, благодаря которой душа может продвигаться в дальнейшем своём развитии.

____________
* Журнал НОВАЯ ЭПОХА, 1999, № 1 (20) с. 64-65 (первая публикация)


Зерно духа – где атом,
элементы  души,
что у Мира в всех свойствах –
в тонкость, в плотность вошли.

И из малого в малость –
переходит Огонь,
что предстанет пред взором,
перед мыслью живой.

И живёт – сердца атом,
и дух-атом живёт,
и познает Наука –
их витки в дальний ход.

В этом беге в Вселенной,
где идёт резонанс –
что сказали, что сделали, –
и в Вселенной тот глас…

Всё звучит в ритмах дальних,
отзывается в нас,
и – коптящее пламя,
и сверканья алмаз…

Адамант – духа Камень,
Он – чистейший кристалл,
и предстал – из Вселенной,
где его пьедестал.

И в земном, и в Небесном –
связь времён всех дана,
и зерно-атом духа –
в Беспредельном рост для…
   31 мая 2000 г. Владислав Стадольник Камчатка


                К НАУКЕ БУДУЩЕГО (1)

                ИЗ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ (АГНИ ЙОГИ)

   Община, 010. И войдет в чистый труд высокое качество через любимое мастерство. Утвердится во всей жизни качество прекрасное. Не останется ничего во тьме. Невежественность будет преступлением позорным. Если тьма заразительна, то и Свет привлекателен. Так будем утверждать любимое мастерство, которое вознесет всю жизнь.
Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком.

   Община, 154. Решит кто-то: «Пройду по огненной лестнице». Иди, каждому путь открыт. Но помни, в случае страха ступени расплавляются в жидкое пламя. Куда пойдешь, не владея качеством работы? Когда Мы говорим: «Лучше спать на кедровых корнях», то последователь может легко исполнить совет. Легко спать, да еще по совету.
Но когда сказано: «Прими постоянный дозор», тогда становятся горячими ступени. Одно нужно твердить: «Не легка лестница».
Плох вождь, скрывающий истинную опасность. Преодолеть ее можно лишь полным знанием.
      Вижу, идет другой неразумец – этот еще несовершеннее. Он порицает: «К чему торжественное вещание?» Скажем: «Торжественность предупреждения пропорциональна унизительности писка твоего при опасности. Двуногий! Сколько раз ты терял лицо свое при первой трудности! Мы видели тебя чернее угля, и отрицания твои наполнили тебя зловонием. Плохо тебе живется, сжег ты ступени и просишь ты милостыню у бездны».
Новый вопрошатель: «Как примирить Учение с наукой?» Если наука преподает достоверное знание, то Учение и есть наука. Какую цель имеет наука, если она распухла от предрассудков? Тот, который так обеспокоен торжественностью утверждений, тот понимает науку, как логово мещанства. Тому, кто мыслит об общине, тому нет вреда от ползущих гадов.
Говорю: знаю всю сложность построения. Не скрою, как далеко носить камни, как велико безводие! Именно это сознание, именно бесчисленность звезд дают утверждение ступеней огненных!

   Беспредельность, ч. 2, 665. Наука проникает в космические Сферы и ставит человека в прямое соотношение с Космическим Магнитом. Потому когда основа творчества Космических Огней отвергается, то нужно понять каждое устремленное явление как утверждение жизненного импульса. Ведь наука приобщает человека к овладению Пространственным Огнем. И все устремления к открытию космических сочетаний приносят человечеству космическую Мощь. Потому наука должна осветить сознание и утвердить человечество в Беспредельности.

   Беспредельность, ч. 2, 714. В связи с творчеством энергий пространства непреложно строится явленное восхождение. Новая наука Агни Йоги даст те приемы, которые нужны для чуткости восприятия. Эта огненная наука будет знать пространство, будет знать формулу огня. Так строится непреложно наука будущего.

