Лев Толстой и паровозы

Андрей Беккер
На станции Козлова Засека, с которой граф Толстой отправился в свой последний путь… ну, не в САМЫЙ последний, а в то железнодорожное путешествие, что вынужденно завершилось в Астапово, так вот на этой станции… не Астапово, а Козлова Засека… Что-то я запутался. Видимо подпав под влияние тяжеловесно-обстоятельного стиля изложения великого Л. Т. (как он любил подписываться).

Начну сначала.

На станции Козлова Засека есть маленький железнодорожный музейчик. А в экспозиции музейчика – целая библиотечка собранных графом книг и брошюрок по теме: вред и опасность железнодорожного сообщения. (Вред и опасность, как для человека, так и для окружающей среды). Известна нелюбовь графа к прогрессу в целом, и железной дороге в частности. Но только увидев этажерку заставленную брошюрами на такую... ну, специфическую тему, я осознал НАСКОЛЬКО это было серьёзно. И там же узнал, что стало причиной его болезни, оказавшейся смертельной.

Когда Толстой и сопровождающий его личный врач сели на проходящий поезд, то места нашлись только в третьем классе. Но граф не смог там ехать из-за тяжёлого духа, исходившего от воспетого им «простого мужика». Этот самый «народный дух» вынудил его ехать в тамбуре, воспользовавшись знаменитой тростью с раскладным матерчатым сидением. Именно из-за езды в холодном тамбуре (плюс, естественно, все предшествовавшие волнения и не покидавшие его переживания) он и заболел.

Таким образом получается, что железная дорога погубила Толстого, как и заглавную героиню его широко известного романа. Ну и вынужденная близость к народу.