Встреча Гамсуна с Гитлером

Владимир Рыскулов
С годами смысл утратив здравый,
Писатель с мировою славой,
Однажды покоренный Ницше,
Считал всех немцев расой высшей.
Бранил евреев, коммунистов,
В статьях хвалил вождей нацистов,
Свою медаль лауреата
Отправил Геббельсу. Солдатом
Послал служить в СС он сына.
Жену влекла к себе чужбина,
Где выступала вновь на сцене
И славила норвежский гений.

Явился к Гитлеру Кнут Гамсун,
Хотел спасать людей, как Нансен:
«Остановите комиссара,
Казнит он правых и неправых»
Диктатор грозно хмурит брови.
«Не надо больше, хватит крови!» -
В слезах писатель повторяет.
Но Гитлер: «Больше не желаю
Я видеть здесь людей подобных». 
Старик во власти мыслей скорбных,
Он плачет, видя, что напрасно
Пытался он спасти несчастных.

Когда злодей предстал пред богом,
Его почтил он некрологом.
"Предатель!" - раздаются крики,
И возвращают ему книги.
Хоть он не Квислинг, не Тербовен,
Но пред страной своей виновен.
И вместо памятников люди
Зовут к жестокой каре судей.
Творец норвежского романа,
«Мистерий», «Голода» и «Пана»,
То сумасшедший, то бездомный, 
Наказан штрафом он огромным.

Теперь не слышен гневный ропот,
Кумир России и Европы,
Без громких од и песнопений,
Прощен собраньем сочинений.


Примечания.

Гамсун, Кнут (1859-1952) – великий норвежский писатель. В 1890-е и 1900-е гг. был одним из самых популярных писателей и драматургов в мире. Его произведения и созданные им герои упоминаются практически во всей русской художественной и мемуарной литературе того времени.

В 1934 г. Гамсун, который испытывал давнюю нелюбовь к Великобритании и США и проявлял симпатии к немецкой культуре и к Германии, открыто заявил о своей поддержке нацистов. Его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации, а в 1943 г. он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером. Послал Геббельсу свою Нобелевскую медаль.

Сын Арилд сражался добровольцем в составе дивизии СС «Викинг» на Восточном фронте.

Вторая жена Гамсуна, бывшая актриса Мария Андерсен (моложе писателя на 23 года), во время войны постоянно разъезжала по Германии с агитационными целями. Она читала со сцены изданную вермахтом более чем в 200 тысяч экземпляров книгу «Соки земли», за которую Гамсун получил в 1920 г. Нобелевскую премию.

Нансен, Фритьоф (1861-1930) – норвежский исследователь Арктики, в 1921 г. один из организаторов помощи голодающим Поволжья. Ноб. пр. мира (1922).

«Уведите его. Я больше не желаю видеть здесь подобных людей», - сказал Гитлер. Готовясь к встрече с Гамсуном, он вызвал из Гейдельбергского университета знатока норвежского языка, доктора Эриха Бургера. Во время беседы Бургер находился в соседней комнате и, заметив, что перевод очень неточен, стал для самого себя стенографировать то, что говорили собеседники. Так появилась стенограмма этой беседы, которая спустя долгие годы стала достоянием общественности.

7 мая 1945 г. Гамсун опубликовал в газете некролог Гитлеру, в котором он воздавал ему должное как борцу «за права всех народов», несмотря на то, что близкие отговаривали его от этого шага. Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги.

Квислинг, Видкунд (1887-1945) – премьер-министр норвежского правительства, сотрудничавшего с оккупантами.  Приговорен норвежским судом к смертной казни.

Тербовен, Йозеф (1898-1945) – обергруппенфюрер СА, имперский комиссар Норвегии с 1940 г., сторонник карательных методов. Покончил жизнь самоубийством.

В конце войны Гамсун и его жена были арестованы. Писатель содержался в психиатрической клинике, затем в доме для престарелых. Был приговорен к крупному денежному штрафу и конфискации имущества. Умер в возрасте 92 лет в своем поместье Нёрхольм, выкупленном для него издательством.

Повесть «Голод» (1890) произвела сенсацию и создала Гамсуну репутацию серьезного писателя. За нею последовали романы «Мистерии» (1892) и «Пан» (1894), принесшие ему мировую славу.

В Норвегии собрание сочинений Гамсуна вышло через два года после его смерти, в России – в 1991-2000 гг. ("Художественная литература", 6 томов).

Многие критики сходятся во мнении, что Гамсун с присущей ему субъективностью, фрагментарностью, лиризмом, нарушением последовательности действия, является родоначальником современной прозы.