   Мир Огненный, ч. 1, 140. Наука уже установила наличность особых организмов, которые без приемников слышат дальние радио. Конечно, это явление огненного порядка и открывает пути к признанию возможности восприятия мысли на расстоянии. Если закон волн звуковых понят, то возможны все углубления того же принципа. Хорошо, что даже современная пугливая наука допускает очевидность таких естественных возможностей. Но не хорошо, что наука не заботится исследовать таких индивидуумов. Можно услышать, что «за исключением такой феноменальной способности, в остальном такой организм совершенно нормален». Это будет самым невежественным замечанием. Оно будет значить, что врач исследовал такого феноменального человека не лучше, нежели новобранца перед походом. Не хотим обидеть врача, ибо часто ему негде произвести должное наблюдение. Действительно, условия жизни затрудняют все тонкие работы. Попытайтесь постучаться в дверь Экспериментальных Учреждений, и вы будете встречены целым враждебным потоком условий, которые будут не по силам искателю. Необходимо изменить это положение, иначе, где можно испытать разные явления, имеющие огненное основание? Попытайтесь найти средства для исследования нужных явлений, и увидите, как будут враждебны слушатели, которые напомнят инквизиторов. Точно их задача разрушать возможности, но не помогать очень полезному. Так было, так есть, и люди желают, чтобы так и было всегда. Иначе и не было бы Армагеддона. Нужно так сердечно понять, насколько много тончайших условий, которые могут обусловить знаменательные изменения всей жизни. Но как нужно стучаться, настаивать, подвергаться осмеянию, чтобы открыть то, что, казалось бы, открыто всем. Голгофа созидается непониманием и невежеством.

   Мир Огненный, ч. 3, 060. Религия и наука не должны расходиться в своей сущности. Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе. Материя утверждается, как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие божественности Огня, также как религия не может наложить запрет на тонкие анализы, являемые наукой. Таким образом, утвердится понимание и гармония понятий религии и науки. Можно провести такую тонкую параллель между наукой и религией, которая усмотрит все высшие стадии, потому так важно, чтобы ученые обладали тонким оккультным восприятием. Но лишь тонкий организм может обладать этим божественным чутьем, которое не развивается извне, но изнутри. Потому все великие открытия для блага человечества не будут исходить от огромных лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом. Мы, Братья Человечества, видим последствие, которое направит все изыскания по правильному руслу. Конечно, не всегда дар синтеза дается, но те самоотверженные сподвижники, которые обладают синтезом, не нуждаются в специальности. Мы видим и предсказываем великие следствия от синтеза духа сподвижников. На пути к Миру Огненному нужно чтить Носителей Синтеза.

   Мир Огненный, ч. 3, 161. Огненная мысль не знает границ. Как предвестник беспредельного творчества, мысль стремится в пространство; к этому нескончаемому явлению нужно приучать сознание. Примерив все понятия к Беспредельности, можно придти к ступени Строительства Космического. Только соизмеримость может дать ту великую ступень, которая мощна Огненной Беспредельностью. Огонь проявляется, как импульс в сердце, как движение мысли, как великий объединитель Миров. Творчество нужно понять, как соединение различных энергий, явленных Огнем Пространства и духом человека. Наука будущего явит законы этих соединений, ибо нужно установить самую тонкую космическую кооперацию, так можно осуществить то, о чем думают Огненные Служители. Все огненные формулы живут, ожидая своего воплощения. Потому наука может устремиться к изысканию пространственных энергий.

   Мир Огненный, ч. 3, 286
    Сердце Мира являет всему Бытию свое утверждение. Каждый Мир, каждый атом имеет свое сердце; и мощь притяжения соответствует каждому назначению. Центр планеты может считаться тем отображением, исходящим из Сердца Мира. Каждый луч, устремленный от Сердца Мира, уже объединяет другие Миры. Так жизнь насыщается лучами, исходящими от Сердца Мира. И переплетаются эти огненные энергии, взаимно нагнетаясь в процессе творчества. Закон огненных спиралей утверждается Сердцем Мира. На пути к Миру Огненному утвердимся на осознании Огненного Сердца Мира.

