Текст

Иван Табуреткин
Текст - более грозная и определяющая жизнь человечества реальность, чем даже сама материальная субстанция, именуемая естественной природой. Он насквозь пронизывает так называемую ноосферу, прямо или исподволь, опосредствованно диктуя человеку и человечеству их поведение, формируя личность и общество. Субъект часто и не подозревает, что воплощает в своих действиях идеи, мысли, предрассудки или открытия множества других субъектов - предшественников, современников, соседей или иноземельцев - наивно полагая, что принимает самостоятельные решения, проводит в жизнь собственные убеждения, совершает открытия, не имеющие прецедентов.
Писатель, художник менее связан моральными обязательствами перед теми субъектами, чьи мысли, идеи, чувства он волей-неволей повторяет, чуть преображая и оформляя: была бы форма свежа. Но учёный никогда не позволит себе безымянного интеллектуального воровства по самому этическому принципу науки: это процесс, в котором точность атрибуции не менее важна и познавательна, хотя бы даже в свете потребностей истории науки, научного процесса, чем точность, адекватность научного описания факта. Именно потому, что авторство - не менее значительный факт для науки.
.....................
Чтобы сослаться на автора - надо знать, что был таков. Если не знаешь, но чувствуешь, что это было, - существует целая система модальных средств со значением указания на наличие неких источников, или с выражением неуверенности в собственном авторстве. Благоговение перед истиной и начинается с трепетного отношения к своему и несвоему слову. Грубияну этого не понять: он пользуется языком столь же безрассудно и безраздельно, сколь и всяким чужим добром, постоянно путая своё и чужое. Потому что не знает границ - временных и пространственных - между своим миром и миром чужих суверенных судеб. Он однодневка без пращура и потомка. Таково его самосознание и сознание вообще. Он бесцеремонно лезет в чужую душу, «желая знать». И столь же бесцеремонно выворачивает свою душу, желая понравиться. Один - «красотами». Другой - откровенностью хамства.
...Я смолоду болел одним распространённым, видимо, излишеством: поиском документальных и авторитетных подтверждений своего проблеска. Своего маленького открытия. И наивно не учитывал, что, во-первых, весь Текст не обшаришь в этом поиске; во-вторых, что твоё «открытие», твоя маленькая «эврика» перестаёт быть таковой, как только ты убеждаешься в том, что это уже было кем-то найдено и высказано. Противоречу сам себе? Отнюдь нет. Просто это мой «самоотверженный» урок таким же наивным: будьте уверены в себе и в Тексте: истина и история мысли всё расставят на свои места. И то, что померещилось как находка, обретёт своё подтверждение и в адекватности объекту, и в новаторской состоятельности атрибуции трудом последующих дотошных критиков и историков мышления и познания. Единственное, чего опасайтесь, так это поспешности в присвоении истины, особенно когда она подозрительно очевидна. Пугает же и сдерживает отвагу новатора именно парадоксальность, противоречивость открытия - и тут очень многие паникуют и отступают, отказываются, отрекаются от неё, предпочитая сохранять верность расхожему и привычному покою представлений. И при этом понятия не имеют о том, что уже никогда не станут открывателями, первопроходцами, обрекши себя на постоянное следование по чужим пятам. В этом-то и состоит так называемое мужество учёного, вообще всякой творческой личности, чтобы прыгнуть за красные флажки описанной и обмотивированной резонами системы представлений, взглядов, вИдений, опыта, взломать её, расширить, показать её вписанность в бесконечную зеркальную анфиладу всё более и более сложных и неустойчивых макросистем, абсолют которых - даже не мир, поскольку и мир - нечто движущееся, развивающееся и абсолютно непостижное. Но постижимое относительно. Сама жизнь человека (да и только ли человека? да и только ли жизнь?) есть, по сути своей, лишь бесконечное стремление относительности постижения (отражения) к абсолюту объекта, непрерывная адаптация качественной определённости субъекта к качественной определённости среды - посредством усилий по преодолению собственной инертности и инертности самой среды. В последнем случае адаптация подсистемы приобретает форму конфронтации. Форму, вид, видимость: ведь подсистема (человек, животное, растение, вид, род, камень, вещество, энергия и пр.) сама себя не разумеет, когда вступает в противоречие с привычной средой-системой: она не понимает и не знает, что уже отзывается на притягательную энергию более сложной и более мощной сверхсистемы, сама становится подсистемой двойственной, одной ногой стоящей на фундаменте традиции, а другой - шагнув на почву запредельности. Трагедию из такого положения делает только человек. Для нерассуждающего и неприхотливого мира бессознательности это лишь закономерный шажок бесконечно и вечно развивающейся материи, которая, как известно, не возникает и не исчезает, а только переходит из одного вида в другой.
Сегодня человечество уже пришло к осознанию мощи и влияния ТЕКСТА как всемерной и всемирной паутины (интернета), глобальной сети, определяющей судьбу и мира, и каждого отдельного человека. В рамках этих качественных определённостей. Но мощь и глобальность такого рода чреваты катастрофическими последствиями для человеческого сознания: власть ТЕКСТА всё более и более вытесняет власть здравого смысла и индивидуальной способности развития смысла. Пленительный (буквально!) мир Текста, сдерживает и сковывает, обвораживает индивида: последнему  хочется положиться на эту сеть и на её незыблемую железную мощь в определении судьбы жаждущего покоя и ритма человека. Однако, стоит маньяку или идиоту, дураку прорвать гамак Текста, а шире, цивилизации, нарушить целостность звеньев, - как весь мир человечества становится на грань катастрофы, рушится подобно кирпичикам домино, последовательно повергающим друг друга ниц. И всё человечество лихорадочно латает дырку за дыркой, потому что слишком взаимозависима система от подсистем, потому что эта железная взаимозависимость стала причиной участившихся чрезвычайных ситуаций. Разум вынужден исхитряться, изощряться в самоспасении, зиждЯЩемся* на реальной основе физического существования своей высокоорганизованной материи.

----------------------------
*Прости, рУтина и обскУра!
 Терпи капризы "самодУра"...
Три "У" - и тут-то перебор,
а уж в твоей муре - позор!