Гоген. демифологизация

Яна Дук
Каких только обвинений не встретишь в сети в адрес Поля Гогена:педофил-сифилитик,имевший
склонность к садизму,тиран и хулиган в семье и отношениях с друзьями,задира,наркоман и
пьяница,ловелас и интриган,неутомимо рвавшийся к славе,расист,считавший туземцев животными,
и,наконец,человек,отрезавший Ван-Гогу ухо..
В рамках выставки Гогена в Тейт-галери,цель которой устроителями объявлена как демифологизация образа художника,предлагаю своё мнение по этому вопросу.
В последние 15 лет на Западе были опубликованны новейшие монографии о художнике.на изучении
которых выросло уже целое поколение любителей искусства.Это-книга Дэвида Свитмена-Полной
жизнью.1995.и Эротическая жизнь Гогена Сары Мэтиас Хьюз.2004.
Сара Мэтиас Хьюз делает вывод о гомосоциальных,если не гомосексуальных отношениях Гогена
с друзьями,на основании приводимого ею отрывка из автобиографической книги художника-
Ноа-Ноа о человеке с топором,где автор признаётся,что испытал влечение к таитянскому юноше.
На самом деле в оригинале рукописи(в русских изданиях-это тоже выпущено)после приводимого
отрывка идут слова художника:"мне надоело быть самцом,мне захотелось почувствовать себя слабым и беззащитным существом."После них,как молитва следует текст,который я атрибутировала как цитату из Дхаммапады:"Срезай же ,срезай весь лес до корней,ведь дуновение смерти когда-то в тебя занесло его семена,уничтожь в своём сердце любовь к себе,
как срывает осенью последний лотос человечья рука"...О каких желаниях и о какой смерти здесь
речь?...О скрытой женственности Гогена писали многие.Он любил одеться,любил не сам ухаживать за женщинами,а когда за ним ухаживали,носил длинные волосы,из-за которых туземцы
дали ему прозвище-мужчина-женщина,когда он приехал на Таити...Каждый человек отождествляет
себя с образом кого-то из родителей.Несомненно,что Гоген отождествлял себя с матерью,
с бабушкой,поведенческую модель которой копировал.Но эта генетическая память была и страшной.Дед Поля-Андре Шазаль пытался убить жену и изнасиловать дочь.В честь горячо
любимой матери-Алины Гоген назвал и свою дочь.Я никак не могу понять как могло Дэвиду
Свитмену прийти в голову,что на этом основании Гоген мог быть педофилом,ведь преступник
обычно копирует поведение любимого родственника,а Гоген никогда не видел деда,получившего
20 лет каторги...И если кто-то из исследователей в картине"Дух мёртвых бодрствует" увидел
страх на лице девушки,что придёт садист и будет делать это ещё и ещё,то это страх не
модели,а страх самого автора-быть изнасилованным.Поэтому тема грехопадения в творчестве художника связана со страхом,со смертью,что отчётливо видно в картине-Потеря невинности.
Возможно,это связано со способностью художника пропускать боль и страх матери через себя,
а ,возможно и с событиями из детства художника-воспитанника католического интерната.
Не оттуда ли его замкнутость и ненависть к церковнослужителям?
Но в этом,в постоянной борьбе со своими страхами,с самим собой-и есть основа подлинного
мужества Поля Гогена,создавшего свои самые значительные произведения в последние годы жизни-годы борьбы со смертью,болью и нищетой....Отсюда и постоянная игра Гогена в истинного мачо,оставлявшая у современников ощущение неискренности,двойственности,и стала
преткновением для биографов,не уловивших образ художника.
В последние годы жизни Гоген говорил о своём желании обрести энергию,"подобно Антею,
прикоснувшись к Земле.Земля-наша животная суть-верьте мне." Иными словами он ,видимо,
обретал её в сексе,с молодыми,но опытными женщинами,умеющими любить.Что вполне возможно,
так как и в этих отношениях,художник был ,видимо пассивной стороной.А неприличные
открытки в его хижине были не порнодокументом,а учебным пособием.
Исходя из всего сказанного мною,предлагаю пересмотреть отношения Поля Гогена и Винсента
Ван-Гога.