   АУМ, 234. Несомненно встретите нарекания – почему Высший Мир упоминается на тех же страницах, что и Наука? Так будут говорить те, кто не понимают Мир Высший и умаляют Науку. Такие малые грамотеи очень распространены и по бессердечию своему весьма злобны. Они занимают разные общественные положения и потому могут шептать во многих местах. Отвечать им было бы бесполезно. Каждый сердечный человек будет радоваться каждому доброму пониманию о Высшем Мире. Каждый умный человек оценит слово в защиту Науки.
      Из земных предметов любовь и творчество больше всего сочетаются с понятием Высшего Мира. При упоминании о Мире Высшем достойный человек будет радоваться. При рассуждении о Науке он будет сердечно восхищен. Если оба понятия вызовут лишь осуждение, это будет знаком мертвого сердца. Не огорчайтесь, встречая отрицателей и осудителей, это так же неизбежно, как существование Света и тьмы. Чувствознание подскажет, где такая степень тьмы, что дальнейшие убеждения невозможны. Сеять можно на доброй земле. Вы уже знаете, что понимающие друзья приходят вне земных соображений. Бывает, что даже джины строят храмы, но Высший Мир и Знание им недоступны. Рано или поздно, они возмутятся и вернутся во тьму. Не назвать ли примеры?
Так послужите Миру Высшему и Науке. Пусть через любовь в свете Знания прояснится мысль о Мире Высшем.

   АУМ, 309. Проследите развитие науки за последние полвека; можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и что она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего. Нельзя быть настолько невежественным, чтобы запрещать развитие знания. Не человекоподобен, кто преследует науку! Повторим эту укоризну несчетное число раз, пока самое мохнатое мышление не устыдится.
Такое напоминание тем уместнее, что наука, даже при быстром росте своем, все-таки не выполнила и десятой доли сужденного ей на этот период. Причин много в косности человечества. Но все-таки прискорбно видеть, что лучшие двигатели науки не оцениваются. Люди хотят исследовать пространство, скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами – все вращаются в заколдованном круге, ибо не признана психическая энергия. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей.
      То же самое происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией. Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции. Такое позорное положение недопустимо.

   Братство, ч. 1, 596. Город науки всегда будет мечтою просвещенных людей. Никто не дерзнет возразить против обители ученых, где в тишине и в мудром общении будут познаваться истины. Каждый ученый работник будет иметь в своем распоряжении лучшие аппараты. Можно представить себе, какие открытия воспоследуют при общей согласованности и при сотрудничестве всех отраслей науки! Каждый не будет считать идею такого города утопической. Лишь бы нашлись средства и доброе желание. Но если сказать, что некая Обитель Знания существует, то множество сомнений и отрицаний обрушится. Если же к слову «наука» добавить слово «Братство», то непременно будет сказано, что такое химическое соединение невозможно. Но кто же сказал, что наука и Братство не соединимы?!

   Надземное, 009. Урусвати была в Нашей лаборатории. Урусвати видела одну из формул атомической энергии. Внешняя память не могла сохранить ее, но внутреннее хранилище приняло ее. «Атомические атомы!» – воскликнул Наш Брат при делении атома. Как колосья зреют до срока жатвы, так и достижения должны храниться до часа выдачи. Одинаково трудно и найти, но и охранить до срока. Безумие хотело бы разбросать сведения, как град на поля. Безумию нет дела до того, какие чудовища могут вырасти из необузданных страстей. Понять срок будет уже ступенью Братства.
Северные тундры и Гоби хранят сокровища, но можно ли спешить с выдачей их? Только высокий уровень сознания народа может распорядиться такими ценностями. Зная спираль эволюции, нужно не бросить алмазы под колеса повозок. Даже испытанному терпению бывает иногда тяжко ожидать приближения счастливого каравана. «Может быть уже пришел срок?» – так стучит сердце. Но умный опыт шепчет: «Еще рано». Состязание сердца с умом – самое потрясающее зрелище. Счастлив тот, кто истолкует веление сердца.
Много формул заготовлено. Лучи Башни Чунг сияют, когда сознание ученых совпадает со сроками. Но в простоте люди не понимают гармонии сроков. Они всюду желают навязать свою бесхозяйственность и безответственность. Им мало значит, если нечто не совершилось, если бы даже разбилась великая мысль! Кроме того, они требуют, чтобы все совершалось по их мерам. Удачу назовут несчастьем и будут радоваться бедствию. Малое кажется им великим, но великое – ничтожным.
      Точные знания Нашей лаборатории не будут приняты, ибо формулы будут найдены в необычных обозначениях. Но почему Мы должны искажать древние наименования, забытые теперь? Если остались некоторые формулы Атлантиды, то их невозможно ограничить современными научными понятиями. Наука обобщающая и наука расчленяющая разошлись. Тем труднее найти гармонию, которая может расти в Братстве.

