Полемичное

Илья Стрепетов
   
    Чудно квазипоэтичное сообщество претендентов на "литераторские мостки". Чудные вещи толкут в ступе. Ладно бы сакральное - без этого нет священнодействия. Но ведь обложили Поэзию, обнаучили. Ну занималась бы этим психология искусства, ну шаманила бы теория искусств. Понятно. Но ведь наук нагородили около, не протиснешься. Одно стиховедение чего стоит. Пусть. Объясним всё, опишем поэзию как вид в биологии, станем учить на поэтов. Что это изменит? Будем глубже воспринимать поэзию? Появится больше талантливой поэзии? Чепуха! Появятся научные критерии для ранжира поэтов? Да избави нас бог от такой "науки". Сможем научно обоснованным образом присваивать звание графомана? Но и безо всякой "науки" возможно отличить графомана от поэта. Уже давно можно было издать для особо любознательных брошюрку под названием "Ремесленная составляющая поэтического искусства" и закончить на этом. И не следует туманить мозги читателю словечком "профессионал".
   
     Что есть поэт? Что есть поэзия? Подобные диспуты можно было бы и не начинать,  ограничившись ссылкой на философское понятие "феномен" в энциклопедии. Но практика последних лет вынуждает всё-таки кое-что обсудить.

     С середины позапрошлого столетия поэзия (как и другие разновидности искусства) пала в некотором смысле жертвой религии "индустриализма". Именно религия "индустриализма" понесла в массы науку как фетиш. Околонаучная лихорадка мозгов породила массу околонаук. "Наука" о поэзии одна из них. Но, возможно, не анализировать и синтезировать следует художественное слово, не жонглировать им, а попытаться понять истоки поэтического мироощущения и роль его в искусстве вообще. Полагаю, что поэтическое мировосприятие восходит к архетипу, является одним из начал души и пробуждается к жизни в процессе зарождения. Если этого не происходит, в душе человека доминирует обыденное мировосприятие. Такие люди поэзией не озабочены. Их принято называть практичными.

     Если бы действительно существовала поэтическая наука, можно было бы стать наученным поэтом. Но почему творчество подобных ученых так блекло и ничтожно?  Разрешите предположить - Поэт начинается не с науки, не со знания приемов стихосложения, а с особого мироощущения и искренности. Смею утверждать, что все значимые поэты минувшего периода состоялись бы и без диплома литературного института  (здесь вовсе не об уровне и характере образования, влияющего на миропонимание).

     На исходе жизни у Александра Блока спросили: отчего нет новых стихов? И он ответил, что музыку перестал слышать. В этом, казалось бы, простом ответе сокрыта тайна истоков Поэзии. Суть, содержащаяся в ответе Блока, ясна любому Поэту, и остается за семью печатями для "профессионала" при поэзии. Поэт не способен творить по первому требованию под заказ, "профессионал" – запросто, он готов писать о чем угодно и когда угодно. Это и сеть первое и главное отличие Поэта от графомана. "Профессионал", как правило, - подражатель, а если и пытается сказать своё слово, то оно оборачивается не Поэзией, а искусственным нагромождением слов и образов. А Поэзия чужда вычурности, она естественна, как естественно для человека дыхание душой.

     Поэт не профессия. Поэт незримо больше профессии. Поэтом нельзя стать по желанию, по образованию. Можно писать ладные стихи в русле литературного потока и быть бесконечно далеким от Поэзии. Не верите? Прогуляйтесь по нашему порталу, и вы быстро в этом убедитесь.

     Поэтом нужно родиться. Дальше вступают в свои права сила призвания, мощь таланта и судьба. Да, судьба. Возможно, это не в полной мере понимал Ломоносов, озабоченный наукой. Но Пушкин это уже прекрасно знал.
 
     И не стоит гадать, каков подход здесь предлагает автор: когнитивно-аффективный,   системно-типологический или другой. Ибо речь вовсе не о науке, а о поклонении. Феномен Поэта предлагаю воздвигнуть на "престол" в храме Поэзии.