Своё образие - не безобразие!

Иван Табуреткин
Что такое «золотой фрак»*? Это, в сущности, внешнее выражение права на чувство собственного достоинства. Правда, выражение гипертрофированное, однако осознаваемое субъектом как заслуженное его недюжинным талантом и реализованными плодами таланта, право на признание, почтение и на незыблемость всего этого впредь.

Я пришёл к этому рассуждению неожиданно. И, по странной прихоти случая, докатился до "фундаментальных" обобщений. Читая книгу «Год на Севере» С.М.Максимова, где автор отмечает разницу между поморами и населением центральной России и, в частности, своеобразие независимой манеры первых держаться, говорить, поступать. Вместе с тем мне подумалось и о том, чего касается эта независимость, насколько она распространена в народе вообще, в народе региона в частности, - и о корнях этой независимости, о факторах, формирующих и поддерживающих её. Что это: бессознательная конфронтация, демарш в адрес центральной власти, государства, подавляющего периферийную инициативу и нивелирующего самобытность? Или стихийность самообороны, инстинкт самосохранения социотерриториальной группы с утвердившимся бытом, укладом, нравом и характером? И сколько тут от бессознательного инстинкта сохранения общегосударственности, от бескорыстного, не местечкового, не местного патриотизма? Это какая-то системообразующая и системосохраняющая закономерность – когда живая клеточка организма сопротивляется натиску, нажиму одолевающей весь организм болезни, распада. Это какой-то национализм навыворот – без своекорыстия и продажности, без тупости политического фанатизма, без ограниченности ближайшими, сиюминутными интересами и симпатиями. Человек твёрд и стоек в своём личном праве и понятии – и не податлив, не падок на соблазны и пряники эфемерид. И главное, парадоксальное: эта личная глубина и стойкость отвечает едва угадываемым интересам всего общества!

-------------------------------------

*"Золотой фрак" - фрак с золотой оторочкой, в который Гоголь после триумфа "Ревизора" облачался, выходя на публику. Впоследствии стал поводом для неоднократных саркастических реплик Достоевского, например, в «Дневнике писателя»:
“Мы, интеллигенция русская, плохие граждане, мы сейчас в обособлении. Не дадут нам чего – и мы дуемся… есть такие убеждения, ибо я свято верю, что это убеждение, а не обособление для оригинальности, из величия, из золотого фрака. Боюсь только золотого фрака… А действительно наши великие не выносят величия, золотой фрак. Гоголь вот ходил в золотом фраке. Долго примеривал. С покровителями, говорят, был другой”.