   Надземное, 236. Урусвати знает, что астрология применяется в медицине и в судах. Некоторые правители стран прибегают к спасительным указаниям астрологии. Казалось бы, эти знаки достаточно упрочивают значение астрологии как науки, но, на самом деле, положение ее очень уродливо. Правители не признаются в своих гороскопах, также врачи и судьи не скажут, откуда они почерпнули свои выводы, получается самое недостойное отношение. По тайному ходу будут совещаться, но явно будут насмехаться. Между тем, насколько мудрее было бы признать эту древнюю науку и утвердить ее в связи с новейшими открытиями.
      Многого можно достичь, если не закрывать глаза предрассудками. Кто может отрицать, что астрология – наука, или глумиться над соотношением небесных тел? Самый древний человек уже ощущал особые атмосферные воздействия.
      Казалось бы, наука лишь подтверждает такое химическое соотношение, но люди опасаются, чтобы не быть заподозренными в колдовстве. Они знают, что немало шарлатанов позорят астрологию. Но в каждой науке немало обманщиков и, тем не менее, никто не отбрасывает науку.
      Приходится говорить весьма просто, ибо нужно сдвинуть человеческое сознание с точки суеверия. Много врачей, правителей, судей и разных обывателей тайно уважают астрологию, пусть они найдут мужество открыто признать ее, хотя бы в виде опыта, но таким путем можно достичь общего обсуждения. Люди хотят знать, но им нужно помочь в приближении к познанию.
      Мыслитель направлял учеников к преодолению запретов, которые были созданы невежеством. Пусть такие заветы живут и теперь.

   Надземное, 274. Урусвати знает о вреде системы различных каст. Не будем иметь ввиду лишь касты Индии. К сожалению, под разными наименованиями касты существуют во всех народах, и также они вредны и подлежат изъятию.
Можно вспомнить старинную историю, как врач лечил одинаково людей из разных каст, и за это его хотели побить камнями. Его спрашивали – неужели он будет применять ту же заботу к людям из разных народностей? Он отвечал – нужно лечить всех одинаково. Тогда ему вообще запретили заниматься врачеванием.
      Такие примеры имеются из древности, но и сейчас можно находить такие же действия невежества. Нужно искать средства, чтобы противопоставить суеверию и дикости. Ничто, кроме науки, не поможет. Следует доказать, что всякие кастовые ограничения не научны. Когда-то подобные деления имели свои житейские причины, но они давно изжиты и не могут быть предметом серьезного обсуждения.
      Но не только наука поможет, необходимо и понимание Тонкого Мира. Можно убедиться, что там сферы обусловлены иными основами. Там земные деления не могут иметь никакого значения. Не забудем, что сношения с Тонким Миром вовсе не так малы, как кажутся. Люди не ищут знаний и пытаются опрокинуть каждую новую возможность. Состояние надземное направляет человека к наблюдению за Тонким Миром. Пусть эта область называется различными именами, но дифференциации научных проблем должны приводить к пониманию Тонкого Мира.
      Не удивляйтесь, что даже самая материальная наука неизбежно приведет к тем вратам неограниченного познания. Много делений земных получат преобразование.
      Мыслитель заботился, чтобы никто из учеников не споткнулся о призрачные пороги.

   Надземное, 506. Урусвати может знать, что человечество будет преуспевать на научном основании, но именно эта аксиома должна быть понята. Ученые вправе считать себя носителями культуры, но будем различать многие виды ученых, среди них не много найдется признающих значение будущего познания.
      Мы не будем делить науку на материалистическую и идеалистическую, надземную и земную, пусть проявляется главное основание продвижения, – психическая энергия должна быть применена к различным областям жизни. Познание не будет поступательным, если оно не будет окрылено силою всеначальною. Так, можно видеть усидчивых ученых, собирающих значительные материалы, но не умеющих сложить [их] в прекрасное открытие. Но, с другой стороны, можно найти ученых, которые даже с малыми средствами могут преуспевать и складывать полезные нововведения. Они сумели приложить психическую энергию, может быть, сознательно, или бессознательно, но они не восставали против нее.
      Составьте список выдающихся ученых, которые уже работают над тонкими энергиями, и увидите, что в разных странах происходит движение, но оно лишено единения. По-своему, ученые приближаются к пониманию психической энергии. Можно изумляться, насколько они пытаются дать различные наименования, точно бы какая-то сила заставляет их уклониться от простейшего решения. Между тем, представьте себе, как могли бы взаимоусиляться разделенные между собою попытки. Они научились бы уважать исследования своих собратьев. Между тем, не видно такого уважения.
      Смелый наблюдатель непременно соберет вокруг себя наиболее чутких сотрудников. Не нужно обвинять его в недостаточной специализации, психическая энергия требует широких наблюдений. Нужно собирать сведения из древнейших времен. Нельзя назвать такие записи выдумками. Наоборот, непредубежденный глаз найдет много научных указаний. Он поймет, что для целых эпох надземное и земное не были противоположениями. Психическая энергия только тогда будет увлекательна, когда она понята как связь всех миров. Наука будущего явится как источник самых возвышенных решений.
      Мыслитель поучал своих последователей, что наука должна быть прекрасна, и тогда она будет беспредельна.

   Надземное, 548. Урусвати знает, что жестокость, грубость, лицемерие и ложь препятствуют продвижению человечества. Наука, гордая своими достижениями и преуспеяниями, не помогает найти человечность. Искусство не повышает сознания – значит, в мире неблагополучно.
      Учения общественные указывают на основы продвижения и нигде не найти восхваления четырех названных пороков, около всех указаний отмечается одно и то же восхождение человеческого сознания. Самые крайние учения не превозносят ложь. Но ни наука, ни искусство, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям. Даже некоторые философические общества рассуждают о высших предметах и немедленно после предаются самым позорным порокам. Нужно посмотреть в корень общественной болезни. Только оздоровление внутренней жизни поможет повысить и общественные проявления.
      Так, кроме научного познавания, кроме кратчайших восторгов, приносимых искусством, нужно мужество, чтобы улучшить внутреннюю жизнь. Мужество развивает и терпение. Человек, терпеливый по природе, будет мужественен и вынослив.
Нужно противопоставить хаосу лучшее проявленное, которое живет в нас. Только такой самодеятельностью можно восходить беспрестанно. Люди боятся слова «нравственность», но охотно рассуждают о нравах, точно такие понятия не имеют одного корня. Но нрав не изменится без воздействия всей внутренней жизни.
      Мыслитель поучал: «Нравы народов сложат историю человечества. Пусть эти огни светло пламенеют».

   Надземное, 757. Урусвати знает, что в близком времени усилится познавание Надземного Мира. Наука поможет, но, кроме того, народное сознание подвинется внимательнее к явлениям каждого дня. Следует ободрить народ в том, что внимание к явлениям психическим не есть суеверие. Уже достаточно указано, что суеверие и предрассудки суть следствия невежества. Теперь нужно сказать, что невнимательность к тонким проявлениям будет таким же невежеством.
      Нужно укрепить стремление к наблюдению над окружающими тонкими проявлениями. Надо обострить глаз и ухо, чтобы в каждом быту распознавалось слияние с Тонким Миром. Нужно выяснить, насколько Мир Тонкий близок каждому существу. Нужно напомнить, что такие наблюдения будут полезны науке. Не следует насмехаться, если неопытные наблюдатели придут с ошибочными выводами. Каждое наблюдение может заключать в себе искру истины, и ученые могут распознать ее.
      Пусть благость будет положена в основание психических исследований, иначе люди замкнутся в молчании, и многое ценное пропадет. Явления Тонкого Мира могут быть подобны тончайшей паутине; можно разорвать ее, но долго будет чувствоваться присутствие чего-то тончайшего. Помните, что Мир Тонкий проявляется и тончайшими касаниями, так же и наука должна приспособиться к тончайшим выражениям.
      Пусть помнят слова Мыслителя: «Тончайшее может быть воспитано лишь великим вниманием

   Надземное, 718. Урусвати знает, насколько неразрывны биология и нравственность. В давнее время религии являлись крепкими звеньями, устремляя человека к Высшему Миру, но затем около религий свили гнезда преступление, суеверие и лицемерие. Люди начали искать иного разумного подхода к Надземному Миру. Познание и наука указали на возможность приближения к Высшему Миру, но мыслители поняли, что наука без нравственного основания останется мертвой. Таким образом, Мы постоянно должны напоминать, что наука не может продвигаться без осознания живой этики.
      Нужно от первых школьных лет преподать основы биологии и указать, когда они могут ожить. Прежде погружения в научные формулы нужно дать твердые жизненные основы, только так можно найти живой путь к живым преуспеяниям.
      Мы ничто полезное не отрицаем. Устой давался многократно, но прочно не был усвоен, потому будем приветствовать познание, но сопроводим его пониманием нравственности. Усвойте понимание, что безнравственный ученый не есть сотрудник эволюции. Ярые мыслители будут и нравственными людьми.
      Мыслитель говорил: «Учитель, укажи путь красоты духа».

   Надземное, 796. Урусвати знает, что расширенное сознание гармонизирует и окружающие сознания и даже являет влияние на атмосферу; получается своеобразный магнит, который притягивает и преображает окружающее; такое состояние важно не только для Земли, но и для Надземного Мира. Конечно, расширение сознания не дается легко. К тому же многие люди смешивают расширение сознания с механическим познаванием. Они вообще не признают воздействия психической силы; для них наука есть все, что суждено человечеству. Они не могут понять, что наука без психической энергии есть нечто мертвенное. Как же может начаться сложный процесс расширения сознания, если люди закроют малейшую возможность к высшему познанию?
      Человек должен сказать себе – «хочу расширить сознание». Лишь свободная воля может создать действенный магнит. «Хочу и могу», – так откроет человек первые врата к преображению Мира. Ярое желание должно сочетаться с терпением, ибо многие процессы требуют времени. Такую задачу может решать лишь деятель, посветивший себя на служению человечеству.
      Мыслитель утверждал: «Умейте желать, сделайтесь гражданами Надземного Мира».

   Надземное, 812. Урусвати знает огненность всего сущего. Наука, изучая нервную систему, неминуемо встретится с излучениями человека; она утвердит огненное начало, проникающее все.
      Много говорят об аурах, но совершенно не понимают причины и следствия их. Не скоро наука поймет, почему излучения иногда назывались знаменем человека. Для понимания такого определения, нужно знать и условия Надземного Мира. Человек несет свое знамя, когда живет в Надземном Мире, он не может скрыть свой свет. И не удивительно, что он может оказаться мощным магнитом или предметом отвращения. Именно земная жизнь может создать последствия неизгладимые; тем скорее должны подумать люди о качестве своего излучения. Каждое добротворчество уже улучшает излучение. Люди могут помочь себе, помогая ближнему.
      Урусвати также знает, что современная Йога – связь с Высшим должна осуществляться среди обыденной жизни. Не уход от жизни, но претворение ее заповедано. Огненная сущность есть магнит сердца. Именно сердце может сотворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образования.
      Тонкие энергии представляют чудесную, многострунную арфу.
      Мыслитель говорил: «Огненное знамя, освети Горний путь».

   Надземное, 831. Урусвати знает мощь победы над самостью. Люди скажут: «Такая борьба непосильна естеству человеческому, даже не знаем, как приступить к такому сражению?» Но каждый вход имеет свой Сезам.
      Не считайте себя неслыханными героями, когда начинаете наступление на чудовище самости. Прежде всего, уявите борьбу своему «я» и пробуйте заменить его словом «мы». Можно понять, что такая замена не трудна, особенно, если знаете, что каждое действие ваше не может быть единоличным. В каждом труде действует коллектив земной и надземный. Никто не может утверждать, что действует без сотрудников. Только глупцы и невежды не замечают, как складываются их проявления.
      Наука утверждает, как мощны надземные токи. Наука уже улавливает мысленные посылки. Во имя науки подобает заменить «я» мощным «мы». Не прав творящий человек, полагая, что его творчество лично. Пусть он подумает о видимых и невидимых сотрудниках. Его труд не умалится, если он окажется достижением соборным. Так и понятие личной собственности легко преображается в нечто коллективное. Человек будет хранителем земных сокровищ и он придет в Мир Надземный неотягощенный грузом тяжким.
      Мыслитель говорил: «Человек, ты можешь начать борьбу с самостью в любой час твоего существования».

   Надземное, 859. Урусвати знает Сущность Нереченную. Делимость всего Сущего беспредельна, но в каждой отдельной части можно найти нечто малейшее, нереченное. Старые мыслители-алхимики называли это нечто – «Сокровищем Матери», «Оком Юпитера», «Твердью Победы». Теперь наука пришла к пониманию, что такая основная частица подлежит исследованию.
      Спрашивают – «как алхимики при несовершенстве аппаратов могли познать тончайшую частицу бытия?» – Конечно, только путем психического познания. Твердим о таком старом примере, чтобы напомнить, что самые совершенные аппараты нуждаются в участии психической энергии. Пусть наука пытается разрешить трудные проблемы, но пора признать значение психической энергии.
      Люди часто пытаются хвастать своим неверием и безразлично сваливают воедино многие несравнимые понятия.
      Мыслитель говорил кричащим о своем неверии: «Можете не верить, но вы должны знать».

   Надземное, 887. Урусвати знает сущность самосохранения. Даже узкая, материальная наука допускает рассуждения об инстинкте самосохранения. Наблюдения над животными могут дать убедительные примеры. Чутье собак может дать наблюдения о близости Надземного Мира. Но человек, к сожалению, утерял это качество. Особенно многолюдство городов выедает самые ценные стороны человеческого сознания. К тому же наука, отрицающая Духовный Мир, способствует отупению человечества.
      Люди готовы насмехаться над Миром Надземным, и невозможно им рассказать насколько инстинкт самосохранения пригодится им при хождении по путям пространственным. Лишь немногие могут почуять, насколько должен быть развиваем инстинкт самосохранения не только для земных, телесных явлений, но особенно для возвышения психической чуткости. Каждое явление должно быть пристально изучаемо, но для этого оно должно быть допущено в сознании, иначе собака может опередить человека.
      Не будем удивляться, если молодое поколение может оказаться в худшем положении, нежели предыдущее. Оно будет подавлено технократией, и никто не скажет об искусстве мышления. Необходимо дать развитие лучшим инстинктам. Среди них восстанет целительное самосохранение.
      Мыслитель иногда возлагал руки на голову ученика со словами: «Не дремлет ли твой дозор?»

   Надземное, 912. Урусвати знает сущность самоунижения. Йог не впадает в самообман. Новички спросят: «Где же граница, где основание, где решение правильное? Что же помогает Йогу найти истинную действительность и не утонуть в миражах воображения?» – уже знаете, что наука называет интуицией. Наука отводит много внимания интуиции и не отрицает, что человек в некотором нервном возбуждении, может находить правильное решение.
      Теперь представим себе Йога, углубившего свою нервную чувствительность и возвысившего свое осознание до Надземного Мира. Он не будет воображать рассудочно, но прислушается к голосу сердца, такая антенна примет волны непосредственных общений. Твердыня Йога не в мозгу, но в сердце.
      Наука еще не сумела оценить значение сердца. Древний мир не однажды указывал на мощь сердца, но рассудок увлекал к первенству мозга и тем затруднял ближайшее устремление. Явление сердца еще недавно считалось почти магическим, и люди узкой науки сторонились, чтобы не прослыть мечтателями. Целый словарь можно составить из изгнанных ценнейших понятий. Пожелаем ученым быть свободнее.
      Мыслитель говорил: «Что может быть холоднее замерзшего очага? Что может быть мертвеннее замолкнувшего сердца?»